Современные, телекоммуникационные технологии и, в первую очередь, — глобальная компьютерная сеть Интернет, являются одним из наиболее важных факторов в развитии мирового сообщества, оказывающим решающее воздействие на политическую, экономическую, общественную и социокультурную сферы.
Процесс виртуализации, возникший из-за внедрения новых виртуальных технологий, породил киберпространство, которое изменило саму реальность. Оно словно раздвоило ее, разделило на объективную реальность, ограниченную многими факторами и, виртуальную реальность, неограниченную ничем, кроме несовершенства технологий или собственного воображения.
Под «виртуальной реальностью» подразумевается реальность, отличная от действительного, материального мира, основой которой являются нематериальные понятия — мысли, образы и информация. Весь смысл виртуальной реальности — это «ощущение присутствия» в виртуальном мире.
Виртуальная коммуникация — это общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами [4].
Виртуальной коммуникации присущи следующие характеристики:
- опосредованность,
- дистантность;
- интерактивность;
- глобальный межкультурный характер;
- анонимность участников (в большинстве случаев);
- широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности;
- отсутствие статусной иерархии, неопределенность и неразвитость социальных норм (в том числе — правовых и нравственных);
- маргинализация и карнавализация коммуникационных процессов [1, c. 6].
Коммуникационные виртуальные технологии выполняют несколько функций:
1) Функция удовлетворения потребностей в информации, так как Всемирная Сеть Интернет — это, прежде всего, огромное информационное пространство, в котором осуществляется поиск, передача и хранение информации;
2) Коммуникативная функция — виртуальные компьютерные технологии позволяют сегодня общаться на больших расстояниях, в реальном времени и с отсрочкой во времени;
3) Репрезентативная функция — позволяет представлять результаты какой-либо своей работы и мыслительной деятельности;
4) Саморепрезентативная функция — дает возможность создавать свои личные профили, вести личный дневник, помещать там свои личные фотографии, комментарии, рассказывать о себе;
5) Аффективная функция — общение по средствам удаленной коммуникации, несмотря на некоторую упрощенность, по сравнению с межличностным общением, так же окрашено эмоционально и, также влияет на эмоциональный фон коммуникантов.
Предполагается, что каждая предыдущая функция входит в состав каждой последующей и занимает соответствующее место в иерархии функций [2, c. 117].
Формы виртуальной коммуникации многообразны. Существует несколько классификаций виртуальной коммуникации, но наиболее популярной является классификация по степени интерактивности, согласно которой в киберпространстве существуют 2 основные формы коммуникации:
- синхронная коммуникация, при которой взаимодействие происходит в режиме реального времени (здесь и сейчас). Эта форма интернет коммуникации является наиболее интерактивной. К ней относятся чаты (Internet Relay Chat, IRC), ролевые игры MUDs (от «multi-user dimension» — ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве) и т. п.
- асинхронная коммуникация, предполагающая возможность задержки ответа.
К ней относятся веб-форумы (Web-based forums), дискуссионные списки (discussion lists), гостевые книги (quest books), электронная почта, списки рассылки (mailing lists), телеконференции (newsgroups).
Форумы и блоги, в отличие от чатов, в значительно большей степени ориентированы на отсроченную по времени коммуникацию. Оставляя сообщение, посетитель форума надеется получить ответ не мгновенно, а по прошествии нескольких часов или дней [3, c. 132].
Другое распространенное деление общения в Интернете проходит по критерию направленности общения:
- направленность на само общение (общение ради общения), что часто отличает чаты;
- направленность на определенный предмет, тему, как в тематических конференциях и форумах.
