Термины цифровой коммуникации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

XXIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2021)

Дата публикации: 23.10.2021

Статья просмотрена: 620 раз

Библиографическое описание:

Шубина, А. Р. Термины цифровой коммуникации / А. Р. Шубина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 63-70. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/402/16709/ (дата обращения: 25.12.2024).



В статье рассматриваются основные понятия, используемые для обозначения типов дискурса новой коммуникативной среды, обусловленной возникновением электронных устройств и Интернета: «компьютерный дискурс», «электронный дискурс», «интернет-дискурс», «сетевой дискурс», «виртуальный дискурс». Рассмотрены основные подходы к пониманию анализируемых терминологических единиц. Осуществлена попытка разграничения описываемых понятий.

Ключевые слова : компьютерный дискурс, электронный дискурс, интернет-дискурс, сетевой дискурс, виртуальный дискурс, цифровой дискурс.

Развитие современных технологий обусловило возникновение виртуальной коммуникативной среды, послужившей основой для формирования новых типов дискурса. В настоящее время существует большое количество работ, посвященных рассмотрению лингвистической специфики новых разновидностей дискурса, однако единого подхода к пониманию этого феномена не выработано до сих пор. Как следствие в современной научной литературе не существует единого понимания дискурсов новой коммуникативной среды, в связи с чем в работах по коммуникативистике сегодня используются различные терминологические обозначения, которые признаются синонимичными [3,6] либо, напротив, неравнозначными понятиями [8,9,13]. Речь идет о следующих обозначениях: электронный дискурс / электронная коммуникация , компьютерный дискурс / компьютерно-медийный дискурс , интернет-дискурс ( дискурс интернета ), виртуальный дискурс , сетевой дискурс . Достаточно близкими по смыслу к перечисленным терминам оказываются обозначения: компьютерная коммуникация [4]; компьютерно-опосредованная коммуникация ( КОК ) [7; 15]; интернет-коммуникация [2]; интернет-опосредованная коммуникация [1]. Стоит отметить, что термин компьютерно-опосредованная коммуникация ( Computer-Mediated Communication ( CMC ) используется преимущественно в зарубежных работах и может обозначать «как функциональную разновидность языка, так и особую коммуникативную среду» [6]. Е. И. Горошко отмечает, что обозначение КОК используется в тех случаях, когда акцентируется влияние канала передачи информации, а также роль медийной среды как части речевой деятельности [6].

Разграничивая термины электронный дискурс , компьютерный дискурс , интернет-дискурс , виртуальный дискурс , сетевой дискурс , О. В. Лутовинова говорит о том, что понятия электронного дискурса и компьютерного дискурса являются тождественными и используются для обозначения текста, погруженного в ситуацию общения при помощи компьютера [14]. Такой же позиции относительно данной пары обозначений придерживаются Е. Е. Ефремова [8] и А.В, Зеленовская [9]. Интернет-дискурс и сетевой дискурс также находятся в синонимичных отношениях, если речь идет об общении в Глобальной сети. Однако термин сетевой дискурс обозначает общение не только в интернете, но и в других сетях, в частности локальных (под локальной сетью понимается компьютерная система, которая покрывает относительно небольшую территорию или несколько зданий). Таким образом, данная группа терминов включает указание на средство связи, за счет которого создается коммуникативная среда.

Виртуальный дискурс , по мнению О. В. Лутовиновой, не является синонимичным ни одному из рассмотренных выше терминов в силу того, что его конститутивные свойства во многом обусловлены средой его бытования, т. е. виртуальной средой. В то же время исследователь Е. Е. Ефремова говорит о том, что компьютерный дискурс «представляет собой коммуникацию в виртуальной среде, и в этом состоит его важнейший отличительный признак» [8, с.62].

