В статье авторы рассматривают понятие этики как науки о нравственности, подчеркивая её отличие от права, которое является более формализованным регулятором общественных отношений. Исследуются вопросы профессиональной этики, особенно в контексте судебной практики, где моральные и этические нормы играют ключевую роль в обеспечении справедливости и доверия к судебной системе.
Ключевые слова: мораль, этика, правовые нормы, профессиональная этика, судейская этика.
Объектом этики являются человек и его поведение, которые изучаются как сложный биопсихологический механизм, являющийся по своей сути уникальным, но в то же время имеющий общие черты, способы принятия решений для своего вида.
Предметом этики является мораль. Под этикой понимается область морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которого этот выбор осуществляется. К ним относятся: моральные нормы; личные ресурсы совершения морального выбора; эмоционально-волевые качества индивида; моральные идеалы. При этом этика остается частью философской науки о нравственности человека, его морали [1, с. 668]
Этика как теоретическая дисциплина появилась раньше права. Мораль, являясь основным элементом этики как науки, выступает регулятором общественных отношений. Право так же является общественным регулятором. Разница между правом и моралью, в первую очередь, заключается в закрепленности. Этические нормы зачастую являются устными, правовые нормы закреплены в нормативно-правовых актах. Также отличием является сфера регулирования. Право регулирует наиболее значимые общественные отношения, в которых сторонам может быть причинен вред или одна из сторон более уязвима по отношению ко второй. Этические нормы имеют более социальную природу. Правовые нормы могут быть основаны на этических правилах поведения. Несмотря на это, этический и правовой подход приводят к формулированию различных выводов относительно одной ситуации. Таким образом, этика и право являются способом социального регулирования. Их различия заключаются в нормативном закреплении, круге регулируемых отношений и позициях относительно конкретных ситуаций.
Определяя понятие этики, важно обозначить мораль и соотношение морали и этики. Мораль — это ряд принципов, основанных на обычаях и иных нормах, которые выражают высшие ценности для общества или общественной группы. Этикой признается наука, основанная на моральных принципах и определяющая поведение человека в соответствии с данными принципами. Наука этики изучает мораль и рассматривает данное понятие как основу для этичного поведения человека, социальной группы или общества в целом.
Мораль характеризуется наличием двух форм: общественной и индивидуальной. Общественная мораль — это совокупность отношений людей в обществе. Индивидуальная мораль представляет собой характеристику личности, совокупность качеств определенного человека. Этические нормы должны определять интересы всего общества, а не представителей конкретных лиц или социальных групп. В контексте принятия правовых норм должны учитываться интересы большинства, так, в идеальном варианте законодатель включает в нормы мнение всего общества. Таким образом, при рассмотрении вопроса соотношения этики и права корректно использовать понятие общественной морали, поскольку адресатом этических и правовых норм является общество в целом.
Вместе с этим моральные нормы равно как этические и правовые не являются универсальными, именно поэтому этические нормы различаются в зависимости от принадлежности к определенной социальной группе, т. е. в зависимости от культурных, социальных и иных особенностей конкретных лиц. Для правовых норм используется толкование, что позволяет учесть особенности конкретного дела, качеств личности и иных аспектов, которые позволяют применить нормативно-правовой акт к определенной категории лиц, дифференцировать наказание.
Существуют профессии, в которых мораль является составной частью профессиональной деятельности. Особенностью таких профессий является то, что мораль — это внутренний компонент профессиональной деятельности. К таким профессиям относятся, например, врачи, учителя и юристы.
Таким образом, мораль возникает как естественная необходимость регулирования общественных отношений и соотносится с этикой как принципы и деятельность, основанная на данных принципах.
Соотношение морали и права менее очевидно, чем сравнение этики и права, поскольку этика является активными действиями, которые совершают люди с определенными ценностями, мораль — идеальное представление о поведении людей в обществе. Неочевидность выражается, в частности, в контексте применения уголовно-правовых норм и вмешательства в частную жизнь. Так, П. Делвин придерживается позиции, в которой законодательство должно отвечать правилам морали, чтобы общество могло защищать свои моральные ценности законными способами [2, с. 165]. Идея основания нормативных актов на теоретических принципах видится не применимой в действительности.
Так, соотношение морали и нормативных актов допускается в контексте теоретического изучения двух терминов, однако с практической точки зрения является спорным.
Особого внимания заслуживает вопрос профессиональной этики. Как указано выше, существует точка зрения, что для юриста этика является одним из элементов профессиональной деятельности. При рассмотрении данного утверждения этические аспекты можно рассмотреть с двух позиций: морально-этические требования, предъявляемые к кандидатам на должность юриста, и поведение юриста в соответствии с этическими нормами в профессиональной деятельности.
Термин «судейская этика» определяется как элемент профессиональной этики. Гусейнов А. А. указывает на то, что «судейская этика как разновидность этики профессиональной занимается профессиональным поведением судей и рассматривает нормы права, регулирующие поведение представителей судейского сообщества как в процессе осуществления ими профессиональной деятельности, так и в личной жизни» [3, с. 571]. М. И. Клеандров подчеркивает наличность и важность этического компонента в статусе судьи [4, с. 448].
П. 2 ст. 3 Закона «О статусе судей» определяют требования к поступкам судей, закрепляя необходимость соответствия этих поступков высокому статусу судьи [5]. Тождественное утверждение закреплено в ст. 6 Кодекса судейской этики [6]. Эти требования необходимы для обеспечения справедливого правосудия, так как поступки судьи, умаляющие его достоинство или ставящие под сомнение его независимость, могут стать основанием для проверки выносимых им решений. А также поведение, не соответствующее его статусу, подрывает доверие общества к судейскому сообществу в общем.
Профессиональная деятельность судьи связана с обеспечением прав граждан, принятием решений, значительно влияющих на жизнь и дальнейшую деятельность лиц, участвующих в судебном процессе. Судебное усмотрение является важным фактором при вынесении решения по делу. Поскольку данный термин представляет собой субъективное мнение судьи по конкретному делу, требования к судьям на всех этапах профессиональной деятельности являются обоснованными и необходимыми. Так, нормативное закрепление требований к этическим качествам судей необходимо для обеспечения обоснованного и справедливого судебного разбирательства.
Поскольку мораль считается образцом идеального поведения, справедливо говорить о том, что этический аспект в профессиональной деятельности судей должен соотноситься со справедливой оценкой ситуации и вынесением справедливого решения по делу. М. С. Строгович замечает, что применение и соблюдение норм нравственности является определяющим для процесса отправления правосудия [7, с. 272]. В. В. Момотов подчеркивает важность этических норм в правоприменении следующим образом: все участвующие в деле лица должны придерживаться правил и норм этики [8, с. 15]. Такое условие обеспечит справедливое судебное разбирательство, в котором будет принято справедливое решение, поскольку судья, при рассмотрении дела, должен руководствоваться приведенными доказательствами.
Таким образом, понятия «справедливость» и «этика» соотносятся как часть и целое, а также в совокупности являются ценностными основаниями для профессиональной деятельности судей.
Литература:
- Кирсберг И. В. Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
- Devlin P. The Enforcement of Morals. Oxford: Oxford University Press, 1965.
- Гусейнов А. А. Этика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.
- Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М., 2008
- Кодекс судейской этики: утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 // Бюллетень актов по судебной системе. N 2. Февраль, 2013.
- О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 года № 3132–1 (ред. 06.03.2019) // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792
- Проблемы судебной этики / Под ред. М. С. Строговича. М.: Наука, 1974.
- Момотов В. В. Уважение к суду как правовая категория: реальность и перспективы в России // Судья. 2019. № 4.