Информационная открытость органов власти в концепции государственного PR | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.10.2019

Статья просмотрена: 3538 раз

Библиографическое описание:

Ермолаев, Г. С. Информационная открытость органов власти в концепции государственного PR / Г. С. Ермолаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 279-282. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63398/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена идентификации положения феномена информационной открытости органов государственной власти в концептуальных координатах теории связей с общественностью, в частности — государственного PR. Рассматриваются проблемы функциональных последствий имплементации механизмов информационной открытости и противоречия периода постиндустриального транзита.

Ключевые слова: информационная открытость, транспарентность, связи с общественностью, PR, информационное общество

Информационная открытость органов власти становится сегодня одной из важнейших характеристик в оформлении государственной политики. Под «информационной открытостью» органов государственной власти понимается такой организационно-правовой режим предоставления достаточного и необходимого объёма общественно значимых сведений о деятельности органов власти, базирующийся на конституционном праве граждан свободного доступа к информации, где прослеживается координационное взаимодействие общества со структурами власти [10, с. 21].

Исследователи выделяют целый ряд положительных эффектов, которые сопутствуют имплементации механизмов информационной открытости в деятельность госструктур. Среди них: минимизация рисков при подготовке управленческих решений по социально значимым проблемам; возможность прогнозировать эффект их воздействия на общественное мнение; обеспечение населения временным резервом для подготовки к ожидаемым переменам; возможность не чрезвычайной, а инициативной мобилизации общественных сил на решение социальных проблем; синхронизация процессов в центре и на местах [2, с. 16]. Рассматриваются и такие «функциональные» последствия, как предотвращение социальных конфликтов внутри страны и на международном уровне, повышение эффективности органов власти [3, с. 9]. Ю. С. Дубровская и К. С. Жаворонкова, анализируя данные международных исследовательских организаций, утверждают, что «информационная открытость деятельности органов власти любого уровня является неотъемлемым критерием комплексной оценки эффективности государственного управления» [5, с. 58]. Е. А. Каменская, рассуждая о праве на доступ к информации (которое является нормативной основой информационной открытости органов власти), заключает: важность этого права состоит в том, что оно одновременно является механизмом защиты других прав, так как открытость деятельности органов власти снижает уровень нарушений прав и свобод граждан [7, с. 18].

Фоновым и необходимым условием расширения открытости государственного управления стало опережающее развитие информационных технологий. «Постиндустриальный транзит», «информационная революция» приходятся на рубеж ХХ–ХХI веков: переход к «информационному обществу» происходит в режиме реального времени, трансформируя общественные отношения на качественном уровне. Информационное управление приобретает характер одного из ключевых элементов государственного управления и включает в себя управление информационными потоками и ресурсами, развитием информационно-коммуникационной структуры [8, с. 92]. М. А. Романова в этой связи замечает, что анализ проблемы борьбы за власть на сегодняшний день «смещается от «классической» постановки вопроса о власти и собственности на средства материального производства в плоскость борьбы за власть и собственность на средства производства общественного мнения» [11, с. 114].

Следует, однако, высказать предположение о том, что технический аспект изменений всё же значительно опережает трансформацию ценностей. Власть, граждане, социальные группы и даже обособленные этносы оказываются в ситуации неготовности к изменениям, от которых уже невозможно изолироваться. Поэтому и органами власти «информационные технологии воспринимаются не как инструмент ведения переговоров, а как рычаг усиления контроля над населением» [4, с. 115]. Более того, развитие средств коммуникации ставит «нынешних политических деятелей в ситуацию беспрецедентного информационного», имиджевого риска, порождая и «неизвестную ранее форму уязвимости» [11, с. 115]. Обеспечить конфиденциальность или ограничить доступ к данным становится всё сложнее.

Описанные тенденции получают свое отражение в целом ряде теоретических конструктов, свидетельствующих об общем векторе движения: «прозрачность» или «транспарентность» (transparency), «нулевая приватность» (zero privacy), «открытость», «информационная открытость».

Именно на пороге информационного общества возникает представление как об информационной открытости государственного управления, так и о перспективе «субъект-субъектного» взаимодействия государства и социума. На концептуальном уровне, в теории связей с общественностью «диалогу» как форме взаимодействия власти и общества отводится высокое положение. В схеме Дж. Грюнига и Т. Ханта, описывающей изменение моделей PR в процессе исторического развития социума от грубой пропаганды и одностороннего информирования до того уровня взаимодействия, когда общество обретает свою «субъектность», высшей ступенью эволюции становится «диалогическая модель» [6, с. 86]. Феномен информационной открытости, таким образом, обретает своё место в концепции развития моделей PR, потому что сама сущность диалога предполагает «открытость» [9, с. 29].


