Статья посвящена исследования развития института медиации в российском правовом обществе. Автором в ретроспективе рассмотрены предпосылки становления института медиации, выделены основные этапы становления медиации в Российской Федерации. На основании аналитического обзора литературных источников и законодательных документов определены проблемные аспекты развития медиации в России.
Ключевые слова: медиация, разрешение споров, становление, развитие, правовая система.
The article is devoted to the study of the development of the institution of mediation in the Russian legal society. In retrospect, the author examines the prerequisites for the formation of the institution of mediation, highlights the main stages of the formation of mediation in the Russian Federation. On the basis of an analytical review of literary sources and legislative documents, the problematic aspects of the development of mediation in Russia are identified.
Keywords: mediation, dispute resolution, formation, development, legal system.
Институт медиации, в последнее время в западных странах заработал солидную репутацию и вызывает все больший интерес в правовой сфере России. Однако этот актуальный метод альтернативного разрешения споров воспринимается крайне неоднозначно отечественными специалистами в области права. Большинство суждений об этом способе разрешения споров российских правоведов строятся на основании нескольких переведенных с английского или немецкого языка научно-популярных статей, посвященных медиации и несколько упрощенных национальных теоретических идей. Следовательно, актуальной является цель данной статьи — исследование процесса развития медиации в современных условиях становления правового общества в России. Для достижения цели предлагается решить ряд научно-познавательных задач: определить сущность и технологию медиации, стадии процесса, определить требования к лицу медиатора, а также юридические последствия медиации и их реализацию в национальном праве России и других стран мира. Исходя из цели статьи, для исследования института медиации как института гражданского общества и изучения историко-правовых основ альтернативных способов осуществления правосудия использовался исторический метод, сравнительно-правовой анализ, статистический метод с использованием системно-структурного и деятельного подходов.
Медиация в ее современном понимании начала развиваться во второй половине XX в., прежде всего, в странах англо-американского права — США, Великобритании, Австралии, а затем постепенно стала распространяться и в других государствах Запада. Однако, использование посредников для разрешения споров отмечается с давних времен, в частности, историки отмечают подобные случаи еще в торговле финикийцев в Вавилоне. Римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530–533 н. э.), использовало посредничество. Посредничество закреплялось в немецких кодексах обычного права, оно присутствовало в правовых документах раннего периода и на территории России. Традиции соответствующего правосудия имеют в Российской Федерации (РФ) более чем тысячелетнюю историю и имели место с Х века до первой трети ХХ века. Исчезла эта система с приходом советской власти и введением советского права [6]. В современной РФ медиация пришла уже как наработанная технология в начале ХХI века, в частности в 2005 году на государственном уровне была проведена Аппаратом полномочного представителя Президента в ЦФО совместно с Межрегиональным центром управленческого и политического консультирования (МЦУПК) первая международная конференция «Медиация. Новый шаг на пути построения правового государства и гражданского общества» [5].
Среди российских специалистов в рамках данной статьи следует выделить наработки таких, как Новиков А. В., Орсаева Р. А., Сухоставская Ю. В., Торопова А. А., Шакиров С. Е., Шиянова А. С. и др. Так, Шиянова А. С. рассматривает восстановительное правосудие в историческом контексте, в частности, его истоки, предпосылки возникновения, механизм функционирования. По определению Орсаевой Р. А., медиация является альтернативной формой разрешения споров, то есть альтернативой судебному разбирательству. Одним из принципов медиации является добровольность, то есть стороны сами решают, договариваться им или нет. Общим между медиацией и исторически сложившейся в России формой восстановительного правосудия, которое было распространено на русских землях в советское время, является, прежде всего, направление усилий на восстановление права путем заключения мирного соглашения между потерпевшим и правонарушителем [2].
Вместе с тем вышеуказанные авторы не рассматривали вопрос досудебного разрешения споров, формы которых становились альтернативой судебному разбирательству. Именно суд после исследования предоставленных сторонами доказательств принимает решение в пользу одной из сторон. Медиация как альтернативная форма разрешения споров дает возможность сторонам самим принимать решения с помощью третьей нейтральной стороны [1].
На сегодня еще не определены формы, принципы и механизмы внедрения медиации в правовую систему России на современном этапе ее развития. Актуальность проблематики восстановительного правосудия определена также необходимостью определения правовых основ возникновения, формирования и функционирования института медиации на Западе и в национальном праве нашей страны, учитывая важные исследования зарубежных и отечественных авторов, которые способствовали бы формированию положительных тенденций развития этого института как одного из элементов гражданского общества России.
