Современность и речевая культура будущего юриста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Васильева, Е. Н. Современность и речевая культура будущего юриста / Е. Н. Васильева, С. Е. Карпова, А. Я. Кондратьев, В. О. Королев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43359/ (дата обращения: 23.11.2024).



В данной статье рассмотрена проблема речевой культуры будущего юриста. Рассматривается роль виртуального дискурса в развитии современной коммуникации, а также в развитии информационных и компьютерных технологий.

Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальный дискурс, коммуникативная компетенция, жанры виртуального дискурса

Понимание особенностей современной языковой ситуации, речевого поведения современного юриста необходимо для полноценного межличностного, в том числе профессионального общения.

Языковая среда является важнейшей составляющей гуманитарной образовательной среды, и ориентация в ней требует специальной профессиональной подготовки. Эффективная коммуникация, умение воздействовать на собеседника или на аудиторию, не манипулируя ими, умение предотвращать конфликты, формулировать и отстаивать свою точку зрения предполагают особое внимание к языковой составляющей общения будущего юриста.

Совершенствование языковой и коммуникативной компетенций на основе системно-деятельностного подхода в гуманитарной сфере составляют главную цель курса «Русский язык и культура речи» для специальности Право и организация социального обеспечения.

В докладе мы рассмотрим вопросы, связанные с особенностями проявления речевой культуры в интерактивной среде. Данная проблема является актуальной в профессиональной подготовке будущих юристов.

В конце XX — начале XXI в. развитие информационных технологий способствовало не только созданию принципиально новых способов хранения, поиска и представления информации, но и возникновению новой культурной и языковой среды, новой лингвистической реальности, которая формируется и стремительно развивается с расширением сферы действия современных средств коммуникации, Интернета в частности. Сегодня следует особо подчеркнуть, что Интернет обладает не только информационной функцией, но и коммуникативной. Этот особый, виртуальный тип коммуникации лежит вне временных и пространственных рамок и является одной из характерных особенностей виртуального пространства. Ввиду всеобщей распространенности этого явления исследование различных видов коммуникации и коммуникативного пространства в сети Интернет становится актуальной проблемой. Кроме того, следует особо отметить, что на сегодняшний день общение в сети занимает значимое место в сфере речевой коммуникации современного человека и молодого поколения в частности.

Одной из форм общения современного человека является виртуальный дискурс.

В современной науке дискурс понимается как сложное явление, состоящее из участников коммуникации, ситуации общения и самого текста. В свете теории речевой деятельности различаются два аспекта:

1) создание или порождение дискурса (обдумывание, планирование, говорение, оформление в письменном виде);

2) понимание дискурса (слушание, восприятие письменного текста, анализ, интерпретация).

Под дискурсом понимается особое использование языка для выражения особой ментальности, а также особой идеологии. Это вызывает активизацию некоторых параметров языка и, в конечном счете, требует особой грамматики и особых правил лексики. Весь этот языковой материал также можно назвать дискурсом. Примером дискурса может служить и сумма высказываний какого-либо персонажа художественного произведения, который выступает в этом случае как модель реальной языковой личности.

На сегодняшний день виртуальный дискурс исследован недостаточно глубоко, что связано в первую очередь с не так давно начавшимся развитием области коммуникации через Интернет и социальные сети в частности.

На основе ключевых утверждений А. Е. Войскунского, занимающегося проблемами психологии Интернет использования и человеко-взаимодействия, Интернет «превратился в своеобразную лабораторию испытаний над естественным языком» [4].

Проблемы общения в социальных сетях весьма интересуют современную молодежь, в том числе и студентов специальности Право и организация социального обеспечения. Поэтому для наиболее успешного решения злободневных вопросов мы предлагаем студентам всех специальностей такую интерактивную форму изучения данного вопроса как управляемая учебная дискуссия (далее — дискуссия).

