Печатные средства массовой информации как механизм трансформации мировоззрения граждан эпохи перестройки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 26.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Руденко, М. Ю. Печатные средства массовой информации как механизм трансформации мировоззрения граждан эпохи перестройки / М. Ю. Руденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121194/ (дата обращения: 08.01.2025).



В данной статье автор поднимает проблему изменения роли прессы в условиях реформирования политической системы. Автор ставит перед собой задачу исследовать печатные средства массовой информации как инструмент формирования мировоззрения граждан. Ранее газеты выступали в роли проводника идей КПСС. Данная статья посвящена газетам как доступному средству агитации граждан СССР. В статье рассматриваются печатные издания различных уровней, их отношение к выборам в Совет народных депутатов. В заключении делается вывод о том, что благодаря масштабной работе средств массовой информации был обеспечен высокий уровень осведомленности граждан о проведении выборов, что привело к росту политической активности граждан.

Ключевые слова: средства агитации, пресса, перестройка, выборы.

In this article, the author raises the problem of changing the role of the press in the context of reforming the political system. The author sets himself the task of researching print media as a tool for shaping the worldview of citizens. Previously, newspapers acted as a conduit for the ideas of the CPSU. This article is devoted to newspapers as an accessible means of agitation of citizens of the USSR. The article examines printed publications of various levels, their attitude to the elections to the Council of People's Deputies. In conclusion, it is concluded that due to the large-scale work of the mass media, a high level of awareness of citizens about the conduct of elections was ensured, which led to an increase in political activity of citizens.

Keywords: means of agitation, the press, perestroika, elections.

Выборы депутатов Съезда Народных депутатов, состоявшиеся 26 марта 1989 года — один из основополагающих моментов в становлении современной избирательной системы Российской Федерации. Этому событию предшествовали принятие в июне 1988 года резолюции «О демократизации советского общества и реформе политической системы», а также закон «О выборах народных депутатов СССР», принятый 1 декабря 1988 года Верховным Советом СССР. Эти законодательные акты подтолкнули советскую политическую систему к демократизации, дали возможность появления политического плюрализма.

Кроме того, новшеством стал объявленный М. С. Горбачевым курс на дружеские отношения с прессой. «Принципиальным для нас, — заявил он на съезде, — является вопрос о расширении гласности... Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении... Иной раз, когда речь идет о гласности, приходится слышать призывы поосторожнее говорить о наших недостатках и упущениях, о трудностях, неизбежных в любой живой работе. Ответ тут может быть только один, ленинский: коммунистам всегда и при всех обстоятельствах нужна правда... Поэтому нам надо сделать гласность безотказно действующей системой» [1, с. 60].

Одной из характеристик демократических выборов (а выборы 1989 года являются первыми демократическими выборами в СССР) является альтернативность. Альтернативность — необходимость единственного выбора между взаимоисключающими возможностями [2, с. 16]. Эта черта предусматривает наличие возможности у кандидатов вести агитацию среди избирателей.

Агитация проводилась всеми возможными способами — публикации в печатных изданиях, распространение листовок среди населения, проведение встреч кандидатов с избирателями, организация шествий и митингов, «хождение» по квартирам, создание оппозиционных телепередач. Кроме того, рождается то явление, которое в современном политическом пиаре называется «черным пиаром» — распространение компромата на кандидата-соперника.

Агитационные листовки и газеты не являлись новаторством в сфере политической пропаганды. Подобный способ воздействия на граждан был еще опробован в начале XX века. Но на исходе века этот тип пропаганды вновь стал популярен в рождающемся демократическом обществе СССР.

Агитацию использовали не только «молодые» политики (по опыту, но не по возрасту), но и «титаны» государственного управления. Подобный опыт был новый не только для кандидатов, но и для граждан. Избиратели имели возможность познакомиться с предвыборной программой кандидата в депутаты и заранее сделать свой выбор. Кандидаты в депутаты в СМИ и листовках не стеснялись говорить о проблемах советского народа. А проблемы были. Экономический застой, социальная нестабильность, дефицит товаров первой необходимости. Кроме того, в агитационных материалах затрагивались вопросы правового государства, защиты прав граждан, демократизации политической системы. Эти вопросы были навеяны прозападной агитацией.

К началу 1989 года советская пресса раскололась на официальную советскую прессу и оппозиционно-демократическую. В таких издания как «Огонёк», «Московские новости», «Комсомольская правда» появлялись материалы, агитирующие за альтернативных кандидатов (например, за Б. Н. Ельцина, который пользовался большой популярностью в народе).

