Данная статья посвящена анализу проблематики культуры участия гражданского общества в избирательных процессах РФ. Электоральная культура рассматривается как производная политической культуры общества.
Ключевые слова: политическая культура, коммуникативизм, избирательные технологии.
This article is devoted to the analysis of the problems of the culture of participation of civil society in the electoral processes of the Russian Federation. Electoral culture is considered as a derivative of the political culture of the society.
Keywords : political culture, communicationism, electoral technologies.
Электоральная культура представляет собой систему взглядов, а также поляризацию общества в отношении политической системы. В рамках данной статьи реализуется тезис, что электоральная культура является производной частью от политической культуры в целом.
Рассматривая же политическую культуру, то для нас это набор знаний, установок и моделей поведения общества в отношении государства и функционирования властных систем в целом [1, с. 42]. Сама же классическая типология определяется по таким факторам как отношение и восприятие себя к государству и власти; отношение к формированию политического решения; а также восприятие реализации политического решения обратной связью. Данный научный концепт включает в себя также фактор идеологии, процесс социализации общества, а также традиции общественного поведения [2, с. 15]. Политическая система основывается на данной культуре и ей определяется.
Электоральная культура рассматривает пространство участия гражданского общества и его действие в отношении избирательного процесса, а также уровень реализации представительства в политической власти [3, с. 56]. В странах с традиционными демократиями данная культура является фундаментом избирательного процесса, а также главным фактором функционирования демократической системы. Потому что помимо народа к участию в выборе также добавляются множество агентов содействия процессу [4, с. 91]. Среди них стоит выделить такие стейкхолдеры как институт СМИ, политические партии, а также политическая элита. Электоральная культура позволяет системе решить самые основные задачи для поддержания целостности политического механизма, потому что сам процесс выборов разрешает конфликты интересов ненасильственным путем. Для элиты это возможность лоббировать собственные интересы под предлогом благ, а также произвести кадровую рокировку, для СМИ это основной источник трудовой деятельности. Для поддержания данной культуры СМИ выполняет решающую роль, потому что для поддержания избирательной активности, необходимо создавать спрос на участие в политике, потому что традиционные политические партии в постидеологическое время уже не могут выразить достойно интересы представляемых классов. Это также связано с тем, что для гражданского общества в эпоху постматериальных ценностей [5. с. 74] идеологические картины мира не имеют ценностей, потому что они не могут дать объективной картины.
Это создает потенциальный кризис для электорального процесса, потому что возникновение идеологической пустоты может разорвать традиционную коммуникацию основных акторов политической системы, поэтому современная коммуникация выстраивается уже на основе реализации потребительских запросов населения, полностью перестраивая дискурс политической культуры, сохраняя только паттерны и способы организации выборов.
Можно предположить, что концепция постматериальных ценностей становится главным основанием для реализации пиар-технологий избирательных систем, что создаёт поляризацию в обществе и мобилизует его на конфликтологические дебаты, что также воспроизводится на политическую повестку, позволяя элитам добиться необходимой лояльности и избирательного доверия. А в долгосрочной перспективе это возобновляет динамику электоральной культуры государства в рамках демократической системы. Но стоит сказать, что риск консьюмеризации политики возрастает из-за постоянной эмоционализации политики и ребрендинга политических партий, разрушая их функциональное содержательное различие из-за погони за удовлетворением общественного потребления [6, с. 48].
Рассматривая национальную действительность, мы приходим к ряду проблем. Одна из них выражается в проблеме формирования гражданской политической культуры. Ведь нашей государство очень молодое для выработки традиций демократической системы, а существующие поколения имеют полярные различия, пытающиеся произвести анализ истории отечества в целом, ища корни и предпосылки существующих паттернов. Игнорируется очень влиятельный пласт Советского прошлого, учитывая, что старшие поколения еще являются носителями прошлой системы. Его можно охарактеризовать по Фромму как авторитарное общество [7, с 31], но под данным термином подразумевается система авторитетов и тип мышления, основанный на коллективной этике и зависимости от решений власть имеющих. В данном пространстве политическая социализация происходит без принципа электоральных ценностей и политической конкуренции. Такой тип общества также имеет закрытую стратификацию и низкую социальную мобильность по классовому признаку [8, с. 95].
Построение нового государственного строя при социалистических традициях для государства является фундаментальным вызовом, потому что это требует обоснования гражданской мобилизации для избирательных процессов, но в тоже время отсутствует электоральная культура традиционной демократии. Также стоит отменить о необходимости построения с нуля коммуникативной связи между властью и обществом, что не предусматривалось в прошлом строе. На таком этапе возможна трансляция ценностей посредством технологий пиара со стороны элит в массы, где в перспективе основной мобилизационный ресурс должна представить группа молодежи [9, с. 7].
Также важно отменить, что наша страна встретила процесс построения избирательной системы и гражданской политической культуры в постидеологическую эпоху, что создает пропасть между модерновой и постмодерновой структурой. Электоральные технологии политических партий полностью соответствуют общемировой тенденции, но также проблема состоит в том, что они не могут основательно представить свой электорат, только лишь по принципу общественных запросов, не формируя аксиологическую картину политического пространства. Стоит также сказать, что отсутствие политической идеологии на официальном уровне позволяет электоральной системе строить гибкие стратегии привлечения спроса на политическую активность посредством выборов. Но для основного контингента из среднего и старшего поколения это создаёт трудность для выработки мотивации в политическом участии, потому что данные поколения имеют модерную ментальность, которая требует идеологической картины мира.
Это дает огромное перспективное поле для института СМИ, позволяя реализовывать конструкции симулякров на исторической почве, интерпретируя национальную историю для подачи конструктов политического цикла. Данная стратегия является рациональной в вопросе построения будущей электоральной культуры демократической системы, потому что при полной замене политического режима встаёт вопрос времени удержания. Чтобы сформировать поколения нового социально-политического уклада для обеспечения будущей стабильности государства, должны быть заложены предпосылки в воспитании электоральных традиций.
Таким образом, в рамках данной статьи была рассмотрена проблематика электоральной культуры в Российской Федерации. Данный концепт представляет производную от политической культуры, а сама культура в своей онтологической основе состоит из традиций, которые основаны на устоявшихся паттернах поведения. Для национального поля стоит большая задача построения адекватной электоральной культуры, сложность чего выражена в наличии огромной массы представителей социалистического общества, политическая культура которой крайне малоэффективна в условиях демократической системы. Для реализации данной стратегии основной уклон идет на развитие коммуникативных связей между государством и обществом за счёт пиар-технологий, структура которых позволяет обходить вопросы идеологической повестки.
Литература:
- Blumer J. The Crisis of Public Commication. London: Routledge, 1994.
- Липпман В Общественное мнение. М.: АСТ, 2018
- Gruning J. Managing Public Relations. London: Rinheart and Winston, 1997.
- Street J. Politics and Popular culture. N.Y., 2004
- Лиллекер Дж. Политическая Коммуникация. Харьков: Гуманитарный Центр, 2001.
- Mcnair B. An Introduction to Political Communication. London: Routledge, 2004
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2020.
- Гатина Н. П. Советская номенклатура: история и перспективы изучения. М., 2010.
- Тюков Н. А., Шаповалов В. Л. Формы участия российской молодежи в политических и электоральных процессах // Избирательное законодательство и практика. 2022. № 1.