В системе лингвистического знания в настоящее время не угасает интерес к феномену дискурса, ученые активно его описывают, анализируют системообразующие признаки дискурса, исследуют его типы, жанры, соотношение дискурса и текста, дискурса и диалога, дискурса и речи и т.д. (см. работы Н.Д. Арутюновой 1990, Б.М. Гаспарова 1996, В.И. Карасика 1999, М.Л. Макарова 1990 и др.). Активность изучения данного феномена обусловлена тем, что исследователей дискурса занимает вопрос функционирования речи в условиях реального общения, это удовлетворяет интересы современной лингвистики, стремящейся объяснить язык с позиции человека, с опорой на экстралингвистические (социальные, психологические и др.) факторы.
В данном исследовании мы отталкиваемся от понимания дискурса как «связного текста, взятого в событийном аспекте» [1, с. 136-137]. Дискурс представляет собой определенный тип коммуникативного поведения, обусловленный социально-культурными условиями той или иной общности, психологическими, целевыми, когнитивными установками коммуникантов и воплощенный в текстовой среде особого типа. В связи с тем, что современное коммуникативное пространство характеризуется особым разнообразием, связанным с сосуществованием многих коммуникативных сфер, таких как, например, политическая, медицинская, педагогическая, научная сфера и мн. др., целесообразным является выделение множества дискурсивных типов, демонстрирующих свои уникальные специфические особенности. Тип дискурса обусловливается участниками коммуникации, коммуникативными целями, установками, коммуникативной средой, в которой функционирует.
В связи с тем, что в последнее время компьютерные и Интернет технологии все основательнее укореняются в жизни человека, актуальным в системе гуманитарных знаний становится выделение и исследование виртуального дискурса, функционирующего в особой электронной коммуникативной сфере, имеющей сложно организованную структуру. Вопрос о существовании и специфике виртуального дискурса активно обсуждается в современной лингвистике (Е.Н. Галичкина 2001, Д.В. Галкин 2000, Л.Ю. Иванов 2002 и др.). В нашем исследовании виртуальный дискурс предполагает общение именно в сети Интернет. Вслед за О.В. Лутовиновой, под виртуальным дискурсом мы понимаем «текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности» [2, с. 9].
Полагаем, что своеобразие виртуального дискурса проявляется в специфике его конститутивных признаков, которые выявляются через описание следующих дискурсивных параметров:
1. Канал связи.
Современная действительность характеризуется разнообразием технических коммуникативных средств (общение по телефону, мобильная связь, смс-сообщения и т.д.), однако Интернет является самым многомерным, дающим большой спектр коммуникативных возможностей. Виртуальный дискурс открывает новое измерение в коммуникации, одной из особенностей которой является техническая опосредованность. Общение в Интернете происходит благодаря электронным сигналам, наличие которых обеспечивается компьютером, электронными средствами связи, доступом к Интернету.
Техническая опосредованность общения в Интернете обусловливает необходимость определенных умений и навыков работы на компьютере у коммуникантов. Если другие типы дискурсов не предполагают каких-либо особых умений, то при общении в рамках виртуального дискурса требуются определенные знания коммуникантов.
2. Коммуникативная цель.
Виртуальный дискурс характеризуется целевым многообразием. К целям виртуального дискурса относятся: поиск, передача, обсуждение, хранение информации; общение, развлечение.
3. Тип коммуникантов.
Участником общения в Интернете может стать любой человек, независимо от пространственно-временных ограничений, что отличает виртуальный дискурс от других типов дискурсов. В случае устного общения, не опосредованного техническими средствами, необходим реальный непосредственный контакт коммуникантов, общность пространственных и временных параметров. Дистантность сближает виртуальный дискурс с письменным, отличительным признаком является средство общения: в одном случае – это бумажный носитель, электронное средство (например, сообщение по телефону, пейджеру и т.д.), в другом – Интернет.
Общение в виртуальном дискурсе трактуется как анонимное, что обеспечивается физической непредставленностью коммуникантов в Интернете. Следует отметить, что анонимность присуща не всем жанрам виртуального дискурса. Так, например, электронная почта или некоторые форумы предполагают общение коммуникантов, лично знакомых в действительности. Однако анонимность, по крайней мере, потенциальная, характерна для всех жанров виртуального дискурса, т.к. коммуникант может изменить ник, поменять электронный адрес и т.п. Анонимность как признак виртуального дискурса особо ярко проявляется в чате и накладывает определенные особенности на специфику чат-общения.