Перед прессой возникли главные задачи — сформировать отношение людей к альтернативным выборам и разъяснить что такое альтернативные выборы. Поэтому агитация шла не только за конкретных кандидатов, но и в целом за процесс демократических альтернативных выборов.

На страницах различных газет мы видим стремление ЦИК разъяснить гражданам СССР не только суть работы ЦИК в обновленном формате, но и важность грядущих выборов в Совет Народных депутатов. М. Куштапин «...нам предстоит бороться, за первый практический шаг к подлинному народовластию, к претворению в жизнь реформы политической системы страны…. От того, кого мы с вами изберем в новый верховный орган власти… будет во многом зависеть наш завтрашний день, судьба перестройки. А раз так, то от каждого из нас, от нашего выбора прежде всего зависит самое главное — чтобы перестройка, демократизация и гласность оказались в верных и надежных руках истинно народных депутатов» [3].

На страницах «Московских новостей» мы можем наблюдать разъяснения о ходе проведения предвыборной кампании. На первой странице газеты от 29 января 1989 года мы видим информацию о том, что 24 января завершилось выдвижение кандидатов в народные депутаты СССР. Далее следует описание дальнейшего пути предвыборной гонки, а так же в «Московских новостях» существует раздел «Как и кого мы выбираем» [4]. На страницах данной газеты идет разъяснение о ходе предвыборной кампании, о кандидатах и о важности достойного проведения первых выборов на альтернативной основе.

В противовес этому изданию — еженедельник «Аргументы и факты», напротив,уделяет выборам не такое тщательное внимание. Под освещение предвыборной кампании в нем отведена лишь одна рубрика — «Вся власть советам». А в газете «Правда» вообще отсутствует отдельная рубрика, посвященная выборам. Но стоит отметить, что новости о выборах шли на первой полосе, что подчеркивает их важность и актуальность для граждан, а также привлекает внимание читателя.

Не обделяют своим вниманием политическую повестку дня и издания, специализирующиеся на совсем иных направлениях жизни общества. Например, газета «Советский спорт» — выпуск № 20 от 25 января 1989 года. В выпуске мы видим не только спортивные новости, но и статью посвященную важности профсоюзов в политической жизни общества — «В политической системе общества повышается роль профессиональных союзов. Начиная с предстоящих в марте 1989 года выборов народных депутатов СССР, профсоюзы, как массовая общественная организация трудящихся, впервые будут непосредственно представлены в высших органах государственной власти. Тем самым существенно увеличиваются возможности участия профсоюзов в управлении социально-экономическим развитием страны, в деле защиты законных прав и интересов трудящихся [5].

Обращаем свое внимание на местные издания. Газета «Вперед» Загорского района Московской области в выпуске № 5 от 09.02.1989 года знакомит жителей города и района с кандидатами по Загорскому избирательному округу № 31, названы члены участковых избирательных комиссий, а также доводится до сведения граждан информация о ходе предвыборной кампании [6].

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что перед прессой стояла главная задача — донести до избирателя информацию о проведении первых альтернативных выборов на территории страны, предоставить информацию о кандидатах в депутаты и об их предвыборной программе. Сделано это было таким образом, чтобы информированы были все граждане, вне зависимости от рода деятельности, увлечений, места проживания. Благодаря агитационной работе средств массовой информации были обеспечены высокий уровень осведомленности граждан о проведении выборов, что привело к росту политической активности граждан и высокой явке (89,8 %).

Литература:

  1. Материалы XXVII съезда КПСС.
  2. Краткий политический словарь — М.: Издательство политической литературы, 1987.
  3. Газета «Известия» — 24.12.1988
  4. Газета «Московские новости» — 29.01.1989
  5. «Советская газета», 25.01.1989, № 20,
  6. https://yandex.ru/archive/catalog/25363adb-9af7–4087-a126-b1c11d89824a/2?center=185+941 (дата обращения 10.08.2024)
  7. «Вперед», 09.02.1989, № 5, https://muzei-dubna.ru/books/elektronnyij-arhiv/elektronnyij-arhiv-gazetyi-vpered-1989-god/ (дата обращения 10.08.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): выбор, предвыборная кампания, газета, политическая система, CPSU, USSR, высокий уровень осведомленности граждан, массовая информация, народный депутат СССР, политическая активность граждан.


Ключевые слова

пресса, выборы, перестройка, средства агитации

Похожие статьи

Задать вопрос