Риск-культура в современной банковской сфере
Авторы: Дадыко Сергей Игоревич, Марченко Алина Владимировна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 16.04.2016
Статья просмотрена: 16142 раза
Библиографическое описание:
Дадыко, С. И. Риск-культура в современной банковской сфере / С. И. Дадыко, А. В. Марченко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10264/ (дата обращения: 17.12.2024).
Многие думают, что риск-менеджмент — это элитарная наука, доступная для понимания и практического применения лишь специалистам с математическим образованием. Риск-менеджер представляется магом, который долго колдует над черным ящиком с неизвестным содержимым, произносит загадочные слова «PD», «LGD», «RAROC», «экономический капитал» и «Базель», после чего говорит «нет» в ответ на казалось бы выгодное бизнес-предложение.
Но это заблуждение, преодолеть которое и призвано развитие риск-культуры. Что же означает развитая риск-культура?
В условиях развитой риск-культуры каждый сотрудник, во-первых, знает, что находится в «черном ящике» риск-менеджера; во-вторых, понимает, как «результаты колдовства» можно применить с пользой для развития бизнеса; в-третьих, мотивирован на практическое применение «результатов колдовства».
Риск-менеджмент, как и любой другой управляющий процесс, четко регламентируется. Организационные структуры, роли, процедуры, инструменты и модели должны работать как слаженный механизм. Но опоры на формальные механизмы не достаточно для обеспечения устойчивости системы риск-менеджмента банка и ее адаптивности к постоянно меняющейся внешней и внутренней среде. Жизненные ситуации бегут впереди любой, даже самой обширной и детальной системы нормативных документов. Надежно закрыть возможные пробелы и серые зоны в нормативном регулировании помогают знания, ценности, принципы и убеждения в сфере управления рисками. Их совокупность и получила в международной практике название риск-культуры. [1]
В банках, в сфере управления рисками часто доминируют либо формальные процедуры, либо неформальные принципы и убеждения. Наиболее успешные банки развивают и то, и другое [2]
Развитие риск-культуры — очень важный, долгий и сложный путь. Он состоит из:
- обучения;
- внедрения инструментов риск-менеджмента в повседневную практику;
- построения системы мотивации, обеспечивающей применение инструментов риск-менеджмента;
- коммуникации ценностей и принципов риск-культуры внутри организации.
Развитая риск-культура означает, что сотрудники банка, непосредственно не связанные с функцией риск-менеджмента, могут говорить с риск-менеджерами на одном языке и понимают, что для банка в целом означает управление кредитным, рыночным или операционным риском и как конкретно оно касается этих сотрудников. На практике уровень риск-культуры меняется от банка к банку. Если в организации достаточно сильная риск-культура, риск-менеджмент пронизывает все: процессы, системы, управленческие решения, модели и т. д. В банках с менее развитой риск-культурой риск-менеджмент сводится к формальным заключениям и рекомендациям риск-менеджеров, зачастую не обладающих правом голоса при принятии бизнес-решений. [3]
Одним словом, весь инструментарий риск-менеджмента, каким бы совершенным он ни был, эффективен настолько, насколько развита культура управления рисками в организации.
Одной из причин медленного развития риск-культуры может быть слабая поддержка риск-менеджмента со стороны высшего руководства организации. Понимая важность внедрения инструментов управления рисками, руководство не всегда сознает, что риск-менеджмент касается не только риск-менеджеров, но и остальных сотрудников организации.
Сотрудники организации традиционно слабо заинтересованы в том, чтобы делиться информацией о рисках. Слово «риск» часто воспринимается сотрудниками в негативном ключе, они боятся стать его владельцами и начать отвечать за последствия. Организации приходится преодолевать эту установку закрытости у сотрудников, чтобы выявить проблему как можно раньше, пока она еще поддается урегулированию.
Часто сотрудники организации по-разному понимают риски, поскольку отсутствует единая стратегия управления рисками, разрознена нормативная база, отсутствуют программы обучения и развития компетенций в сфере риск-менеджмента, а уровень владения компетенцией не соответствует уровню занимаемой должности.
