В статье рассматривается тема психологии общения в условиях виртуальной среды. Раскрываются проблемы, возникающие при онлайн-общении, приводятся различные классификации, рассматриваются достоинства и недостатки коммуникации в виртуальной среде.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, виртуальная реальность, взаимодействие, психология общения.
Сетевая виртуальная реальность стала естественной средой, где люди проводят все больше времени. Это пространство стало не только местом работы, но и комфортным и универсальным окружением для личного и группового общения. Здесь люди находят область для своего развития, проявления творчества и самовыражения. Возникает потребность рассмотрения и анализа проблем, связанных с новыми формами общения, в частности в виртуальном мире
Целью исследования является описание основных принципов и аспектов психологии общения в интернете, влияния онлайн-среды на социальные взаимодействия и психическое благополучие.
Виртуальное общение (лат. virtualis — возможный) — это общение с помощью электронных средств связи с виртуальным собеседником в виртуальном мире.
Психологи, анализируя онлайн-общение, отмечают, что в сети происходит преимущественно взаимодействие в формате один на один, а не в групповых чатах. В таких общениях каждый участник представляет себя в определенной роли, влияя друг на друга анонимно. В этом контексте сложно понять истинное отношение между участниками и сделать выводы о них вне этой виртуальной обстановки. Однако длительное общение в онлайн-чатах может привести к формированию дружеских отношений между участниками, размывая границы между реальным и виртуальным окружением.
В рамках системы «человек — виртуальная реальность», виртуальная психология исследует следующие аспекты:
— психологические особенности человека в различных виртуальных мирах и кибернетических пространствах
— стереотипы и установки, которые формируются у людей в контексте деятельности, где взаимодействие происходит через электронные носители информации
— психологическая сущность данной сферы деятельности
— образование и воспитание, которое осуществляется с помощью электронных носителей информации
— поведение человека и общества, анализируемые на пересечении психологии, философии, истории, социологии, кибернетики и этологии.
Классификация интернет-общения по участникам общения:
- Человек — компьютер
- Человек — человек
- Несколько человек — человек
- Человек — несколько человек
- Несколько человек — несколько человек
Классификация виртуального общения по типу субъекта, участвующего в общении:
- Общение реального субъекта с реальным собеседником
- Общение реального субъекта с воображаемым партнером (взаимодействие с роботами, компьютерной игрой и т. д.)
- Общение двух воображаемых партнеров (взаимодействие интеллектуальных агентов, DNS-серверов и т. д.)
Среди Российских пользователей сети Интернет наиболее популярными способами коммуникаций являются:
— электронная почта;
— «Одноклассники»;
— «ВКонтакте»;
— Telegram;
— Viber;
— Whatsapp;
— чаты и форумы и т. д.
Современное общество всё больше погружается в интерактивное общение. Этому феномену есть несколько объяснений:
- Нехватка полноценного общения . Люди не всегда получают достаточно внимания и понимания в реальной жизни. Интерактивное общение восполняет этот пробел, позволяя делиться переживаниями и находить поддержку;
- Самореализация и эксперименты. Виртуальный мир открывает возможности для самовыражения, которых нет в реальности. Люди могут примерять разные роли, проявлять скрытые качества, переживать новые эмоции;
- Изменение социальной идентичности. В интернете внешность, возраст, пол и социальный статус теряют свое значение. Это позволяет создавать новый образ, свободный от ограничений реального мира;
- Простота и доступность. Интернет-общение легко освоить и использовать. Это делает его привлекательным для широкой аудитории;
- Уникальные возможности. Киберпространство создаёт особый тип общения, позволяющий строить собственный мир, где человеку комфортно и приятно;
- Доверие и безопасность. В сети проще делиться сокровенным, не опасаясь осуждения или критики. При этом всегда есть возможность прекратить общение, если оно становится неприятным.
Общение в сети привлекает своей легкостью и доступностью — можно общаться с людьми, которых невозможно встретить в реальной жизни, и все это, не выходя из дома. Однако, виртуальное общение имеет ряд недостатков. Проблемы, возникающие при употреблении цифровых средств массовой информации, многочисленны и многогранны. Среди наиболее изученных из них следует выделить:
- интернет-зависимость;
- уход от реальности в виртуальное пространство;
- зависимость от компьютерных и онлайн-игр;
- домогательства (педофилия);
- киберпреследования (троллинг, кибербуллинг);
- интернет-агрессия;
- хакерство;
- хищение конфиденциальных личных данных и финансовой информации;
- манипуляции общественным мнением;
- астротурфинг.
Положительным фактором ускорения и уплотнения процесса социализации личности является возможность адаптироваться к быстро меняющимся социальным условиям. Однако, противоположная тенденция уплотнения социального времени может вызвать разрушение реального соседства людей. Увеличение передачи информации и сокращение непосредственного общения могут негативно отразиться на способности человека учиться жизни в общении и формировать самосознание в привычных для него условиях.
Активное взаимодействие с технологиями и компьютерное общение могут ограничить возможности человека развивать навыки межличностного общения и эмоционального взаимодействия. Сокращение времени, отведенного на общение лицом к лицу, может привести к утрате важных социальных навыков, необходимых для успешного взаимодействия с окружающими.
Взаимодействие в виртуальном мире может создать иллюзию активной социальной жизни, но не всегда способно заменить реальные интеракции. Необходимо помнить о значимости личного общения для развития эмоционального интеллекта и умения эффективно взаимодействовать с другими людьми. Важно находить баланс между использованием современных технологий и поддержанием здоровых отношений в реальном мире.
Таким образом, психология общения в условиях виртуальной среды представляет собой увлекательную и сложную область исследования. По мере того, как технологии продолжают развиваться, виртуальные среды становятся все более распространенными и играют все более важную роль в нашей жизни.
Поскольку виртуальные среды продолжают интегрироваться в нашу повседневную жизнь, важно продолжать изучать и понимать психологию общения в этих пространствах. Это позволит оптимизировать взаимодействие, укреплять отношения и в полной мере использовать потенциал виртуальных технологий для улучшения человеческого общения.
Литература:
- Власенко, В. Е. Интернет-коммуникации / В. Е. Власенко // Экономика и социум. № 6(25). 2016. — 458–461 С.
- Болтага, Е. Ю. Шахмартова, О. М. Психологические аспекты общения в социальных сетях и виртуальной реальности / О. М. Шахмартова, Е. Ю. Болтага // Известия пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Общественные науки. № 24. 2011. — 1002–1008 С.
- Куликова, А. В. Особенности интернет-коммуникаций / А. В. Куликова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия социальные науки. 2012. № 4(28). — 19–24 С.
- Чучкова, Г. С. О проблеме общения в виртуальной коммуникативной среде / Г. С. Чучкова // Омский научный вестник. № 1(51). 2007. — 90–94 С.