Роль СМИ в формировании гражданского общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 17.10.2019

Статья просмотрена: 5857 раз

Библиографическое описание:

Тишкова, А. С. Роль СМИ в формировании гражданского общества / А. С. Тишкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63103/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматриваются проблема значения свободных СМИ для развития гражданского общества. Целью статьи является отразить важность института СМИ для гармоничного функционирования общества, а также выявить современные тенденции доверия к СМИ.

Ключевые слова: гражданское общество, СМИ, информация, уровень доверия, доверие населения.

Гражданское общество — это сложное явление, состоящее из следующих институтов: семья, социальные группы, политические партии, система воспитания и образования, независимое правосудие, а также средства массовой информации [1, с.10].

Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации», СМИ — это периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием. Однако для полного понимания роли СМИ в формировании гражданского общества представляется необходимым использовать более широкое понятие СМИ — это каналы движения информации, способ информационной коммуникации и информационного воздействия, формирующий установки и мотивы поведения в обществе [2, с. 13].

Исходя из приведенных определений можно выделить несколько групп СМИ: радио, телевидение, печать. Так же в настоящее время актуальным средством массовой информации являются сайты в телекоммуникационно-информационной сети «Интернет». Они имеют статус СМИ только в том случае, если зарегистрированы как средства массовой информации.

Конституция РФ закрепляет положение о свободе массовой информации, под которой понимается запрет на ограничение поиска, получения, производства и распространения информации, создание, владение и пользование СМИ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Возможность иметь доступ к различным источникам информации и быть активным ее пользователем формирует у граждан способность к анализу получаемой информации, созданию собственного видения развития страны. Наличие различных позиций граждан и возможность их высказать является основой демократического общества. В этой связи свобода слова и свобода СМИ являются важными факторами создания гражданского общества, поскольку эти аспекты влияют на полноту и объективность предоставляемой информации, от которых зависит вовлеченность населения во взаимодействие и управление обществом.

При надлежащей реализации положения о свободе СМИ снижается возможность манипуляции населением, так как при свободе массовой информации субъекты могут самостоятельно выбирать источники информации, которым они доверяют, а также составлять свое мнение исходя из информации, полученной из разных источников. Говоря о манипуляции, отметим, что это явление может быть, как отрицательным, так и положительным. Манипуляция позволяет формировать у населения единую позицию, путем ограничения доступа к информации, либо лоббирования позиции, выгодной определенной группе, что препятствует формированию гражданского общества, поскольку для этого необходима свобода мнения. Манипулирование, односторонность и предвзятость в освещении информации снижает уровень доверия к СМИ в обществе. Однако манипуляция может иметь положительный характер, например, посредством манипуляции можно побуждать граждан быть социально активными, призывать к формированию свободной информационной среды.

Конституция РФ помимо свободы информации закрепляет недопустимость цензуры. Согласно закону РФ «О СМИ» под цензурой понимается «требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей». Закрепление недопустимости цензуры, как следствие свободы слова, направлено на предотвращения лоббирования какой-либо позиции, группой людей, способных влиять на средства массовой информации.

Полнота и объективность информации, предоставляемой СМИ влияет на создание политической и правовой культуры в стране. Следовательно, СМИ, как институт гражданского общества, выполняет функции по информированию населения, формированию общественного мнения, повышению правовой и политической культуры граждан, созданию возможности для самоорганизации граждан.

На современном этапе развития российского общества наблюдается противоречие между потребностью в достоверной объективной информацией и стремлением государства ограничивать СМИ в освещении определенного рода событий, а также стремлением СМИ предоставлять только часть информации, направленной на формирование у граждан определенной позиции. В этой связи традиционные СМИ утрачивают доверие населения, в то время как заинтересованность к альтернативным источникам информации (новостным интернет-сайтам, блогам, форумам) возрастает. Так согласно данным, предоставленным ВЦИОМ, уровень доверия россиян к телевизионным СМИ в 2017 году составил 42 пункта, (в 2012–58 п.), уровень доверия к остальным источникам массовой информации (региональное телевидение, пресса, радио, зарубежные СМИ) так же снижается. Вместе с тем, растет уровень доверия к интернету СМИ с 9 пунктов с 2016 до 11 пунктов в 2017 году [3]. Статистика ФОМ так же подтверждает снижение уровня доверия россиян к СМИ: по состоянию на 31 января 2016 года, СМИ доверяли 65 % опрошенных, а в ноябре 2018 уровень доверия составил 47 %. В то же время доверие к частным СМИ за тот же период выросло почти в два раза: с 13 до 25 %. Уровень доверия к новостным сайтам в интернете, а также форумам, блогам, сайтам социальных сетей возрос и составил 43 % (новости из интернета) и 19 % (из социальных сетей), на фоне снижения доверия к остальным СМИ (телевидение, печатная пресса, радио) [4].