Для эффективного регулирования разрешения споров и конфликтов в различных сферах общественной жизни на фоне реформирования национального законодательства в области управления, аспекты преодоления проявлений коррупции, осуществления беспристрастного правосудия и обеспечения надлежащей правовой помощи целесообразно соотносить с вопросами о введении института медиации как процедуры разрешения споров в правовой системе страны. На сегодня уже рассмотрен и тщательно изучен ряд важных вопросов, касающихся перспектив правового регулирования медиации в Германии, США, Польше, обоснования роли медиации как формы осуществления правосудия, вопросов внедрения принципов восстановительного правосудия в России, вопросов применения медиации в экономической и публичный сферах, трудовом праве, семейных делах, моделей регулирования и основных проблем, связанных с осуществлением медиации, значения межкультурной коммуникации в процедуре медиации и роли медиации в процессе снижения уровня конфликтности и демократизации общества [3].
Одной из задач, которая возлагается на институт медиации, является разгрузка судебной системы, предоставление возможности сторонам решить проблему без рассмотрения дела в суде. Функцию правосудия институтов судебной власти частично отдают на реализацию гражданского общества. В этом контексте следует отметить значимую роль судов при построении гражданского общества [1].
Анализ практики судебных и правоохранительных органов по внедрению процедуры медиации в Англии, Бельгии и Германии показывает, что медиация позволяет отойти от потери времени в процессе, от дополнительных и непредвиденных расходов. Статистика развитых стран показывает, что от 83 % до 85 % всех медиаций завершаются удачно. Даже если соглашение не достигнуто, вовлечение в медиацию увеличивает понимание и удовлетворение сторон участников: медиация, таким образом, оказывает положительное влияние на восприятие участников и их действий в процессе [3].
Процесс медиации представляет собой совокупность фактических и юридических действий, осуществляемых участниками медиации в течение определенного периода времени. Можно выделить пять основных этапов медиации. Первый этап — заключение сделки. Стороны и медиаторы заключают соглашение о медиации. Второй шаг — это выяснение позиций сторон. На третьем этапе происходит выявление интереса, который стоит за позицией каждой из сторон. Четвертый этап — нахождение решения, которое должно устроить обе стороны. На заключительной, пятой стадии происходит заключение сделки по результатам медиации. На медиатора возлагается задача по оформлению консенсуса в письменный форме. Если в роли медиатора выступает нотариус, то он правомочен засвидетельствовать это соглашение. На этом этапе высока также роль адвокатов сторон, которые помогают в юридическом оформлены сделок, проверяют юридические возможности их выполнения [5].
Как отмечается специалистами Федерального института медиации РФ, процедура медиации наиболее широко получила свое развитие в таких городах страны как Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Рязань, Новосибирск, Воронеж, Екатеринбург, Нижний Новгород, где активно работают локальные центры медиации. Помимо этого, медиация развивается в системе Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ и под руководством Российского Союза промышленников и предпринимателей [7].
В России на данном этапе действует законодательно закрепленный в 2010 году Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Основной задачей данного Закона является определение правовых основ предоставления услуг медиации на профессиональной основе, распространение практики мирного разрешения споров несудебными методами с целью разгрузки судов и обеспечения сбалансированных взаимоотношений между институтом медиации и судебной системой. В 2019 году в данный законодательный акт были внесены значительные изменения в части изложения статьи 1, где сфера применения медиации была расширена не только на гражданские отношения, но также на административные и иные публичные; процедура медиации в соответствии с изменениями стала применяться к спорам, которые рассматриваются как в порядке гражданского судопроизводства, так и административного судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах. Также были внесены поправки в изложение статьи 12, касающиеся силы исполнительного документа, которую имеет медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате медиации, реализованной без передачи спора на рассмотрение суда, но при его нотариальном удостоверении. В рамках изменений указанного года было законодательно закреплено статей 16 право осуществлять деятельность медиаторов судьям, пребывающим в отставке [8].
Одним из аспектов, свидетельствующем о становлении процедуры медиации в РФ также является внесение профессии медиатора в список профессиональных стандартов. Данный фактор является важным, так как позволяет определять функции специалиста. В реестр профессиональных стандартов специалист в области медиации, или медиатор, был внесён в 2014 году и, соответственно, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.12.2014 № 1041н. В соответствии с указанным стандартом, профессиональная деятельность медиатора носит код 07.001 и относится к группе занятий специалистов в области права, которые не вошли в другие группы и специалистов в сфере социальных проблем [2].