Таблица 1

Принципы открытости, их интерпретация и соответствие механизмам (инструментам)*.

Принцип

Интерпретация

Механизмы (инструменты)

1. Принцип информационной открытости

Своевременное предоставление информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти (доступ к которой специально не ограничен правовыми актами федерального уровня), которая является открытой, общедоступной и достоверной, в формате, удобном для её поиска, обработки и дальнейшего использования, в том числе в форме «открытых данных».

1) реализация принципа информационной открытости;

2) обеспечение работы с открытыми данными;

3) обеспечение понятности нормативно-правового регулирования, государственной политики и программ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти;

4) принятие плана деятельности и ежегодной публичной декларации целей и задач федеральных органов исполнительной власти, их общественное обсуждение и экспертное сопровождение;

5) формирование публичной отчетности федерального органа исполнительной власти;

6) информирование о работе с обращениями граждан и организаций;

7) организация работы с референтными группами;

8) взаимодействие федерального органа исполнительной власти с общественным советом;

9) организация работы пресс-службы федерального органа исполнительной власти;

10) организация независимой антикоррупционной экспертизы и общественного мониторинга правоприменения.

2. Принцип понятности

Представление целей, задач, планов и результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом информации о деятельности указанных органов власти.

3. Принцип вовлечённости гражданского общества

Обеспечение возможности участия граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений с целью учета их мнений и приоритетов, а также создания системы постоянного информирования и диалога.

4. Принцип подотчётности

Раскрытие федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечивая возможность осуществления гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.

* Выполнено автором.


В логике «Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р [1] «информационную открытость» можно интерпретировать как реализацию принципов открытости органов исполнительной власти, задач и механизмов в сфере обеспечения открытости государственного управления (см. таблицу 1). Фактически документ даёт нормативное определение «информационной открытости» власти, раскрывая сущность данного феномена. В контексте этого определения присутствуют и процедуры общественного согласования, и элементы общественного контроля — организационный базис потенциальной «субъектности» гражданского общества.

Литература:

  1. Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158273/ (дата обращения: 25.09.2019).
  2. Бегинина И. А. Потребность в транспарентности власти как основа моделей взаимодействия государства и населения / И. А. Бегинина // Известия Саратовского ун-та. — 2009. — № 2 — С. 16–19.
  3. Бегинина И. А. Транспарентность власти в общественном мнении: региональный срез / И. А. Бегинина // Известия Саратовского ун-та. — 2010. — № 2 — С. 9–13.
  4. Быков И. А. Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография / И. А. Быков. — СПб., 2013. — 200 с.
  5. Дубровская Ю. В. Жаворонкова К. С. Информационная открытость органов власти как важнейший критерий эффективности государственного и муниципального управления / Ю. В. Дубровская, К. С. Жаворонкова // Государственное управление. Электронный вестник. — 2016. — № 55. — С. 58–75.
  6. Зайцев А. В. Диалогическая модель связей с общественностью Дж. Грюнига и современность / А. В. Зайцев // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2013. — № 3. — С. 84–88.
  7. Каменская Е. А. Сущность и особенности информационной открытости органов власти в современной России / Е. А. Каменская // Общество: политика, экономика, право. — 2011. — № 2.– С. 18–24.
  8. Нисневич Ю. А. Информация и власть / Ю. А. Нисневич. — М.: Изд-во «Мысль», 2000. — 207 c.
  9. Пономарев Н. Ф. «Грюнигианская парадигма»: благие намерения и суровая реальность / Н. Ф. Пономарев // ARS ADMINISTRANDI. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ. — 2013. — № 3. — С. 24–39.
  10. Резер Т. М. Информационная открытость органов государственного и муниципального управления / Т. М. Резер. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 160 с.
  11. Романова М. А. Особенности работы пресс-служб органов власти в процессе становления новых форм информационного воздействия / М. А. Романова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 2. — С. 113–117.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, информационная открытость, государственное управление, гражданское общество, федеральный орган, государственная власть, государственная политика, информационное общество, общественное мнение, целый ряд.


