В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.
Ключевые слова: бренд, фирма, формирование, Интернет-маркетинг, информатизация
Современная, динамично меняющаяся среда характеризуется высокой скоростью протекания инновационных процессов, увеличением числа и все большим разнообразием товаров и услуг, уменьшением длины их жизненных циклов. В этих условиях компаниям необходимы новые подходы к развитию брендов, поскольку товары появляются и исчезают с возрастающей скоростью, а бренд остается [12]. В современном информационном обществе значимость проблем формирования и продвижения брендов зависит от многих факторов. Предприятиям необходимо постоянно совершенствовать рекламную деятельность. Одним из самых эффективных инструментов для выполнения этой задачи являются информационные технологии, возникшие благодаря информатизации и ставшие основой создания Интернет-маркетинга.
Существует множество определений Интернет-маркетинга. Так, Б. Элей и Ш. Тиллей определяют его как «рекламную деятельность в Интернете, в том числе по электронной почте» [6]. С точки зрения И. В. Успенского, интернет-маркетинг — это теория и методология организации маркетинга в гипермедийной среде Интернета [7].
Маркетологи дают разные определения Интернет-маркетингу, но можно выделить общее в их определениях. Маркетинг в Интернете включает в себя все составляющие традиционной маркетинговой деятельности: изучение рынка, клиентов и внешней среды, популяризацию продукции, работу с посредниками, организацию торгово-сбытовой деятельности. [8]. Вместе с тем, электронный маркетинг имеет свои отличительные особенности и обладает определенной спецификой, которая заключается в появлении новых инструментов проведения маркетинговой кампании. Для наиболее лучшего эффекта организации объединяют традиционные методы маркетинга и новейшие информационные технологии [13].
Информатизация является одним из важнейших условий и инструментов в управлении развитием современной организации и формирования её бренда. Ключевая задача фирмы заключается в создании собственного бренда, который выступит в глазах потребителя эталоном и знаком качества для товаров и услуг для всего рыночного сегмента [2]. Благодаря Интернет-маркетингу организации могут сделать свой бренд популярным среди пользователей сети Интернет, численность которых растет с каждым годом.
Бренд — это термин в маркетинге, который символизирующий систему информации о продукте, услуге или компании. Также этот термин подразумевает популярную, легко узнаваемую и юридически защищённую символику определенной организации. [1]
По мнению Ф. Котлера, бренд — это любая этикетка, наделенная смыслом и вызывающая ассоциации. Хороший бренд делает нечто большее — он придает продукту или услуге особую окраску и неповторимое звучание. Создание бренда — это творчество, основанное на глубоком знании рынка. Процесс создания бренда достаточно сложен, а цена ошибки может составлять астрономическую сумму [6].
Различные авторы выделяют отличные связи между элементами бренд-маркетинга, используя один и тот же набор компонентов. Например, Бурманн, Джост-Бенц и Райли построили на основе трудов Амблера, Джонса, Кригбаума и других авторов целостную модель образования капитала бренда, основывающуюся на его идентичности и имидже в глазах целевой аудитории [5].
Рис. 1. Модель образования капитала бренда
Рис. 2. Влияние факторов бренда на поведение покупателей
Бурманн и Зеплин разработали модель, уделяющую большее внимание внутренней силе бренда и порядку влияния факторов бренда на психологию поведения покупателей [4].
Нейл Бурманн говорит, что известные бренды — острова в безбрежном океане названий, марок и логотипов, которые притягивают покупателей как магнит. Однако Д. Аакер уточняет, и считает, что бренд — это гораздо больше, чем логотип или название. Это обещание компании предоставить клиенту то, что стоит за брендом, но не только функциональные выгоды, а и способы эмоционального и социального выражения [1].
Рис. 3. Влияние внешних сил бренда на поведение потребителей.
Другая модель, построенная Бурманном, Джост-Бенцем и Райли, отражает подход, основанный на важных аспектах внешних сил бренда и их влияния на потребителя.