Проблемой распространения медиации в России становится информирование общества и соответствующих специалистов о ее преимуществах как способа разрешения споров. Данный проблемный аспект должен быть решен как на уровне государства, так и на уровне регионов, социальных институтов. Так, например, в 2019 году в городе Анапа Краснодарского края была проведена Международная практическая конференция «Медиация: опыт настоящего. Перспективы будущего», на которой ведущими специалистами в области медиации из различных регионов, представителями государственных структур и общественных институтов, которые являются потребителями услуг медиаторов, а также профессиональными сообществами были рассмотрены актуальные вопросы развития и проблемы становления института медиации на данном этапе формирования гражданского общества и его правового сознания.
Медиация уже применяется в виде примирения в ходе судебного рассмотрения дела и таким образом, а в роли медиатора, в основном, приходится выступать именно судьям, рассматривающим дело. Позиция большинства ученых, занимающихся медиацией, по вопросу об участии адвоката в переговорах в качестве медиатора достаточно категорична: профессия адвоката несовместима с выполнением роли медиатора. Суть этой позиции сводится к следующему: адвокат обычно является представителем одной из сторон в споре, а медиатор должен быть независимым. Однако на практике решение этого вопроса не является однозначным. Адвокат может выступать в качестве медиатора, реализуя свои функции по оказанию юридической помощи, однако эта деятельность несовместима с представительством интересов одной из сторон, участвующих в процессе медиации.
Деятельность нотариуса в качестве медиатора, при которой его функции не ограничивается только управлением переговорами, а направлены также на использование его юридической квалификации для оформления решения в юридической форме, необходимо рассматривать в качестве служебной деятельности в сфере оказания юридической помощи. Правила проведения нотариусом медиации закреплены в нормативных актах, регулирующих порядок осуществления нотариусом профессиональных обязанностей. По общему правилу предоставления нотариусом юридической помощи в качестве медиатора не исключает возможности удостоверение нотариусом сделки, которая заключена участниками медиации.
Однако развитие и распространение медиации в правовую систему России сопровождается рядом проблем, в частности, это низкая правовая культура населения и неприятие новой услуги как альтернативы традиционному судопроизводству, отсутствие государственной финансовой поддержки, проблема выбора квалифицированного медиатора и т. п. Так, только совместная работа ученых, органов государственной власти и профессиональных общественных организаций по изучению и введению института медиации способна преодолеть указанные проблемы и способствовать становлению института медиации в стране [4].
Итак, проанализировав историко-правовые основы альтернативных способов осуществления правосудия, исследования института медиации как формы альтернативного разрешения споров, можно сделать выводы, что восстановительное правосудие в России чаще происходило через мировые общественные суды, а не через медиаторов, но, несмотря на это, уже в современных условиях правовой действительности, с учетом уже модернизированной развитыми странами процедуры медиации и национальных правовых традиций, представляется возможным его осуществление с помощью последних тоже. Сущность медиации не является новой для отечественной правовой действительности, но на современном этапе развития правовой системы недостаточно только определения и понимания того, что этот институт уже существует в российском праве, сегодня необходимо определить возможности функционирования его в современных условиях, его новые формы реализации. Можно надеяться, что он органично войдет в правовую систему России благодаря тому, что не является чужим, а только лишь модернизированным, и пригодным для функционирования не только в правовом пространстве, но и для решения международных конфликтов.
Литература:
- Новиков А. В., Слабкая Д. Н. Процедура медиации. Функции, типы и стадии медиации // Вопросы российского и международного права. 2021. Т. 11. № 1–1. С. 48–54.
- Орсаева Р. А. Медиация в разрешении споров: правильное направление // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 6–8 (50). С. 97–100.
- Сухоставская Ю. В. Перспективы развития медиации в России с учетом европейского опыта // Евразийская адвокатура. 2019. № 1 (38). С. 39–42.
- Торопова А. А. Проблемы применения законодательства о медиации при организации и проведении процедуры медиации // Юрист ВУЗа. 2019. № 4. С. 13–30.
- Шакиров С. Е., Дронзина Т. А. Медиация как новый фактор развития модернизации общественного сознания // Вестник Карагандинского университета. Серия: История. Философия. 2019. Т. 93. № 1. С. 122–128.
- Шиянова А. С. История и развитие института медиации // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 5 (32). С. 766–770.
- Развитие медиации в Российской Федерации // ФГБУ Министерство Просвещения Российской Федерации «Федеральный институт медиации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fedim.ru/mediatsiya-v-rossii/ (Дата обращения: 17.05.2021).
- Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/ (Дата обращения: 17.05.2021).