Анонимность обусловливает статусное равноправие коммуникантов виртуального дискурса. Несмотря на наличие социальной дифференциации в Интернете (например, наличие модераторов, администраторов в чатах, на форумах), общение в виртуальном дискурсе характеризуется стиранием различных социальных, половых, возрастных и т.п. признаков.
4. Хронотоп.
Хронотоп виртуального дискурса амбивалентен по своей природе, это связано с тем, что коммуниканты находятся одновременно в двух локально-временных позициях: виртуальной, условной и реальной. Реальное пространство у разных коммуникантов кардинальным образом может отличаться (причем пространственная удаленность может быть разной степени, т.к. участники общения могут находиться в разных концах земного шара или быть в соседних комнатах). Виртуальное пространство, реализуемое сетью Интернет, в любом случае их объединяет.
Время для коммуникантов виртуального дискурса также может быть не одинаково из-за разницы в часовых поясах, если общение происходит в режиме реального времени, если же временная ориентация в виртуальном дискурсе – асинхронная (в режиме off-line), то момент передачи сообщения и получения ответа на него не ограничены никакими временными рамками.
5. Жанровая организация дискурса.
Любой дискурс реализуется в определенном наборе жанров. Исследование жанров виртуального дискурса рассматривается в работах многих исследователей (Н.Г. Асмус, Е.Н. Вавилова, Е.Н. Галичкина, Е.И. Горошко, А.Е. Жичкина, Л.Ю. Иванов, Л.Ф. Компанцева, О.В. Лутовинова, С.Н. Михайлов, К.В. Овчарова, М.Ю. Сидоров, Ф.О. Смирнов, Г.Н. Трофимова и др.). Ученые выделяют разные жанры виртуального дискурса, опираясь при этом на различные признаки классификационного отбора.
Виртуальный дискурс открыл принципиально новые возможности общения, став своеобразной жанропорождающей средой, включающей жанры, существующие в других коммуникативных сферах, а также способствовал возникновению новых, свойственных только виртуальному дискурсу, жанров.
Исследователи не едины в вопросе выделения жанров виртуального дискурса. Так, Л.Ю. Иванов дифференцирует жанры виртуального дискурса по тематическому признаку: общеинформационные жанры, научно-образовательные, художественно-литературные жанры, деловые и коммерческие жанры [3, с. 45]. В. Нестеров выделяет монологовые и полилоговые жанры, основываясь на способе взаимодействия [4, http://www.pnec.mels.ru/alisa/ kamaval.htm]. Е.Н. Вавилова считает, что жанры виртуального общения (чаты, телеконференции в Интернете и Фидонете) обладают собственными жанровыми системами [5, с. 118-120].
В своем исследовании мы выделяем жанры, порожденные виртуальной средой, отличающиеся друг от друга структурно-композиционными, коммуникативно-тематическими параметрами. На основе структурно-композиционных и коммуникативных особенностей мы выделяем следующие жанры виртуального дискурса: электронная почта, электронные конференции, электронные доски объявления, блоги, электронные игры, чат.
6. Дискурсивная картина мира.
Специфика виртуального дискурса обусловливает формирование особой картины мира как варианта русской национальной картины мира, фиксирующей видение действительности с позиции современного рефлексирующего сознания, пытающегося освободиться от лингвистических, культурных и др. норм.
Дискурсивная картина мира включает в себя определенную совокупность жанровых картин. Ввиду чего картина мира, создаваемая в рамках виртуального дискурса, характеризуется многообразием, обусловленным особенностями жанров виртуального дискурса, в которых он реализуется. Таким образом, в основе исследования картины мира лежит анализ жанра, выстраивающего ее.
7. Языковое воплощение.
Одним из параметров выделения типов дискурса в современной лингвистике является канал общения. По данному основанию правомерно выделение устного, письменного, виртуального типов дискурсов [Вавилова, 2001; Галичкина, 2001; Кибрик, 2003; Паршин, 2003; Макаров, 2005; Денисова, 2008; Лутовинова, 2009].