Все эти модели «говорят об одном и том же, но на разных языках». По сути, они описывают один и тот же предмет с разных сторон и при разном освещении. В связи с этим возникает потребность в создании унифицированной модели, объединяющей видение различных авторов в единую картину, использующую в основе базовые элементы бренд — менеджмента, а именно: суть бренда, платформа, идентичность и позиционирование, ассоциации с брендом, имидж и образ бренда. Данная модель будет ориентирована на конечную цель — стоимость бренда, определяемую с помощью метрик капитала бренда.
Таблица 1
5 самых дорогих брендов вмире по итогам 2016 года [17].
№ |
Бренд |
Стоимость бренда, млрд. долл |
1 |
Apple |
154,1 |
2 |
|
82,5 |
3 |
Microsoft |
75,2 |
4 |
Coca-Cola |
58,5 |
5 |
|
52,6 |
Первые 3 места 7-й год подряд неизменно занимают Apple, Google и Microsoft. Стоимость этих брендов, согласно представленным данным, составляет $154,1млрд, $82,5млрд и $75,2млрд. соответственно. Бренд Apple8-й год подряд занимает первую строчку в рейтинге самых дорогих торговых марок.
Наличие бренда фирмы предоставляет возможность решения задач, представленных в таблице 2.
Таблица 2
Задачи, которые можно решить спомощью бренда фирмы [14]
Задача |
Сущность |
1. Защита товара |
Обеспечение защищенности товара от конкурентов, укрепление занимающих позиций относительно товаров — аналогов. |
2. Создание имиджа предприятия |
Создание и поддержание положительной репутации предприятия для доступа к информационным, человеческим и финансовым ресурсам. |
3. Повышение лояльности потребителей |
Формирование потребностей у потребителей, снижение чувствительности к цене. |
4. Увеличение и поддержание спроса |
Стабильный доход для предприятия от устойчивых предпочтений потребителей к бренду. |
Наиболее значимыми характеристиками любого бренда выступают [4]:
‒ сущность бренда;
‒ ассоциации потенциальных покупателей (свойства бренда);
‒ имя марки товара или товарного знака;
‒ уровень популярности и известности марки, сила бренда;
‒ индивидуальность бренда, как обобщенная характеристика его признаков;
‒ степень лояльности к бренду среди целевой аудитории.
Формирование бренда фирмы — сложный процесс. Он требует участия дизайнеров, маркетологов, экономистов и многих других специалистов. Только при слаженной работе всей компании можно создать успешный бренд. Так же важна стратегия формирования бренда, которая осуществляется в процессе этапов, приведенных в таблице 3.
Таблица 3
Стратегия формирования бренда фирмы [5].
Этап |
Название |
Содержание |
1 |
Подготовительные маркетинговые исследования |
На данном этапе организация должна определить следующие критерии: •Место, которое предприятие занимает на рынке (новички, лидеры, средний сектор, удельный её вес в данной рыночной нише); •Анализ конкурентоспособности (рекламная и маркетинговая политика, потенциал, оснащенность); •Анализ брендов, уже существующих на данном рынке (характеристики брендов — по названиям, целевой аудитории, известности); •Анализ рынка и определение его критериев (растущий, конкурентный, неосвоенный и т. д.) |
2 |
«Нейминг» |
Нэйминг — это комплекс работ, который связан с созданием имени товара, то есть поиском, подбором, разработкой адекватного наименования для всего того, что нуждается в собственном имени. Данный этап характеризуется разработкой и подбором уникального, отражающего суть фирмы бренда. |
Такую стратегию формирования бренда предлагает К.Келлер. Как показано в таблице его стратегия включает всего два этапа, но они довольно ёмкие. Однако агентство Creme Media предлагает немного другую стратегию, она представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Стратегия формирования бренда фирмы [18]
Агентство Creme Media предлагает 5 этапов формирования бренда. На первом этапе осуществляется оценка предпосылок, которая представляет собой анализ выбранной специализации организации. Второй этап — это SWOT-анализ. С помощью данного метода маркетинга осуществляется анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие компании. Так же на этом этапе производится выбор целевых рынков. Третий этап представляет собой разработку атрибутов бренда, а также его существенных отличий от других брендов. На четвертом этапе формулируется слоган фирмы, а также звуковые и визуальные образы, связанные с ним. Важным пунктом в данном этапе является создание слогана. На пятом этапе разрабатывается план внутренних и внешних коммуникаций и производится выбор инструментов маркетинга.