Доверие выступает одним из тех показателей, которые обеспечивают развитие и гармоничное существование общества. Снижение уровня доверия, в том числе и к СМИ, являются проявлением негативных тенденций стагнации и упадка гражданского общества, утери основных ценностей. В случае утраты доверия к СМИ, в первую очередь государственным или про-государственным, возрастает протестный потенциал общества, его политическая активность, стремление к коренным изменением общественных отношениям, складывающихся между властью и обществом, что напрямую отражается на развитии и формировании гражданского общества.

Исходя из представленной выше статистической информации, доля доверия новостным сайтам, форумам и блогам, как средствам массовой информации, возрастает. В современном мире это явление закономерное. Однако интернет-ресурсы, в настоящее время, это труднорегулируемый элемент общественной коммуникации, что может порождать возникновение ложной информации. В этой связи были внесены изменения в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которым, сайты распространяющие недостоверную общественно значимой информацию, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, подлежат блокировке. Эффективность внесенных поправок для регулирования общественных отношений и обеспечения безопасности еще предстоит подтвердить, поскольку в настоящее время реальных последствий этих поправок не наблюдается.

Таким образом, намечается сразу две тенденции — переход доверия населения новому формату СМИ и попытки их государственного регулирования. Полагаем, что и в дальнейшем доля Интернет-ресурсов в общей массе СМИ будет возрастать.

В этой связи, необходимо отметить такую черту интернет-СМИ как глобализация. В результате процессов глобализации, информация для интернет-пользователей доступен обмен информацией со всего мира. Это может способствовать формированию множества мнений о процессах, происходящих в государстве и за его пределами. Соответственно, интернет-СМИ в России, в настоящее время, являются важным фактором развития информационного пространства.

Подводя итоги, отметим, что СМИ является важным звеном в построении гражданского общества, поскольку побуждает граждан к саморегуляции поведения, реализации своих прав и гражданских интересов. Поимо этого СМИ создают потенциал для более активного участия населения в процессе преобразований, проводимых в обществе, а также возможность оценить эффективность государственной политики.

Литература:

  1. Желдыбина Т. А. Идеи Г. Ф. Шершеневича об институтах гражданского общества // Вестник КГУ. — 2006. — № 5. — С. 10–11.
  2. Орлов К. А. Средства массовой информации как элемент гражданского общества // Вестник ЮУрГУ. — 2012. — № № 20 (279). — С. 13–17.
  3. Интернет против телевидения: битва продолжается // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116190 (дата обращения: 02.05.2019).
  4. Социологи зафиксировали снижение доверия россиян к государственным СМИ // РосБизнесКонсалтинг. URL: https://www.rbc.ru/politics/27/11/2018/5bfd31189a79475d5dae5a51 (дата обращения: 02.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, гражданское общество, СМИ, уровень доверия, время, доверие населения, информация, конституция РФ, сайт, свобода СМИ.


Похожие статьи

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ...

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграци...

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

Влияние корпоративной культуры на кадровый потенциал организации

В статье автор предпринимает попытку оценить зависимости и взаимосвязи корпоративной культуры и кадрового потенциала организаций, и их современное значение.

Доверие населения к власти как фактор развития государства

В настоящей статье рассматривается доверие как инструмент оценки деятельности органов власти, говорится о проблеме повышения доверия населения к власти и обозначаются пути решения данной проблемы.

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Правовое регулирование свободы СМИ в современной России

В исследовании рассматриваются основы правового регулирования свободы средств массовой информации в современной России. Актуальность темы научного исследования обусловлена ростом информационного общества, появлением новых средств массовой коммуникаци...

Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации в условиях цифровизации общества

В статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации в условиях влияния цифровых технологий и глобализации на жизнь общества, а также анализируется степень их урегулирования в правовой среде.

Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе

В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.

Похожие статьи

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ...

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграци...

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

Влияние корпоративной культуры на кадровый потенциал организации

В статье автор предпринимает попытку оценить зависимости и взаимосвязи корпоративной культуры и кадрового потенциала организаций, и их современное значение.

Доверие населения к власти как фактор развития государства

В настоящей статье рассматривается доверие как инструмент оценки деятельности органов власти, говорится о проблеме повышения доверия населения к власти и обозначаются пути решения данной проблемы.

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Правовое регулирование свободы СМИ в современной России

В исследовании рассматриваются основы правового регулирования свободы средств массовой информации в современной России. Актуальность темы научного исследования обусловлена ростом информационного общества, появлением новых средств массовой коммуникаци...

Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации в условиях цифровизации общества

В статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации в условиях влияния цифровых технологий и глобализации на жизнь общества, а также анализируется степень их урегулирования в правовой среде.

Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе

В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.

Задать вопрос