А. В. Зеленовская, говоря о соотношении виртуального и компьютерного дискурса, приходит к следующему выводу: «Сравнивая компьютерный (электронный) дискурс, интернет-дискурс, и виртуальный дискурс, можно констатировать, что, с одной стороны, виртуальный дискурс будет пониматься уже, чем компьютерный дискурс. С другой стороны, виртуальный дискурс трактуется шире, чем компьютерный, поскольку для общения в виртуальной реальности может использоваться не только Интернет, но и другие средства связи…» [9, с. 19].

Рассматривая соотношение электронного дискурса и электронной коммуникации в зарубежной лингвистике, Е. И. Горошко подчеркивает, что второе понятие оказывается значительно шире первого, так как электронный дискурс связан с описанием языковой и речевой специфики компьютерной «текстовой» коммуникации, которые изучаются при помощи дискурсивного или лингвистического анализа [6].

Необходимость разведения терминов электронный дискурс , электронная коммуникация и электронное общение обосновывается и в диссертации Е. П. Кондрашова [12]. Основание для разграничения данных феноменов ученый видит в том, что понятия общение , коммуникация и дискурс не признаются равнозначными в современной социальной парадигме научного знания. Кроме того, Е. П. Кондрашов подчеркнул неоднозначность термина виртуальный дискурс , обусловленную тем, что лексема виртуальный опирается на два словарных значения. Неоднозначная трактовка понятия, по мнению ученого, может привести к тому, что такие типы дискурса, как, например, театральный дискурс, также будут причисляться к виртуальному дискурсу. Поэтому наиболее релевантным Е. П. Кондрашов признает термин компьютерный дискурс .

Анализ работ, затрагивающих специфику компьютерного , электронного , сетевого , виртуального и интернет-дискурсов , показывает, что в большинстве случаев исследователи не разводят рассматриваемые термины и выделяют для них одни и те же конститутивные признаки и особенности. Результаты проведенного анализа представлены в таблице ниже. Следует подчеркнуть, что в таблице отражены наиболее значимые и частотные признаки того или иного типа дискурса.


Таблица 1

Конститутивные свойства дискурсов новой коммуникативной среды

Тип дискурса

Свойства

Электронный дискурс

Интернет-дискурс

Сетевой дискурс

Виртуальный дискурс

Компьютерный дискурс, компьютерная коммуникация, КОК

Способ коммуникации

Электронный сигнал

Интернет, электронный сигнал

Интернет, компьютерные сети, локальные и корпоративные сети

Интернет

Компьютерные сети, включая Интернет, электронный сигнал

Опосредованность

+

+

+

+

+

Тип технического устройства

Компьютер, планшет, телефон, альтернативные виды устройств, факс

Компьютер, планшет, телефон, альтернативные виды устройств

Компьютер

Дистантность

+

+

+

+

+

Креолизованность текста

+

+

+

+

+

Наличие гипертекста

+

+

+

+

+

Виртуальная языковая личность как участник дискурса

+

+

+

+

+

Виртуальность

+

+

+

+

+

Интерактивность

+

+

+

Анонимность

+

+

+

+

Устно-письменная реализация речи. Особенности языка и лексики (сленг, жаргон, ненормативная лексика). Особенности словообразования

+

+

+

+

+

Жанровое разнообразие

+

+

+

+

+

Особые семиотические системы (смайлики, аватары, ники и пр.)

+

+

+

+

+


Среди менее распространенных характеристик можно назвать следующие: наличие специфических дискурсивных формул, целей, стратегий, прецедентных феноменов; специфическое мышление и сознание участников (данное свойство, вероятно, является универсальным для всех рассматриваемых типов дискурса, так как одним из конститутивных признаков дискурса являются его участники [14]); специфический хронотоп; специфические когнитивные процессы и процессы речепроизводства и т. д. Также отмечается, что для виртуальной личности характерно клиповое сознание [14]. Во всех рассматриваемых нами разновидностях дискурса участником является новый тип личности — виртуальная языковая личность, которой, по мнению Л. Ш. Крупенниковой и В. И. Курбатова свойственно наличие Net-мышления [13]. В связи с этим выделение данных признаков как отличительных черт какого-то одного из перечисленных типов дискурса, на наш взгляд, спорно.