Создание бренда в сети Интернет включает те же стадии что и обычный брендинг. Однако в глобальной сети он имеет свои особенности:
- Высокие коммуникативные возможности. Интернет дает широкие возможности для коммуникации компании с поставщиками, клиентами и другими маркетинговыми агентами. Так же организации могут предоставить большое количество информации в сети, как текстовой, так и видео-, аудиоинформации. Стоит отметить высокую скорость ответов контрагентов, доступность информации круглосуточно, упрощение осуществления сделок и т. п. [12]
- Низкая стоимость или отсутствие платы. Интернет дает возможность создать бренд, затратив на него небольшой бюджет или не тратя денег в принципе. Так существуют множество онлайн программ по созданию логотипов, визиток, бренд-листов и т. п. В случае если же не обойтись без трат, то можно выбрать партнера из любой точки мира с самыми низкими ценами [15].
- Прогнозирование и измеримость. Интернет позволяет отслеживать статистику и делать на ее основе прогнозы, например: узнать посещаемость сайта и структуру аудитории, количество положительных и отрицательных отзывов, статистику запросов в поисковых системах по нужному бренду, количество заказов и отказов от покупки [15].
- Оперативность. В сети Интернет информация распространяется очень быстро и популярность бренда может вырасти резко вырасти за относительно небольшой период времени [15].
- Технологичность. Сеть Интернет — это высокотехнологичная и высокоинтеллектуальная среда. Компании могут создавать не только свои сайты, но и регистрировать аккаунты в популярных социальных сетях. Стоит подчеркнуть и высокие возможности оформления сайтов или аккаунтов, например использование анимации, видео, гиперссылок и т. д. [15]
- Персонализация взаимодействия. Персональное представление web-сайта для каждого из клиентов или каждой из групп клиентов, а так же партнеров компании. Для персонализации взаимодействия многие организации просят проходить процедуру регистрации на своем сайте, где пользователи могут указать интересующие их товары и новости, электронную почту для отправки на нее уведомлений о скидках на интересующие товары. [11]
Значение бренда для большинства компаний и потребителей играет колоссальную роль при выборе товара, так как бренд подразумевает ранее сформированную оценку о товаре и его качестве [10]. Формирование стратегии разработки и управления брендом предприятия — длительный процесс. На протяжении всего периода разработки и управления брендом необходимо постоянно учитывать интересы потребителей, актуальность удовлетворяемых брендом потребностей, моду и т. д.
Сегодня никто не сомневается, что бренд — один из самых ценных активов компании. Однако создание эффективного бренда фирмы требует немалых усилий и времени [9]. Именно поэтому стоит основательно подходить к разработке и продвижению бренда, а для этого стоит учитывать не только особенности Интернет — брендинга, но и тренды интернет-маркетинга [3].