Похожие статьи

Цифровизация государственного и муниципального управления как процесс повышения открытости органов власти

В данной статье автор описывает процесс цифровизации государственного и муниципального управления, как способ повышения уровня информационной открытости органов власти. Даётся определение информационной открытости и его место в академическом дискурсе...

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

Трансформация Public Relations в эпоху государственного дирижизма и информационного противоборства

В данной статье исследуется динамика Public Relations (PR) в контексте возрастающего влияния государства на информационную сферу и эскалации информационных войн. Анализируются ключевые тенденции в эволюции PR, правовые аспекты его регулирования, а та...

Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства

В статье проанализированы особенности информационного взаимодействия в условиях глобализации. Сделан вывод о росте значения качества информационного взаимодействия в условиях формирования сетевой экономики.

Повышения уровня эффективности государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов

В данной статье автор описывает механизмы повышения уровня эффективности органов государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов. Даётся определение эффективности государственного управления и его место в академическ...

Информационные технологии в гражданском судопроизводстве: состояние и перспективы развития

Статья посвящена анализу научной разработанности проблематики внедрения информационных технологий в гражданское судопроизводство. Автор рассматривает текущее состояние и потенциальные перспективы использования информационных технологий в сфере гражда...

Проблемы электоральной культуры в Российской Федерации

Данная статья посвящена анализу проблематики культуры участия гражданского общества в избирательных процессах РФ. Электоральная культура рассматривается как производная политической культуры общества.

Некоторые особенности функционирования публичной политики в условиях демократии

Исследовано некоторые особенности функционирования публичной политики в условиях демократии, определены понятия «публичность», «публичная политика». Проанализированы некоторые особенности подходов к пониманию функционирования публичной политики в усл...

Влияние достижений цифровизации на профессиональную деятельность адвоката

В рамках настоящего исследования автором поднимается вопрос влияния достижений цифровизации на профессиональную деятельность адвоката. Проводится анализ основных направлений внедрения цифровых технологий в институт современной адвокатуры, дается объе...

Правовое регулирование свободы СМИ в современной России

В исследовании рассматриваются основы правового регулирования свободы средств массовой информации в современной России. Актуальность темы научного исследования обусловлена ростом информационного общества, появлением новых средств массовой коммуникаци...

Похожие статьи

Цифровизация государственного и муниципального управления как процесс повышения открытости органов власти

В данной статье автор описывает процесс цифровизации государственного и муниципального управления, как способ повышения уровня информационной открытости органов власти. Даётся определение информационной открытости и его место в академическом дискурсе...

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

Трансформация Public Relations в эпоху государственного дирижизма и информационного противоборства

В данной статье исследуется динамика Public Relations (PR) в контексте возрастающего влияния государства на информационную сферу и эскалации информационных войн. Анализируются ключевые тенденции в эволюции PR, правовые аспекты его регулирования, а та...

Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства

В статье проанализированы особенности информационного взаимодействия в условиях глобализации. Сделан вывод о росте значения качества информационного взаимодействия в условиях формирования сетевой экономики.

Повышения уровня эффективности государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов

В данной статье автор описывает механизмы повышения уровня эффективности органов государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов. Даётся определение эффективности государственного управления и его место в академическ...

Информационные технологии в гражданском судопроизводстве: состояние и перспективы развития

Статья посвящена анализу научной разработанности проблематики внедрения информационных технологий в гражданское судопроизводство. Автор рассматривает текущее состояние и потенциальные перспективы использования информационных технологий в сфере гражда...

Проблемы электоральной культуры в Российской Федерации

Данная статья посвящена анализу проблематики культуры участия гражданского общества в избирательных процессах РФ. Электоральная культура рассматривается как производная политической культуры общества.

Некоторые особенности функционирования публичной политики в условиях демократии

Исследовано некоторые особенности функционирования публичной политики в условиях демократии, определены понятия «публичность», «публичная политика». Проанализированы некоторые особенности подходов к пониманию функционирования публичной политики в усл...

Влияние достижений цифровизации на профессиональную деятельность адвоката

В рамках настоящего исследования автором поднимается вопрос влияния достижений цифровизации на профессиональную деятельность адвоката. Проводится анализ основных направлений внедрения цифровых технологий в институт современной адвокатуры, дается объе...

Правовое регулирование свободы СМИ в современной России

В исследовании рассматриваются основы правового регулирования свободы средств массовой информации в современной России. Актуальность темы научного исследования обусловлена ростом информационного общества, появлением новых средств массовой коммуникаци...

Задать вопрос