Основные характеристики политического PR | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 16.05.2016

Статья просмотрена: 13815 раз

Библиографическое описание:

Воронцова, Ю. В. Основные характеристики политического PR / Ю. В. Воронцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1121-1123. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30024/ (дата обращения: 30.10.2024).



Политика объединяет людей, предоставляя им идентичную информацию, прививает нормы, ценности и образцы поведения, приобщая к политической культуре и воспитывая в нужном ей на данный момент направлении. Одна из целей политики — формирование политической массы, однако без PR, политической рекламы и имиджмейкинга этого добиться невозможно.

Политический PR — это формирование общественного мнения по интересующим субъекта вопросам, управление массовыми политическими коммуникациями и информационными потоками. Без PR, без информационного воздействия на людей и эффективного управления таким воздействием нет политики. Ее нет и без политической рекламы и имиджмейкинга [2]. Политическая реклама побуждает людей к совершению какого-либо действия «прямо сейчас»: голосование на выборах за определенного кандидата, участие в митинге и др. Политический PR устанавливает долговременные доверительные отношения между политическим субъектом и общественностью, реализуется в политической сфере и представляет собой неодномерную систему, он связан с реализацией общих процессуальных функций политики, встроен в осуществление политического руководства [1]. Имиджмейкеры создают образ политического актора (субъекта политики) для публики, информационного пространства. Субъект — активный политический участник (организация, человек, группа) с определенными идеями, целями, задачами. Объект политического воздействия — электорат, целевая аудитория политических акторов.

Политический PR отличается от прочих видов тем, что его действие направлено, в первую очередь, на манипулирование политическими субъектами и лоббирование политических интересов различных классов. Его целью является формирование устойчивых каналов взаимодействия между акторами политического процесса, сочетающими в себе формальные и неформальные связи, а также учитывающие многовекторность и очевидную неопределенность протекающих процессов.

Современный политический PR — это прежде всего многостороннее политическое консультирование, в основном связанное с информационной сферой, коммуникационными процессами, однако по необходимости затрагивающее и более широкий круг вопросов [2].

Название «связи с общественностью» эта деятельность получила только сегодня, несмотря на то, что использовалась эта деятельность и Сократом (публичный диалог), и Юлий Цезарь (техника влияния). И сегодня, и в прошлые времена работники политического PR занимаются фактически одной и той же деятельностью, преследуют одни и те же цели и выполняют одни и те же функции.

Первая, и главная функция PR– информационно-политическая.

Специалисты по связям с общественностью разрабатывают информационную политику по направлениям деятельности государства, по государственной стратегии и тактике, отслеживают развитие событий по всем направлениям внутри- и внешнеполитической жизни страны. Профессионалы политической информации изучают внешних и внутренних контрагентов, анализируют конкретные ситуации, складывающиеся в государственной политике, оценивают общественное мнение, настроения различных слоев общества, реакцию населения на те или иные события политической жизни. На основании собранной информации они представляют аналитические данные, которые могут способствовать принятию эффективных государственных решений.

Вторая функция — информационно-коммуникативная, включающая информационную работу с населением, то есть распространение информации. При помощи информационно-коммуникативной работы поддерживается социально-психологический климат внутри государственных учреждений, обеспечивается соблюдение служебной этики, фирменного стиля и т. д.

Третьей функцией является консультативно-методическая, организующая консультирование по установлению взаимоотношений с общественностью разнообразных властных структур и подразделений. При осуществлении данной функции разрабатываются концептуальные модели сотрудничества власти и общества, различные пиар-программы, акции и кампании.

Четвертая, организационно-правовая функция предполагает уже реализацию разработанных концепций, то есть подготовку и проведение самых различных акций, пиар-кампаний, различного уровня деловых встреч, выставок, конференций с использованием технических средств, а также с привлечением средств массовой информации. Сюда входит также юридическое обслуживание служб, занимающихся связями с общественностью.