Таблица 4
Тренды интернет-маркетинга [16]
№ |
Тренд |
Характеристика |
Рекомендации |
1 |
Развитие маркетинга в социальных сетях или Socialmediamarketing |
Маркетинг в социальных сетях представляет собой создание блога или группы о бренде, а также включения в новостную ленту социальных сетей приложений Интернет-магазинов. Расширение каналов маркетинга обеспечивает больший охват потенциальных потребителей, а также идентифицировать целевые аудитории. |
Создание аккаунтов или групп в социальных сетях и размещение там свежих новостей и новых товаров. Так же стоит добавлять информацию справочного характера и интересных фактов. |
2 |
Мессенджеры становятся новыми социальными медиа |
Приложения для мгновенного обмена сообщениями, например, Viber, WhatsApp и FacebookMessenger, становятся более удобными для прямого общения между пользователями по сравнению с внутренними чатами социальных сетей. |
Рассылка сообщений в мессенджерах о новых товарах и существующих акциях. |
3 |
Голливуд сдает позиции под натиском YouTube |
Практически каждый интернет-маркетолог с помощью недорогих гаджетов может снимать видео отличного качества. Это меняет интернет и онлайн-маркетинг. |
Теперь важно присутствовать на YouTube и распространять видео, снимать клипы, делать обзоры и руководства, вести видео блог. |
4 |
Развитие виджет-маркетинга |
Виджеты– это небольшие интерактивные приложения, которые позволяют использовать содержание и функции тех или иных веб-сайтом или маркетинговых продуктов. |
В виджетах компании публикуют новости, показывают новые товары, а также пользователям виджетов предоставляют скидки и особые предложения. |
5 |
Перемещение значительной доли электронного рынка в сферу мобильного интернета |
Важным фактором развития электронной торговли в России, как и во всем мире, является высокий темп роста мобильного интернета. Все больше возрастает доступность смартфонов, что приводит к увеличению их количества среди пользователей сети. |
Компаниям стоит создавать мобильные версии своих сайтов или адаптировать их для мобильных устройств. |
Такие тренды выделяет интернет-агентство Texterra. Как мы видим, все склоняется к увеличению конкуренции среди Интернет-магазинов, а также можно сказать, что очень быстро меняется окружающая действительность. Предприятиям стоит свыкаться с необходимостью работать в среде, которая никогда не бывает стабильной, чтобы справиться с любыми технологическими трендами.
Таким образом, формирование бренда фирмы связано с созданием репутации компании и оказывает прямое воздействие на конечные результаты деятельности предприятия. Одним из самых доступных и эффективных методов его создания и продвижения является Интернет-маркетинг. При формировании бренда необходимо использовать грамотный подход, который создаст фирме узнаваемость, отличие ее от конкурентов и вызовет доверие со стороны потребителей, в результате чего фирма получит наибольший эффект от своей деятельности.
Литература:
- Аакер Д.,Аакер о брендинге. 20 принципов достижения успеха.-М.:ЭКСМО, 2016–260с.
- Арефьева Т. С., Жидкова О. Н., Лобанова Е. И., Нисилевич А. Б., Стрижова Е. В. Открытые образовательные ресурсы: международный опыт и ситуация в России // Экономика, статистика и информатика: Вестник УМО. -2014. -№ 2. -C. 3–6.
- Бест Р., Маркетинг от потребителя / Р. Бэст. — М.: МИФ, 2015–760с.
- Иванов Л. Маркетинговый конвейер / Л. Иванов. — М.: Иванов и партнеры, 2014.Кокерел Л. Все для клиента. 39 правил незабываемого сервиса [Пер с англ. И. Древаль]. М.; Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2014. — 224 с.
- Келлер К. Стратегический бренд-менеджмент. 2016.-704с
- Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В. Основы маркетинга.-М.:Вильямс, 2016.-752с
- Красюк И. А. Развитие электронной розничной торговли в России / Статья Практический маркетинг. 2015 — № 07 — С.3–8
- Манн И. Б., Сухов С. В., Долгов В. А., Овчинников Р. Н., Носова Е. Г. Интернет-маркетинг на 100 % / Под ред. С. Сухова — СПб.: Питер, 2014–400 с.
- Марр Б., Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер [пер. с англ. А. В. Шаврина]. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.- 340 с.
- Мусатова Ж.Б., Концепции оценки экономической эффективности маркетинговых решений. Всероссийский и научно-просветительский журнал «Инициатива XXI века». № 4–2014.
- Романов А. А., Реклама. Интернет реклама / Романов А. А. — М., 2015. — 254 с.
- Т. Гэд. 4D Брэндинг. Взламывая код сетевой экономики. СПб.: Питер,2001–288с.
- Успенский И. В. Интернет-маркетинг. Учебник / Успенский И. В. — СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2014–526 с
- Бренд-консалтинговое агентство Interbrand [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: //advertology.ru/article133437.htm
- Дизайн — студия «Webinvite» [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.webinvite.ru/
- Интернет-агентство Texterra. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://texterra.ru/
- Бренд-консалтинговое агентство Interbrand [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: //advertology.ru
- Коммуникационное агентство CremeMedia [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.creme-media.com/