В статье автор рассматривает особенности этики речевой коммуникации юриста и ее влияние на профессиональную деятельность.
Ключевые слова: речевая коммуникация, этика юриста, деловое общение.
Социальная повестка в современном обществе меняется и спрос на профессионализм, коммуникативную компетентность специалистов растет как в политическом, так и в социально-экономическом плане. Гуманизация общественной и политической жизни, возрастающая роль профессионального юриста как самостоятельной единицы ставит вопрос о его коммуникативной подготовке, моральных и нравственных установках.
Вне всякого сомнения остается тот факт, что обращаясь к одним и тем же словам можно по-разному интерпретировать суть одного и того же правового акта, а при использовании одних и тех же документов можно прийти к противоположным выводам относительно их содержания. С помощью речевых коммуникативных средств юрист устраняет эту двусмысленность и неопределенность, управляет участниками социально-правовой практики и выносит эффективные и качественные решения по многообразным вопросам, регулируемым правом. Основная часть профессиональной деятельности юриста реализовывается в процессе взаимодействия с людьми. Профессия юриста предполагает обширную вербальную практику, необходимость использования точных словесных выражений правовых понятий, категорий связана с подготовкой и оформлением большого количества правовых документов, с передачей и получением информации в устной и письменной форме.
Осуществление профессиональной деятельности в любой форме речевой коммуникации требует как специальной подготовки, так и владения стратегическими и тактическими навыками. Верный выбор юристом тактических средств речевой коммуникации ведет к ее оптимизации, а также к эффективному решению поставленных стратегических задач. В юридической практике речевая коммуникация может одновременно решать разные задачи: обмен информацией и демонстрация отношения друг к другу, взаимное влияние и понимание, плодотворное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений.
Под коммуникативно-речевой стратегией в юридической практике понимается линия речевого поведения, которую избирает юрист для выполнения коммуникативной задачи, достижения своих целей в речевом взаимодействии. Стратегия речевой коммуникации не только ориентируется на определенные ситуации, возникающие в процессе общения, а также на планирование вербального взаимодействия в зависимости от условий общения и личности собеседника. К стратегическим элементам речевой юридической коммуникации можно отнести выбор цели, ситуации, условий общения, объекта речевой юридической коммуникации [4 с. 155].
Между тем в процессе речевой коммуникации важно не только умение владеть словом, но и следование этическим нормам. Так, юридическая этика представляет собой науку о требованиях к морально-нравственным качествам работников юридической сферы, о культуре юридической деятельности. Профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм правового и нравственного сознания [2 c. 19].
Этикет как установленный, принятый обществом порядок поведения отражается и в речевых формах. Общение людей обусловлено нормами вежливости, употреблением слов, словосочетаний и целых фраз, принятыми за эталон в определенно ситуации среди людей общей профессии, социальной группы, где проявляется стремление к единообразию в употреблении терминированных единиц. Области применения речевого этикета, имеющего свой обширный этический словарь самые различные, это может быть приветствие при встрече, процедура знакомства, согласие или несогласие с чьим-либо мнением и т. п.
Каждое сказанное слово, и в особенной степени сказанное юристом, должно употребляться в точном значении и к месту, в частности, когда дается аргументация со ссылкой на законодательные акты. Нарушением элементарных норм приличия следует считать употребление экспрессивно сниженных слов и словосочетаний: в речи юриста недопустимы бранные слова, вульгарная речь, жаргонная лексика.
Основу вербальной коммуникации юриста составляет процесс делового общения, который представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами; создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.
Под этикой делового общения следует понимать сумму выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий [2 с.34].
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. Стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей.
Этические нормы пронизывают все формы человеческой активности, они универсальны, но в каждой сфере эти неписаные законы приобретают специфический характер. Это относится и к деятельности юристов, которая становится эффективной, когда она регулируется некими особыми этическими правилами, которые не только базируются на общечеловеческих моральных ценностях, но и учитывают конкретные условия данной организации.
Нормы этики юриста реализуются в сфере юридической практики и демонстрируют его этические установки. Наиболее наглядно они проявляются в конфликтных или проблемных ситуациях, когда у юриста нет иной, кроме этической основы для принятия решения.
Специфические профессиональные нравственные требования предъявляются как к юристам, так и к сотрудникам правоохранительных органов, что обуславливается важность сферы деятельности. В этом отношении особенность профессиональной морали юристов является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в нескольких чертах. Так нормы поведения и морали юриста являются обязательными и определенными, а также они юридически оформлены и подкреплены законом. Данные нормы и принципы требуют исполнительности и обязательны к выполнению в профессиональной деятельности юриста. Вместе с тем юрист в своей деятельности должен руководствоваться принципами справедливости, законности, уважения человеческого достоинства. Стоит отметить, что культура общения юриста с гражданами строится на индивидуальном подходе, соблюдении такта и внутренних этических установок. [5 с.28].
Таким образом, в деятельности профессиональных юристов наблюдается синтез правовых и нравственных принципов их взаимосвязь и взаимообусловленность. Соблюдение юристом этических норм в процессе вербальной коммуникации и следование нормам закона, повышение уровня нравственно-правовой культуры способствуют его положительному восприятию как гражданами, так и коллегами в условиях профессиональной деятельности.
Литература:
- Джамалдинова М. С. Юрист и профессиональная этика // Современные научные исследования и разработки. 2019. № 1 (30). С. 349–351.
- Есикова М. М. Профессиональная этика юриста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tstu.ru/book/elib/pdf/2015/esikova.pdf?ysclid=l7zybg5qjt768351748
- Зарубина Е. В. О соотношении права и морали [Текст] // Наука и современность. 2015. № 40. С. 163–167.
- Канафина, М. А. Профессиональная речь юриста [Текст] // Наука и современность. 2015. № 36. С. 154–157.
- Кобликов А. С. Юридичская этика: учебник для вузов / А. С. Кобликов М.: Издательство НОРМА. 2000. — 168 с.
- Кошелева С. В. Основы делового общения: учебное пособие / С. В. Кошелева. — Орел: ОрелГТУ, 2005. — 70 с.
- Ляховненко Ю. Г. Профессиональная этика и ее особенности в юридической деятельности // Сборник научных трудов кафедры правовой культуры и защиты прав человека: сборник научных работ преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. / — Ставрополь: Издательско-информационный центр «Фабула». 2021. С.19–22.