Актуальность затронутой тематики заключается в том, что, невзирая на положительную динамику интеграции средств массовой информации в сеть Интернет (неограниченный охват аудитории, возможность двухсторонней коммуникации издателя с читателями), увеличивается число информации, распространяемой с заведомо негативным контекстом (сообщения, разжигающие национальную рознь, информация приватного характера и т. д.).
Ключевые слова: СМИ, читатель, интернет, сеть, интернет-СМИ.
Сеть Интернет (далее — Сеть) позволила традиционным средствам массовой информации (далее — СМИ) использовать новые технологические и коммуникативные возможности. Появилась возможность взглянуть на контент по-другому, увеличилась интегрированность информационного потока. Печатное издание претерпевает изменения в верстке с полным сохранением журналистских текстов, в логике построения номера и в направлении всего выпуска, а не отдельных его частей (текстов, рубрик). Таким образом, при переходе прессы из печатной версии в электронную происходят два обязательных изменения:
– типологическое: появляются новые коммуникативные функции (обсуждения на форумах и в блогах, обратная связь с читателем);
– технологическое: необходимость использования специального оборудования (планшетов, смартфонов) для чтения электронной версии и получения минимальных навыков использования сетевых ресурсов. Из этого следует, что при создании сетевого аналога в результате появляется не копия, а новая версия СМИ, которая может выглядеть как контент печатного номера.
Интернет-версия СМИ обладает рядом специфических признаков, а, именно:
– больший поток информации благодаря интерактивным возможностям сети Интернет;
– изменение шрифта и формата;
– управление вниманием целевой аудитории, доступная информация об издании, выходные данные, поиск;
– оперативное и постоянное обновление ленты новостей.
Интернет-СМИ может иметь [4, с. 20]:
- Учредитель и издатель остаются теми же, как и у традиционного СМИ.
- Прирост аудитории за счет распространения и молодежного сегмента.
- Авторов работ в электронной версии может быть меньше, чем в традиционном аналоге, но связь между автором и читателем больше за счет наличия интерактива, обсуждений, комментариев и возможности обратной связи.
- Целью сетевой версии издания является расширение аудитории.
- Объем и тираж не имеют значения.
- Содержание, т. е. наполнение непосредственно медийными материалами, а также письмами и отзывами читателей, гиперссылками, рекламой, справочной информацией. Преимущество электронной версии СМИ в том, что она не просто мультимедийна (может сочетать в себе видео, аудио и текстовые файлы), но и объединяет разные осмысления новостных событий и способы их видения. Отсюда возросшее внимание пользователей Сети к таким крупнейшим информационным площадкам, как «LiveJournal», «Medium.com», «Blog.ru». Регистрация в них открывает читателю доступ к определенным статьям и изданиям, т. е. производится своеобразный отбор источников информации для пользователей сообществ.
Фактически датой возникновения Сети в СССР считается 1 августа 1990 года. Компания «Релком» объединила несколько своих сетей в одну. 19 сентября 1990 года для советских пользователей системы UNIX был зарегистрирован домен.su, домен.ru регистрируется международным информационным центром InterNIC 7 апреля 1994 года [3, с.10].
24 ноября 2009 года Постановлением Правительства № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти». Согласно данному акту все федеральные органы власти обязаны создать свои интернет — ресурсы для регулярного размещения информации о своей работе. Все это говорит о том, что Сеть стала важнейшей частью общественной и государственной жизней [2].
Так, в 14 июня 2011 года в третьем чтении Государственная Дума принимает ряд поправок в закон «О средствах массовой информации». Теперь, термин «сетевое издание» определяется как «сайт в сети Интернет», зарегистрированный в качестве СМИ. Появляется дополнительный признак сайта как СМИ — периодичность обновления. Онлайн — издание может быть зарегистрировано как СМИ только в случае, если владелец подал заявление [1].
Так, сетевые издания можно считать уникальными, поскольку каналом их распространения является только Интернет. В свою очередь доказано, что «СМИ не только отображают действительность, но и формируют ее» [4, с. 253]. Если говорить о характере влияния онлайн — изданий на читателя, то по аналогии с печатными СМИ можно выделить отрицательное и положительное воздействия. Рассматривая негативную информацию, можно отметить наличие в Сети материалов на тему криминала, разжигающих национальную и иную рознь, содержащих подробности интимной жизни индивидуумов. Так, примером проявления агрессии в онлайн — изданиях можно назвать публикации, посвященные событиям, произошедшим в октябре 2013 года в районе Западного Бирюлево в г. Москва. Информация, размещенная в первые дни этих событий, в большинстве источников несла тонкий национальный подтекст. Так в публикации интернет — версии газеты «Арументы и факты» «Руководство СК взяло на контроль расследование убийства в Бирюлеве», можно отметить прямую ссылку на национальную принадлежность подозреваемого. Зачастую такие публикации дополнялись видеоматериалами, побуждающими к разжиганию национальной розни.
СМИ в Интернете повышают возможность соучастия читателей и/или пользователей в происходящих и описываемых событиях. Поэтому позитивное влияние интернет-изданий нельзя отрицать, среди них можно выделить глобальность, открытость, повышение патриотизма.
По данным Яндекс, каждый четвертый пользователь интернета в России хотя бы раз в месяц заходит на сайты отечественных СМИ. Однако активных потребителей контента среди читателей новостей немного. Только 4 % российских пользователей (15 % от всех читателей новостей) просматривают на новостных сайтах по 30 и больше страниц в месяц. Почти половина читателей новостей в течение месяца пользуются только одним источником, ещё четверть читают новости на двух-трех сайтах [5].
В группе изданий, пишущих о недвижимости, 15 % трафика приходится на переходы по рекламе. Для сравнения, в группе деловых СМИ или популярных газет доля рекламного трафика — около 1 %. Для городских изданий вроде The Village и Афиша заметным источником читателей стали социальные сети.
Сеть делает коммуникацию пользователей трансграничной. Такая подача информации происходит таким образом: короткий твит (140 символов в сообщении, публикуемого в социальной сети «Твиттер») пользователя с места происшествия запускает цепочку аналогичных сообщений от официальных СМИ.
Хотелось бы отметить, что Сеть не стоит как самостоятельную область коммуникации, скорее как дополнительную плоскость только в онлайн — режиме. В эпоху Интернета, именно, пользователь формирует вектор интегрированности информационного потока, обладая практически неограниченными возможностями свободы выбора.
Литература:
1. Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации» // СЗ РФ, 2011 г. № 25 ст. 3535.
- Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ,2009 г. № 48 ст. 5832.
- Медиакратия: современные теории и практики / под ред. А. С. Пую,С.С. Бордуновой. Спб.: Изд-во СпбГУ, 2013, 352 С.
- Макаркина Л. Н., Потапов П. Ф. Региональное телевидение как средство воспитания культуры межнационального общения (на примере работы национальной редакции «Од пинге» 10 канала «Телесеть Мордовии») // Вестник Чувашского университета. — 2010. — № 2. — С. 249–253.
- Новости в интернете: СМИ и читатели [Электронный ресурс]: Режим доступа https://yandex.ru/company/researches/2014/ya_news дата обращения 05.08.2020.