Письменный дискурс представляет собой передачу письменно зафиксированной информации между коммуникантами, дистанцированными друг от друга, т.е. предполагается выход за пределы времени и пространства коммуникативного акта [6, с. 56]. Отсутствие визуального контакта обусловливает стремление коммуникантов описательно передать эмоциональность, экспрессивность, интонационную сторону общения.
Устный дискурс характеризуется совокупностью вербальных и паралингвистических средств, актуализируемых в условиях общей для адресата и адресанта ситуации общения.
Специфическая среда протекания виртуального дискурса накладывает отпечаток на язык Интернет-общения, в связи с чем особый характер виртуального дискурса проявляется в ее языковом воплощении. Виртуальный дискурс интегрирует некоторые особенности устного и письменного дискурсов. В рамках виртуального дискурса существуют жанры, тяготеющие либо к устным, либо к письменным текстам. Так, например, чат близок к разговорной речи, а Интернет-конференция приближена к письменному тексту. Однако, несмотря на тяготение к одному из типов дискурса (письменному или устному), практически все жанры, функционирующие в сети Интернет, занимают промежуточное положение между устным и письменным. Таким образом, возникновение нового дискурсивного пространства позволяет говорить о возникновении новой формы языкового взаимодействия.
Письменная фиксация устной речи привела к попытке коммуникантов передавать все особенности устной речи графическим способом, что обусловило особое языковое воплощение. Так, например, в виртуальном дискурсе используются простые предложения, конструкции, не соблюдается порядок слов, нарушается логика при построении текста. Коммуниканты виртуального дискурса зачастую используют просторечные единицы, пытаются передать фонетические особенности звучания устной речи на письме, используют усиление редукции гласных, стяжение согласных в один сегмент, парцелляцию и т.д. («Козырь: вот дык кефирчега б мне счас …посля ффчерашнева та»; «Русалка: ну есесннно я вечерком заглину, апосля работы дк» и др.). В ряде случаев в виртуальном дискурсе участники общения смешивают буквенные и цифровые знаки, расчленяют словоформы и т.д. («Scutter: ну усе яв уннни вер сите ттттт»; «Бани: ща бы пиццы ззз пер4иком»; «Kiler: оооо, Вано, неус100 это ты?????????» и др.).
В отличие от устного общения, коммуникация в Интернете, так же как и общение с помощью смс-сообщений, характеризуется отсутствием паралингвистических средств, что в ряде случаев замещается употреблением графических компонентов (смайлов, диаграмм, фотографий, рисунков, посредством пунктуации, включением клавиш верхнего регистра и т.д.), отражающих эмоциональное состояние коммуникантов. Однако такое использование указанных средств не является прямым по назначению, не всегда в полном объеме отражает характер паралингвистических средств и является условным. В отличие от общения по телефону, Интернет-коммуникация представлена более широким спектром графических компонентов.
Итак, виртуальный дискурс, правомерно сосуществующий наряду с другими дискурсивными типами, обладает определенным набором специфических черт, отличающих его от других дискурсов, но, в то же время, является одной из дискурсивных сфер, формирующих общее национальное коммуникативное пространство, отражающее особенности русского менталитета, социо-культурных установок, норм, ценностей.
Литература:
Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – С.136-137.
Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса // автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора фил наук. Волгоград, 2009. – С. 9.
Иванов Л. Ю. Язык интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи. М., 2000. – С. 35–45.
Нестеров В. Что выплавляют из «тонн словесной руды», или попытка реабилитации чатов [Электронный ресурс] / В. Нестеров – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/chat (дата обращения: 20.06.2010).
Вавилова Е. Н. Жанровая квалификация дискурса телеконференций Фидонет: дисс. … канд. филол. наук / Е. Н. Вавилова. Томск, 2001. – С. 118 - 120.
Резанова З. И. От новых лингвистических объектов – к интегрированной интерпретации естественного языка (на материале виртуального дискурса) / З.И. Резанова, Н.А. Мишанкина // Филология и философия в современном культурном пространстве: проблемы взаимодействия. Томск, 2006. – С. 53–66.