Еще один труднопреодолимый барьер развития культуры риск-менеджмента состоит в том, что люди в бизнесе часто сопротивляются попыткам взглянуть на их действия под иным углом, предсказать альтернативные варианты развития событий. Вот почему многое должно быть сделано для правильной коммуникации роли риск-менеджеров как партнеров и конструктивного противовеса в процессе подготовки и принятия бизнес-решений. [3]
На текущий момент банки находятся на разных стадиях развития риск-культуры. Для классификации разновидностей риск-культуры можно использовать различные признаки. Рассмотрим типологию на следующем примере. [4]
- Упор на объемы и доходы. Управление в организации осуществляется с ориентиром на объемы (оборот) и доходы от деятельности. Соответствующие показатели деятельности фактически не корректируются на риск. Осведомленность о риске в организации очень низкая: кроме профильных специалистов, не имеющих реального веса в организации, мало кто интересуется управлением рисками. Риск-менеджмент является сугубо контрольной функцией; регулярно происходят конфликты между подразделениями риск-менеджмента и фронт-офиса, в которых практически всегда побеждает последний.
- Упор на рентабельность. Осведомленность о риске в организации невысока. При принятии управленческих решений используются показатели, учитывающие риск, однако делается это формально. Гонению подвергается все, что ограничивает рентабельность. В организации есть риск-менеджер, который пытается вносить свой вклад в управление, но, поскольку его считают рупором расходов и убытков, его консервативные суждения мало кому интересны. Это приводит к тому, что реальный принимаемый уровень риска часто выше формально зафиксированного.
- Непринятие убытков любой ценой. Здесь речь идет о высоком уровне осведомленности о риске в организации, использовании риск- метрик в ограниченном объеме. Хорошо ли непринятие рисков и убытков любой ценой? Нет, поскольку по существу это означает потерю многих возможностей и может в конечном счете привести к краху организации.
- Голову в песок. В данном варианте организация полагает, что придерживается консервативного подхода к рискам, знает и хорошо управляет ключевыми из них, испытывая в связи с этим ощущение безопасности и комфорта. К сожалению, в реальности такой безопасности достигнуть невозможно, особенно с учетом высокой динамики внешней и внутренней среды кредитной организации. Поэтому процесс управления рисками должен быть регулярным и нацеленным на идентификацию и оценку новых видов рисков. В целом подобная риск-культура вряд ли приведет организацию к успеху на длительном временном интервале.
- Сбалансированная культура. В этом случае в организации имеют место высокий уровень осведомленности о рисках и активное использование показателей, скорректированных на риск; развитие организации в долгосрочной перспективе строится с учетом определенного аппетита к риску; отсутствует конфликт между функциями риск-менеджмента и бизнес- функциями на всех уровнях в организации, поскольку у них общие цели.
За последние 30 лет состояние риск-культуры в мировой банковской отрасли претерпело существенные изменения.
В период до 1990-х гг. компетенции в сфере риск-менеджмента находились на ранней стадии развития. Внутри кредитных организаций риск-менеджмент рассматривался исключительно в контексте соблюдения требования регулирующих органов.
1990-е гг. принесли понимание риск-менеджмента как сугубо контрольной функции и препятствия для развития бизнеса. Ценности и принципы риск-менеджмента часто вступали в конфликт со стратегией максимизации объемов бизнеса независимо от уровня прибыльности и риска.