По целевому признаку можно выделить следующие виды политического PR: электоральный (избирательный) PR, или собственно политический PR — информационная поддержка и продвижение идей политической партии, движения вне электорального процесса; государственный PR, обеспечивающий публичные функции действующих институтов власти — законодательной, исполнительной, судебной. В современном обществе система политического PR развивается, разветвляется еще больше. Можно обнаружить возникновение новых структур и технологий, направленных, например, на поддержание и реализацию государственных проектов, системы лоббирования, формирования персонального политического имиджа, имиджа территории (региона).

К задачам политического PR относятся:

  1. Создание системы публичного информирования общества о взглядах, нормах, правилах государственного управления и функционирования политических институтов.
  2. Изменение или трансформация политического курса, стратегических или тактических аспектов реализации политики с помощью изучения потребностей электората.
  3. Смена или коррекция направлений, целей, программ, стратегий развития государства и его отдельных институтов.
  4. Инициирование процессов эволюционного и революционного содержания, ведущих к трансформации принципов и основ государственного строя, а также политического режима как такового.
  5. Участие политических консультантов в процессе создания партии, движения, вхождения в политику новых политических лидеров и т. д., которые отвечают актуальным запросам общества.

По технологиям воздействия Д. В. Ольшанский выделяет такие разновидности PR, как «чистый», «черный», «серый», «желтый», «красный» PR.

Сущность «чистого, белого» PRсостоит в работе с законными каналами коммуникации, основанных на доверительных, прозрачных отношениях кандидата и общественности. При использовании такого PR учитываются потребности населения, избирателей, которые можно узнать только при двусторонней коммуникации.

«Мишенью» PR-усилий является потребитель, электорат.

Цель «черного» PR — создание и донесение до избирателей «образа врага» в лице оппонентов с использованием незаконных технологий по таким направлениям, как: недоверие (что исходит от оппонента-неприемлемо); негативное ожидание (от врага нельзя ждать хорошего); возложение вины и ассоциация со злом (все беды и несчастья связаны с оппонентами). Массовое сознание настраивается против неугодного политика с помощью правдоподобной, либо, напротив, неправдоподобной, совершенно невероятной лжи. Она выбивает оппонентов из колеи, ставит перед необходимостью оправдываться и отталкивает от них порядочных избирателей.

«Серые» PR-технологии уже не «белые», но еще не «черные». Это искусство тонких намеков, которые абсолютно соответствуют правде, но выявляют не самые важные и часто не имеющие отношения к политической деятельности, но оказывающие влияние на репутацию политика моменты. Обычно это факты из личной биографии, которые человек не хочет афишировать и которые действительно могут повредить ему в глазах общественности.

«Желтый» PR — это скандальная слава, для обретения которой политик не гнушается сомнительными связями, историями и поступками, которые он (или за него) активно освещаются в соответствующих средствах массовой информации.

«Красный» PR — оппозиционный по отношению к текущей властиPR. Он имеет достаточно определенную, «ностальгическую» стилистику. ТакойPR воспроизводит политическую и всякую иную символику советских времен, эксплуатирует привычную музыку, выстраивает соответствующее ассоциативно-семантическое пространство. Оппозиционность и традиционность–основа популярности «красного» PR [2].

Инструментами политического PR являются:

− социологические исследования;

− разработка стратегии проведения кампаний;

− имидж-сопровождение политика;

− мониторинг внешней среды;

− привлечение федеральных и региональных СМИ;

− подготовку и производство наглядной агитации (щитовая реклама, плакаты, растяжки, листовки и т. д.);

− пропаганда;

− проведение специальных мероприятий;

− организацию встреч с электоратом;

− спичрайтинг;

− использование поддержки лидера мнений;

− юридический и финансовый консалтинг в рамках предвыборной кампании;

− политический консалтинг.

Политический PR в современной России не всегда использует честные способы продвижения, но достичь долговременного успеха можно лишь используя прозрачные способы позиционирования, а также используя комплекс инструментов политического PR.

Литература:

  1. Кривоносова А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. — СПб.: Питер, 2010. — 384 с.
  2. Д. В. Ольшанский Политический PR. –СПб.: Питер, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): политическая реклама, массовая информация, общественное мнение, общественность, политический, связь, функция.


Задать вопрос