При общении в Интернете основная информация о собеседнике поступает в виде текстовых сообщений, а визуальная и слуховая составляющие коммуникации в нем ограничены. Конечно, существует возможность сопровождать текст фотографиями или общаться по видеокамере, но все же большее количество информации поступает именно в текстовой форме. Невербальные средства общения в киберпространстве теряют свое значение. Однако следует отметить, что некое подобие невербального языка в Интернете все же есть: можно выражать свои чувства при помощи «смайликов» — определенным образом набранных сочетаний знаков препинания, которые соответствуют эмоциональным выражениям человека в реальной жизни. Смайл, или смайлик (smiley, emoticon) — название текстового или графического символа, придающего сообщению эмоциональный оттенок. Большинство из них представляют собой стилизованное изображение человеческого лица, переживающее различные эмоции. С их помощью можно передать улыбку, лукавую усмешку, озабоченность, злость и т.п [4].
Ниже приведены несколько самых популярных «смайликов»:
:-):^) — молчаливая улыбка. При употреблении в конце текста служит знаком того, что все вышесказанное не следует воспринимать всерьез.
=) %):o) — интересные разновидности смеющихся смайлов, которые получили особое распространение в последнее время
:-(:n(— грустные или насупившиеся физиономии.
;-);v) — подмигивающий, ободряющий смайл.
:D:-D =D:^D — так выглядит громкий смех или хохот.
=/:-/: / — недовольство или скептическое отношение к делу.
:-р =p:-b =b — смайл, показывающий язык, приятно разбавляет монотонность переписки в ICQ.
:-* =^*:-x — «Цем-цем!", или страстный поцелуй..
8-]:-] =] — выражает заинтересованность в предмете разговора или просто доброжелательное отношение к собеседнику.
>:-(>:- [— злость, что проявляется в сдвинутых «бровях».
:-| — безразличие, не улыбка и не грусть.
8-) — выпученные глаза передают те же чувства, что и простонародное «уау!».
:-o =O — крайняя степень удивления или ужас, другими словами: «Я просто в шоке!».
:’-(:'(:,-(— грусть, тоска — на такой смайл не мешает отправить утешительное сообщение.
:,-):"-):’-) — человек просто рыдает от смеха.
:*-) %* — «Мы уже хорошо посидели и попили пивка», — говорит этот веселый смайлик. Впрочем, может, и не пивка.
:-Q — «Перекур?»
X-) — «Ничего не вижу».
:-X — «Молчу, молчу…».
Таким образом, Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Несмотря на возможность выражать эмоции, физическое отсутствие участников коммуникации в общении позволяет не только выражать чувства, но и успешно их скрывать или демонстрировать те чувства, которые человек не испытывает в данный момент. Являясь участником виртуальной коммуникации, любой пользователь имеет равные возможности для высказывания своей точки зрения, выражения своих мыслей и чувств. Хотя тот социальный статус, который имеет человек в реальном мире, в конечном счете, будет иметь воздействие на жизнь в киберпространстве, изначально всем пользователям предоставляются равные возможности. Кроме того, киберпространство создает возможность «растягивания» времени диалога. По сравнению с взаимодействиями лицом к лицу, участники виртуальной коммуникации имеют больше времени для предоставления ответа. Кроме того, упомянутая выше возможность фиксации информации позволяет «заново пережить диалог» и более детально продумать ответ. Географическое расстояние между участниками виртуальной коммуникации не имеет значения. Особенно этот фактор значим для людей, имеющих оригинальные, нестандартные интересы, в этом случае киберпространство позволяет найти единомышленников, объединится в группы по интересам. Эти причины обусловливают создание и активное развитие веб-сообществ — групп людей, имеющих общие интересы и общающихся преимущественно через Интернет. Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества.
Литература:
1. Бергельсон, М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник МГУ сер.19 № 1, 2002.
2. Габдрахманова, Г.Р., Шемякина Е. В. Межкультурная коммуникация: виртуальная реальность/ Г.Р Габдрахманова, Е. В. Шемякина. — Караганда, 2004. –382 c.
3. Сулер, Дж. Люди превращаются в Электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства. М.,1996. –346 c.
4. Computer and Internet Dictionary. Словарь компьютерных и Интернет-терминов: англо-русский. — М.: М. И. П., 2000.