В статье изучена профессиональная этика должностных лиц государственных и муниципальных органов как одно из социокультурных явлений, которое выражается в исторически сложившейся системе правил поведения определенной социальной группы.
Ключевые слова: служащий, государственный служащий, муниципальный служащий, профессиональная этика, местное значение, правовая культура.
Профессиональная этика государственных, муниципальных служащих является одной из неотъемлемых частей в профессиональной деятельности всей системы государственных органов и органов местного самоуправления, так как она изучает специфику проявлений морально-нравственных качеств служащих.
Учёными на постоянной основе изучается профессиональная этика должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, в частности как одно из социальных явлений, эта система правил поведения является исторически сложившейся системой для определенной социальной группы населения.
Профессиональная этика государственных, муниципальных служащих является одной из неотъемлемых частей в профессиональной деятельности всей системы государственных органов и органов местного самоуправления, так как она изучает специфику проявлений морально-нравственных качеств служащих. Данные профессии являются важной юридической профессией, так как должностное лицо на основании своего служебного контракта ежедневно решает многочисленные вопросы в государственного, местного значения, которые, в свою очередь, затрагивают политическую, экономическую, социальную, культурную, духовную сферы.
В отношении государственных и муниципальных служащих предъявляются повышенные требования, в особенности морально-этические. Для того чтобы стать определенным служащим, кандидату необходимо обладать определенными качествами, такими как: высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности, положительные морально-этические и интеллектуальные качества, высокий уровень правовой культуры и правового сознания.
В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих содержащем морально-этические требования, закреплена норма о том, что государственные (муниципальные) служащие должны достойно выполнять свою профессиональную деятельность, содействовать укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих и повышать уровень доверия граждан к государственным органам, органам местного самоуправления, а также обеспечивать единые нормы поведения для всех государственных (муниципальных) служащих [1]. Данный нормативный правовой акт определил морально-нравственный статус государственных, муниципальных служащих и сформулировал морально-этические нормы и принципы поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления во время исполнения своих профессиональных обязанностей.
По нашему мнению, нравственное поведение является одним из главных компонентов в профессиональной деятельности юриста, в частности, это касается работы государственных и муниципальных служащих.
Должностное лицо, осуществляющее профессиональную деятельность, в нестандартной ситуации обязано сохранять личное достоинство, дорожить честью, а также избегать ситуаций, которые могут негативно повлиять на авторитет государственного или муниципального органа, причинить ущерб деловой репутации самого служащего и вызвать сомнения в объективности и независимости выносимых им решений в ходе решения вопросов государственного и местного значения.
Государственная и муниципальная служба в целом, представляя собой один из видов профессиональной деятельности, также регулируется нормами профессиональной этики. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе. Профессиональная этика государственных, муниципальных служащих представляет собой совокупность норм и правил, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством и населением.
Деятельность государственных, муниципальных служащих непосредственно связана с работой напрямую с таким субъектом права, как население. Население, являясь важным субъектом права, и дает в целом субъективную оценку всей системе государственных органов и органов местного самоуправления, а так же профессиональной работе тех или иных служащих. Решая ежедневно достаточно важные и ключевые вопросы, связанные со множеством возникающих проблем на территории муниципального образования, служащие прежде всего заботятся о благополучии населения, о комфортности его проживания и о тех правах и свободах, которые могут быть нарушены в случае неисполнения либо неэффективного исполнения ими своих профессиональных обязанностей. На государственных, муниципальных служащих лежит большая ответственность по сохранению исторических и местных традиций, которые на протяжении длительного периода времени формируются на территории того либо иного муниципального образования, и сохранению тех ценностей, которые обеспечивают, охраняют и защищают население, проживающее на территории муниципального образования.
«Государственному и муниципальному служащему запрещается использовать возможности своего служебного положения в участии в предвыборной агитации, а также для агитации, непосредственно связанной с вопросами проведения референдума» [2]. Участие служащего в деятельности вышеперечисленных организаций негативно скажется на профессиональной деятельности и морально-этических принципах, которые должен выполнять служащий при осуществлении своей работы.
Юридическая деятельность, в первую очередь нуждается в нравственном поведении участников, что означает наличие у них высокого уровня правовой культуры. Использование правовых средств защиты предполагает обращение к государственным, муниципальным служащим с жалобой или заявлением, в которых изложены требования о том, какие конкретно права гражданина нарушены, кто является субъектом нарушения. Применяя свои профессионально-деловые и морально-этические качества, служащие должны незамедлительно рассмотреть поступившее обращение и вынести законное, обоснованное решение, одной из важных целей которого будет охрана и защита нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из вышесказанного, помимо всех требований к должности государственного и муниципального служащего, на наш взгляд, кандидат, который будет решать вопросы государственного и местного значения, в силу своих обязанностей, должен обладать высоким уровнем правового воспитания, правосознания, правовой культуры.
Правовая культура играет важную роль, так как, взаимодействуя с правом, она находит свое непосредственное отражение в различных нормативно-правовых актах, при помощи которых должностные лица восстанавливают и защищают права граждан, которым это необходимо для разрешения жизненно важных проблем.
Важным элементом правовой культуры общества является правовая культура юристов, под которой мы понимаем профессиональную юридическую деятельность судей, прокуроров, адвокатов, нотариусов, государственных и муниципальных служащих по реализации целей и задач действующего законодательства, основанную на нравственных началах справедливости и морали.
Кроме того, для осуществления правосудия нужно в процессе получения юридического образования формировать должное и высоконравственное правосознание государственных и муниципальных чиновников. Это является одной из фундаментальных задач юридической науки и образования. Только в этом случае можно говорить о том, что этические качества служащего в едином системном комплексе будут нацелены на соблюдение, защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина от неправомерных, незаконных действий или бездействия со стороны субъектов, решающих вопросы государственного и местного значения на местном уровне власти.
Литература:
- Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)) // «Официальные документы в образовании», N 36, декабрь, 2011
- Кузякин Ю. П. Государственная и муниципальная служба: учебник / Ю. П. Кузякин, А. А. Ермоленко. М.: ИНФРА-М, 2021. С. 188–189.
- Шамарова Г. Профессиональная этика и правила делового поведения муниципальных служащих / Г. Шамарова // Муниципальная служба: Институт муниципального управления. 2012. N 1. С. 2–8.