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что рассматриваемые типы дискурсов, вне всяких сомнений, имеют определенные пересечения. Кроме того, до сих пор не решен вопрос о том, возможно ли синонимичное употребление представленного терминологического ряда. Многие ученые считают правомерной взаимозаменяемость данных терминов, поэтому во многих работах, например при описании конститутивных свойств интернет-дискурса , используются признаки, выделенные Е. Н. Галичкиной для компьютерной коммуникации . В то же время в ряде работ указывается, что в качестве технического средства в рамках интернет-дискурса может использоваться не только компьютер, но и самые разнообразные технические средства, так как использование данного термина связанно с акцентирование канала связи, которым в данном случае является интернет. Иными словами, мы сталкиваемся с практически полным «размыванием» специфических характеристик названных типов дискурса.

На наш взгляд, отождествление компьютерного и электронного дискурса не совсем верно, так как значение слова электронный подразумевает возможность использования более широкого спектра электронных средств связи. Более того, электронный диск у рс не всегда подразумевает использование интернета, так как создаваемые тексты могут отправляться при помощи СМС-сообщения или факса. Сходная позиция отражена и в работах П. Е. Кондрашова, однако исследователь говорит не только о невозможности отождествления данных терминов, но и о спорности употребления понятия электронный дискурс . В силу того, что данный тип дискурса не всегда связан с использованием интернета, мы не можем признать равнозначными электронный дискурс и интернет-дискурс .

В этой связи в качестве родового понятия для всех указанных видов дискурса, мы предлагаем использовать термин цифровой дискурс , так как он может объединить все указанные типы дискурса на том основании, что во всех случаях общение происходит посредством передачи информации, представленной в универсальном цифровом виде. Кроме того, понятие цифрового дискурса включает конститутивные принципы, являющие общими для всех разновидностей дискурсов новой коммуникативной среды. Для цифрового дискурса не является принципиально важным использование интернета или какого-то конкретного технического устройства (речь в данном случае идет только о тех устройствах, работа которых основана на передаче дискретного набора данных). Остальные терминологические обозначения в этом случае будут использоваться для акцентирования определенного канала связи, технического устройства и некоторых дополнительных характеристик коммуникации.

Литература:

  1. Алексеенко, И. С. Специфика интернет-опосредованной коммуникации и феномен виртуальной языковой личности / И. С. Алексеенко, О. Ю. Гукосьянц. — Текст: непосредственный // Политическая лингвистика. — 2014. — № 4 (50). — С. 193–202.
  2. Бирюкова, Е. А. Интернет-коммуникация как средство межкультурного общения: жанровые и языковые особенности / Е. А. Бирюкова. — Текст: непосредственный // Language. Philology. Culture. — 2014. — № 6. — С. 75–98.
  3. Вересовая, Е. В. К вопросу о признаках и свойствах интернет-дискурса / Е. В. Вересовая. — Текст: непосредственный // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. — 2012. — № 2. — С. 46–50.
  4. Галичкина, Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций):: специальность 10.02.20 «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание»: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Галичкина Елена Николаевна; АГУ. — Астрахань, 2001. — 212 c. — Текст: непосредственный.
  5. Голубева, И. В. Особенности выражения языковой личности в электронном общении / И. В. Голубева, О. А. Левоненко. — Текст: непосредственный // Вестник ВолГУ. — 2008. –№ 1 (7). — С. 12–16.
  6. Горошко, Е. И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы / Е. И. Горошко. — Текст: электронный // ТЕКСТОЛОГИЯ.RU: [сайт]. — URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=76 (дата обращения: 15.03.2021)
  7. Грибовод, И. Г. Интернет-дискурс / И. Г. Грибовод. — Текст: электронный // Дискурс-пи: Энциклопедия «Дискурсология»: [сайт]. — URL: https://www.netslova.ru/gorny/vl.html (дата обращения: 05.07.2021)
  8. Ефремова, Е. Е. Специфические черты компьютерного дискурса / Е. Е. Ефремова. — Текст: непосредственный // Межкультурная коммуникация и СМИ: материалы II Международной научно-практической конференции. — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2010. — С. 61–71.
  9. Зеленовская, А. В. Понятия «компьютерный дискурс», «интернет-дискурс», «виртуальный дискурс» / А. В. Зеленовская. — Текст: непосредственный // Язык и культура. — 2014. — № 12. — С. 17–21.
  10. Ионова, С. В. Аппроксимация содержания вторичных текстов: специальность 10.02.19 «Теория языка»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Ионова Светлана Валентиновна; ВолГПУ. — Волгоград, 2006. — 42 c. –Текст: непосредственный.
  11. Ионова, С. В. Лингвистика нового языкового сознания и информационных технологий / С. В. Ионова. — Текст: непосредственный // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. — 2016. — Т. 15. № 3. — С. 6–16.
  12. Кондрашов, П. Е. дискурс: социолингвистический аспект: специальность 10.02.19 «Теория языка»: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Кондрашов П. Е.; КубГУ. — Краснодар, 2004. — 189 c. — Текст: непосредственный.
  13. Крупенникова, Л. Ш. Виртуальная личность: Net-мышление, сетевой психотип и Интернет-фобии / Л. Ш. Крупенникова. — Текст: электронный // Инженерный вестник Дона: [сайт]. — URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2537 (Дата обращения: 05.03.2021).
  14. Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: специальность 10.02.19 «Теория языка»: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Лутовинова Ольга Васильевна; ВолГПУ. — Волгоград, 2009. — 712 c. — Текст: непосредственный.
  15. Щипицина, Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации: / Л. Ю. Щипицина. — Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2009. — 238 c. — Текст: непосредственный.

Ключевые слова

виртуальный дискурс, интернет-дискурс, компьютерный дискурс, электронный дискурс, сетевой дискурс, цифровой дискурс

Похожие статьи

Феномен креолизации текста в сетевом дискурсе

Статья посвящена изучению феномена креолизации в языковом пространстве Интернет-коммуникации. Отдельное внимание уделяется проблеме разграничения понятий «поликодовый текст» и «креализованный текст».

Исторические и методологические предпосылки возникновения и развития медицинского дискурса

В статье обосновывается применимость понятия «парадигмы» в медицинском дискурсе. Освещаются исторические факты, повлиявшие на формирование парадигмальных связей в структуре профессионального медицинского дискурса. Отмечается обусловленная прогрессом ...

Содержание и специфика понятий «интернет-маркетинг» и «интернет-бренд»

В статье рассматривается содержание и специфика понятий «интернет-маркетинг» и «интернет-бренд». Доказываются положения о том, что Интернет-маркетинг — это одна из ведущих концепций маркетинга в новую цифровую эпоху, наряду с digital-маркетингом, inb...

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии

В статье рассматриваются такие понятия как «общение» и «коммуникация». Анализируются определения данных феноменов с точки зрения психологии. Сравниваются понятия «общение» и «коммуникация», выделяются и описываются основные признаки их разграничения.

«Этнос» и «нация»: взаимосоотнесенность понятий, их дефиниции и ресемантизация в различных социально-политических и социокультурных практиках

В работе в качестве первостепенного положения, взятого за точку отсчета в рассмотрении нациопонимания, принято определение нации как этноса, характерное для постсоветского пространства, которое наиболее точно отражено в концепции Юлиана Владимировича...

К проблеме метафоризации как способа терминообразования в научном дискурсе

В современной лингвистической науке метафора играет ведущую роль в плане терминообразования. Данное явление характеризуется изолированностью касаемо каждой научной области. В то же время, узкая направленность и обособленность не мешают терминологичес...

Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты

В статье рассмотрена актуальная тема, относительно новое явление для российской действительности — персональный бренд. Авторами предпринята попытка провести обзор научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к толкованию понятий «бренд»...

Философский анализ содержания понятий «культура», «инновация» и «инновационная культура»

В статье рассмотрены наиболее распространенные трактовки понятий «культура», «инновация», «инновационная культура», проанализированы различные подходы к определению данных понятий и проведена демаркация употребление данных терминов. Также в статье бы...

Метафорические концепты как источники фразеологических единиц в англоязычном политическом дискурсе

В статье рассматриваются метафорические концепты, обусловливающие употребление фразеологических единиц в современном англоязычном политическом дискурсе. Исследуются текстовые концепты и политические процессы, в описании которых участвуют фразеологизм...

К вопросам культурообразующих функций интернета как гипертекстовой системы

В данной работе предпринята попытка краткого описания некоторых культурообразующих функций интернета. Рассматриваются основные термины, необходимые для качественного описания интернета исходя из позиций культурологии. Выявляются отношения гипертекста...

Похожие статьи

Феномен креолизации текста в сетевом дискурсе

Статья посвящена изучению феномена креолизации в языковом пространстве Интернет-коммуникации. Отдельное внимание уделяется проблеме разграничения понятий «поликодовый текст» и «креализованный текст».

Исторические и методологические предпосылки возникновения и развития медицинского дискурса

В статье обосновывается применимость понятия «парадигмы» в медицинском дискурсе. Освещаются исторические факты, повлиявшие на формирование парадигмальных связей в структуре профессионального медицинского дискурса. Отмечается обусловленная прогрессом ...

Содержание и специфика понятий «интернет-маркетинг» и «интернет-бренд»

В статье рассматривается содержание и специфика понятий «интернет-маркетинг» и «интернет-бренд». Доказываются положения о том, что Интернет-маркетинг — это одна из ведущих концепций маркетинга в новую цифровую эпоху, наряду с digital-маркетингом, inb...

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии

В статье рассматриваются такие понятия как «общение» и «коммуникация». Анализируются определения данных феноменов с точки зрения психологии. Сравниваются понятия «общение» и «коммуникация», выделяются и описываются основные признаки их разграничения.

«Этнос» и «нация»: взаимосоотнесенность понятий, их дефиниции и ресемантизация в различных социально-политических и социокультурных практиках

В работе в качестве первостепенного положения, взятого за точку отсчета в рассмотрении нациопонимания, принято определение нации как этноса, характерное для постсоветского пространства, которое наиболее точно отражено в концепции Юлиана Владимировича...

К проблеме метафоризации как способа терминообразования в научном дискурсе

В современной лингвистической науке метафора играет ведущую роль в плане терминообразования. Данное явление характеризуется изолированностью касаемо каждой научной области. В то же время, узкая направленность и обособленность не мешают терминологичес...

Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты

В статье рассмотрена актуальная тема, относительно новое явление для российской действительности — персональный бренд. Авторами предпринята попытка провести обзор научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к толкованию понятий «бренд»...

Философский анализ содержания понятий «культура», «инновация» и «инновационная культура»

В статье рассмотрены наиболее распространенные трактовки понятий «культура», «инновация», «инновационная культура», проанализированы различные подходы к определению данных понятий и проведена демаркация употребление данных терминов. Также в статье бы...

Метафорические концепты как источники фразеологических единиц в англоязычном политическом дискурсе

В статье рассматриваются метафорические концепты, обусловливающие употребление фразеологических единиц в современном англоязычном политическом дискурсе. Исследуются текстовые концепты и политические процессы, в описании которых участвуют фразеологизм...

К вопросам культурообразующих функций интернета как гипертекстовой системы

В данной работе предпринята попытка краткого описания некоторых культурообразующих функций интернета. Рассматриваются основные термины, необходимые для качественного описания интернета исходя из позиций культурологии. Выявляются отношения гипертекста...