Задачи дискуссии условно можно разделить на 3 блока:

1) задачи конкретно-содержательного плана:

2) задачи организации взаимодействия в группе, подгруппах:

3) задачи, направленные на освоение конкретных коммуникативных и дискуссионных мыслительных умений:

Планируемый результат дискуссии: использование технологии образовательной дискуссии будет способствовать формированию таких ключевых компетенций, как: информационная (умение проводить отбор и структурировать необходимую информацию); коммуникативная (опыт публичного выступления, ведение спора, совместной работы); социокультурная (умение строить речевое поведение в соответствии со спецификой исследуемой проблемы и квазипрофессиональной ситуацией).

Непосредственно организация данного учебного занятия предполагает поиск решения главной проблемы, сформулированной в виде вопроса: «Общение в сети Интернет — ЗА или ПРОТИВ».

Все студенты являются по ходу занятия активными участниками дискуссии. Каждый из них вправе представить аргументы как «за», так и «против», при этом обосновывать свои мысли, предположения, аргументы, умозаключения, подкрепляя их примерами.

Преподаватель как ведущий обеспечивает письменно-графическое оформление результатов аналитических выводов участников дискуссии на доске в виде таблицы (обозначение аргументов «ЗА» и «ПРОТИВ»). Допустимо, на наш взгляд, чтобы в роли ведущего выступал активный студент, в таком случае преподаватель может стать непосредственным участником дискуссии.

Понятие виртуального дискурса и его особенностей осваивается путём рассмотрения в ходе дискуссии различных его жанров, таких как электронное письмо, форум, чат, блог, многопользовательская ролевая игра онлайн, переписка в социальных сетях (vkontakte и т. п.), флейм, виртуальный роман, флуд, спам. Жанры виртуального дискурса являются, таким образом, отправными точками при организации дискуссии.

Ход дискуссии организуется таким образом, чтобы соблюдалась очерёдность выступления оппонентов со стороны «ЗА» и со стороны «ПРОТИВ». При этом выступающий с одной стороны вправе рассчитывать на подкрепление аргументов своей позиции другими участниками, сидящими за одним с ним столом. После выдвижения аргументов с одной стороны, участникам-оппонентам также предоставляется возможность опровергнуть изложенный тезис. Итогом управляемой учебной дискуссии является вывод, сформулированный самими его участниками.

Для формирования лингвистически компетентной языковой личности важное значение имеет как «живое» общение, так и общение в виртуальной реальности, а профессия юриста требует не только профессионального мастерства, но и широкого общего образования, в том числе и в сфере информационных технологий. Особенно это важно в век развития информационных технологий. Не секрет, что в настоящее время при выполнении профессиональных обязанностей государственные органы и должностные лица, в частности, суды, судьи, прокуроры и т. д. общаются с гражданами с использованием информационных технологий. В отдельных случаях судебные заседания в различных судебных инстанциях осуществляются с использованием информационных средств коммуникации, что не подрывает такие основополагающие принципы права, как законность, публичность, состязательность и гласность и др.

Решению задач по усвоению норм общения в двух этих сферах и служит рассмотренная нами интерактивная форма учебного занятия.

Литература:

  1. Синцов Е. В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. В. Синцов. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 160 с. — Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.
  2. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева — М.: Сов. Энциклопедия, 1990. — С. 136–137.
  3. Источник: http://refleader.ru/bewmerrnaotr.html
  4. Войскунский 2001 http://psynet.carfax.ru/texts/voysk6.htm
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальный дискурс, будущий юрист, виртуальная реальность, коммуникативная компетенция, речевая культура, речевое поведение, современный человек, социальное обеспечение, управляемая учебная дискуссия, учебное занятие.


Похожие статьи

Особенности проявления речевой культуры современного человека в интерактивной среде (организация учебной управляемой дискуссии на примере изучения темы «Проблема речевой культуры современного человека и пути её решения в условиях виртуального дискурса»)

Медиалект в контексте лингвокультурного пространства

В статье рассматривается медиалект внутри лингвокультурного пространства, представлены концепции лингвокультурного пространства, медиалекта и их взаимодействие, показано развитие языка в информационном обществе, объяснятся сущность современного метод...