В 2000-е гг., по мере существенного прогресса в развитии организационно-методологических аспектов риск-менеджмента, риск-метрики стали получать все большее распространение. На этот период приходится также тенденция переключения внимания банков на вопросы финансовой эффективности, максимизации прибыли. Риск рассматривался как составляющая расходов, вследствие чего функция риск-менеджмента испытывала серьезное давление. Оставался высоким уровень манипулирования риск-метриками, величина рисков банков зачастую занижалась. [1]
Период, последовавший за мировым финансовым кризисом 2008–2009 гг., стал началом перехода мировой банковской отрасли к сбалансированной риск-культуре. Получила развитие концепция аппетита к риску организации. Широкое внедрение метрик, сочетающих в себе риск и доходность, позволило существенно снизить градус конфликта между бизнес-функциями и функциями риск-менеджмента, объединив их общими целями на всех уровнях организационной иерархии. [5]
Путь крупнейших мировых банков к сбалансированной риск-культуре оказался нелегким и тернистым. Одни банки преодолели трудности, другие вследствие недостатков риск-культуры прекратили свое существование. В таблице 1, представлены примеры проявлений низкого уровня риск-культуры в крупнейших мировых банках. [6]
Таблица 1
Последствия низкого уровня риск-культуры вфинансовых институтах мира
Банк |
Ситуация вбанке (низкая риск-культура) |
Результат |
UBS |
Замедленная реакция на предупреди тельные сигналы. Отсутствие необходимых правил и руководств. Отсутствие интегрированных процессов управления рисками |
Убытки в размере $ 2 млрд. и отставка генерального директора |
BEARSTEARNS |
Консолидация полномочий у основной команды руководства, приведшая к отсутствию внутреннего критического анализа решений и излишней самоуверенности. |
Разорение банка |
SOCIETE GENERALE |
Отсутствие внутреннего критического анализа решений, изолированность подразделения по управлению рисками, неспособность предупредить о возникших сложностях. |
Операционные убытки от собственных торговых операций в размере € 4.9 млрд |
MF Global. |
Изолированность руководства в совокупности с неспособностью отреагировать на предупредительные сигналы и рекомендации комитета по управлению рисками. |
Банкротство брокера |
JPMORGAN Chase & Со. |
Излишняя самоуверенность, неспособность должным образом отреагировать на возникающие угрозы |
неспособность должным образом отреагировать на возникающие угрозы. Операционные убытки в размере $ 6.2 млрд и наложение штрафов на $ 920 млн для урегулирований разбирательства по делу «Лондонского кита» |
BARCLAYS |
Излишняя самоуверенность, неэффективные системы контроля рисков, слабое взаимодействие между руководством и рядовыми сотрудниками. |
Наложение штрафа в размере £ 290 млн за манипуляции со ставкой LIBOR |
По горячим следам кризиса 2008–2009 гг. банки много инвестировали в развитие риск-менеджмента и риск-культуры и достигли весьма впечатляющих успехов. Единый эталон в этом отношении отсутствует, каждый банк продвинулся дальше конкурентов в каких-то отдельных областях. В таблице 2, приведены примеры банков и темы, по которым они являются примерами передовых практик риск-культуры. [7]
Таблица 2
Лучшие практики риск-менеджмента ириск-культуры
Банк |
Темы, по которым банк является примером передовых практик |
Santander |
Школа управления рисками, охватившая своими активностями всех сотрудников банка во всех странах присутствия. |
BNP Paribas |
Использование показателя RAROC. Ценообразование, учитывающее риск. |
Intesa |
Организация кредитного процесса корпоративных клиентов и клиентов малого бизнеса. Андеррайтинг, охватывающий все. |
HSBC |
Организация розничного кредитного процесса. |
Lloyds |
Разбор конкретных примеров анализа рисков клиентов из различных сегментов. |
ING |
Реализация продвинутого подхода к управлению операционным риском (AMA). |
Nordea |
Премия «Банк года» в категории «Операционный риск» (апрель 2014 г.). |
Литература:
- Волков А. А. Управление рисками в коммерческом банке: Практическое руководство / А. А. Волков. — М.: Омега-Л, 2013. — 156 c.
- Новиков А. И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах: Учебное пособие / А. И. Новиков, Т. И. Солодкая. — М.: Дашков и К, 2013. — 288 c.
- Мамаева Л. Н. Управление рисками: Учебное пособие / Л. Н. Мамаева. — М.: Дашков и К, 2013. — 256 c.
- Балдин К. В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: Учебное пособие / К. В. Балдин. — М.: Дашков и К, 2013. — 420 c.
- Finmarket. www.finmarket.ru.
- Международный валютный фонд. http://www.imf.org/external/russian/.
- International Finance Corporation. www.ifc.org.