Становление медиации в России

Статья посвящена исследования развития института медиации в российском правовом обществе. Автором в ретроспективе рассмотрены предпосылки становления института медиации, выделены основные этапы становления медиации в Российской Федерации. На основани...

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Философия и предпринимательство: реалии современного мира

В статье рассмотрено понятие бизнеса с точки зрения философии. Выявлены самые распространённые концепции предпринимательства в настоящее время. Определены философы современности, их идеи и убеждения. Приведены примеры успешного устройства на работу б...

Специфика профессиональной деятельности переводчика в межкультурной коммуникации

В статье рассматриваются проблемы межкультурной коммуникации и потенциала в профессиональной деятельности будущего переводчика, а также образующийся при передаче национально-культурного разнообразия.

Транскультурная парадигма художественной модели мира

Вопросы глобализации охватывают не только области экономики, политики, социологии. Статья посвящена изучению транскультурной парадигмы художественной модели мира в период глобализации, запечатленной в произведениях Ч. Айтматова.

Роль и значение межкультурных коммуникаций и рекуррентности в формировании языковой личности

Формирование «языковой личности» как реализация потенциала образования рассматривается в статье с позиции теорий межкультурных коммуникаций и рекуррентности, что позволяет понять механизм презентации и трансляции культурных и языковых норм и обозначи...

Формирование сетевого сознания старшеклассников

В данной статье рассматривается проблема влияния сети Интернет на формирование личности старшеклассников в условиях активной информатизации социального пространства. А также дается определение понятию сетевого сознания старшеклассников.

Роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании

В статье автор пытается описать роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании.

Похожие статьи

Особенности проявления речевой культуры современного человека в интерактивной среде (организация учебной управляемой дискуссии на примере изучения темы «Проблема речевой культуры современного человека и пути её решения в условиях виртуального дискурса»)

Медиалект в контексте лингвокультурного пространства

В статье рассматривается медиалект внутри лингвокультурного пространства, представлены концепции лингвокультурного пространства, медиалекта и их взаимодействие, показано развитие языка в информационном обществе, объяснятся сущность современного метод...

Становление медиации в России

Статья посвящена исследования развития института медиации в российском правовом обществе. Автором в ретроспективе рассмотрены предпосылки становления института медиации, выделены основные этапы становления медиации в Российской Федерации. На основани...

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Философия и предпринимательство: реалии современного мира

В статье рассмотрено понятие бизнеса с точки зрения философии. Выявлены самые распространённые концепции предпринимательства в настоящее время. Определены философы современности, их идеи и убеждения. Приведены примеры успешного устройства на работу б...

Специфика профессиональной деятельности переводчика в межкультурной коммуникации

В статье рассматриваются проблемы межкультурной коммуникации и потенциала в профессиональной деятельности будущего переводчика, а также образующийся при передаче национально-культурного разнообразия.

Транскультурная парадигма художественной модели мира

Вопросы глобализации охватывают не только области экономики, политики, социологии. Статья посвящена изучению транскультурной парадигмы художественной модели мира в период глобализации, запечатленной в произведениях Ч. Айтматова.

Роль и значение межкультурных коммуникаций и рекуррентности в формировании языковой личности

Формирование «языковой личности» как реализация потенциала образования рассматривается в статье с позиции теорий межкультурных коммуникаций и рекуррентности, что позволяет понять механизм презентации и трансляции культурных и языковых норм и обозначи...

Формирование сетевого сознания старшеклассников

В данной статье рассматривается проблема влияния сети Интернет на формирование личности старшеклассников в условиях активной информатизации социального пространства. А также дается определение понятию сетевого сознания старшеклассников.

Роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании

В статье автор пытается описать роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании.

Задать вопрос