Социальные сети как новые СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 04.05.2023

Статья просмотрена: 1699 раз

Библиографическое описание:

Быстрицкий, С. С. Социальные сети как новые СМИ / С. С. Быстрицкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102209/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье анализируется сущность социальных сетей как потенциальных средств массовой информации и как площадки развития СМИ. Делается вывод, что социальные сети могут стать новым видом полноценных СМИ, однако сегодня они выступают как своего рода площадка развития СМИ, которые успешно взаимодействуют со своей аудиторией в социальных сетях.

Ключевые слова : информатизация, социальные сети, культура, средства массовой информации.

Сегодня социальные сети являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Их отличает простота использования, доступность и распространенность, а также удобство для рабочей и учебной деятельности. С помощью социальных сетей можно общаться с людьми не только посредством переписок, но и осуществлять аудио и видео звонки, передавать различную информацию, уведомлять о предстоящих событиях большое количество людей. С одной стороны, их можно отнести к средствам массовой информации нового поколения, так как они выполняют все соответствующие функции, с другой — они остаются средством межличностного общения. Социальные сети становятся с каждым годом все востребованнее, привлекая в ряды своих пользователей все большее число людей по всему миру.

Cоциальные сети потенциально могут стать новым видом полноценных СМИ, однако они выступают сегодня, в первую очередь, как своего рода площадка развития СМИ, которые успешно взаимодействуют со своей аудиторией в социальных сетях. То есть социальные сети — это канал развития для СМИ, но не отдельный вид СМИ, что отчетливо проявляется в различии функций СМИ и социальных сетей.

К традиционным функциям социальных сетей [3, с. 112–115]:

– Создание индивидуальных профилей, в которых будет содержаться определенная информация о пользователе.

– Взаимодействие пользователей (посредством просмотра профилей друг друга, внутренней почты, комментариев и пр.)

– Возможность достижения совместной цели путем кооперации (например, целью социальной сети может быть поиск новых друзей, ведение группового блога и пр.).

– Обмен ресурсами (к примеру, ссылками на сайты).

– Возможность удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов (например, путем участия в социальной сети можно обзаводиться новыми знакомыми и тем самым удовлетворять потребность в общении).

В своею очередь в ходе анализа современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике были выявлены следующие основные функции СМИ [4, с. 192–194]: информативная, идеологическая, когнитивная, развлекательная, образовательная, рекламная, коммуникационная, социализирующая, самоактуализирующая, осуществление общественного контроля за действиями власти и т. д.

При сопоставлении функций СМИ и социальных сетей может показаться, что между ними весьма мало общего, однако практически все функции СМИ могут реализовываться и уже реализуются на базе социальных сетей. Например, коммуникационная функция социальных сетей как СМИ проявляется в том, что люди устанавливают контакты, обмениваются новостями, информацией (фото, видео, аудиоматериалы, ссылки на сайты, комментарии, сообщения), кооперируются для достижения совместных целей (сплочение и удержание социальных связей), так осуществление общественного контроля за действиями власти может реализовываться СМИ через соцсети. Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. не­подконтрольных государству.

Также образование и социализация граждан как функция СМИ реализуется через соцсети посредством создания пабликов, групп, страниц, сторис и т. д., это предоставляет населению такие сведения, которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события.

Далее в пользу сотрудничества СМИ с социальными сетями, как правило, приводят два главных аргумента. Первый: социальные сети меняют модели потребления информации и классические формы подачи материала. Второй: социальные сети — это источник трафика, платформы доступа к активной аудитории, которую можно сделать лояльной изданию. Остальные аргументы сводятся к тому, что в социальных сетях есть аудитория, и СМИ желают ее монетизировать.

В современном мире, где большая часть людей проводят время в Интернете, средствам массовой информации необходимо взаимодействовать с социальными сетями, чтобы удержать и привлечь новую аудиторию. Следует выделить 3 основные формы взаимодействия [1, с. 284]: журналисты могут использовать социальную сеть как пользователи, социальная сеть — площадка для продвижения СМИ и социальная сеть — источник информации

Относительно соцсетей СМИ находятся в непростом положении. С одной стороны, может показаться, что профессиональные средства массовой информации получили нового конкурента в плане распространения информации, с другой — традиционные средства массовой информации получили ряд преимуществ от сотрудничества с соцсетями. В современном мире никого не удивляет, когда контент соцсетей становится альтернативным источником информации для профессиональных изданий [2].

Согласно отчетам We Are Social и Hootsuite о глобальном состоянии цифровых технологий, на 2019 год в мире 5,11 миллиарда уникальных мобильных пользователей, что на 100 миллионов больше, чем в 2018 году, а аудитория интернета насчитывает 4,39 миллиарда человек, что на 366 миллионов больше, чем в январе 2018 года. В социальных сетях зарегистрировано 3,48 миллиарда пользователей. По сравнению с данными на начало прошлого года этот показатель вырос на 288 миллионов. На 2019 год 3,26 миллиарда человек заходят в социальные сети с мобильных устройств. Это на 10 % больше, чем в прошлом году, когда с мобильных в соцсетях находилось на 297 миллионов человек меньше [5]. В таких условиях СМИ пришлось отойти от полного использования газет, ТВ, радио и сайтов и начать осваивание социальных сетей. Те СМИ, что пришли в новую отрасль раньше, либо нашли нестандартный подход, имеют определенный успех и зачастую дополнительный доход, который компенсирует потери от сокращения аудитории в традиционных каналах.

Например, скандально известное российское СМИ Meduza имеет 783 тысячи подписчиков в соцсети Instagram, медиапроект «Настоящее время» имеет почти полтора миллиона подписчиков на видеохостинге YouTube, у телеканала НТВ самый популярный выпуск программы «Ты супер!» набрал 75 миллионов просмотров. Рекорды ставят не только федеральные СМИ, но и меньшего размера. Например, у Костанайского телеканала «Алау» самое популярное видео набрало больше 1 миллиона просмотров. Сейчас каждое СМИ, которое стремиться развиваться имеет один и более аккаунтов в соцсетях. Некоторые используют их как основные либо наравне с традиционными каналами, некоторые имеют аккаунты лишь потому, что это является модной тенденцией.

Таким образом, социальные сети, вероятно могут стать новым видом полноценных СМИ, однако сегодня они выступают как своего рода площадка развития СМИ, которые успешно взаимодействуют со своей аудиторией в социальных сетях.

Литература:

  1. Ахмадулина, Е. В. СМИ и социальные сети: особенности и проблемы взаимодействия / Е. В. Ахмадулина, К. А. Кирилин // Медиаисследования. — 2020. — № 7. — С. 283–291.
  2. Бейненсон В. А. Продвижение СМИ в социальных сетях: возможности и проблемы // Вестник ННГУ. 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prodvizhenie-smi-v-sotsialnyh-setyah-vozmozhnosti-i-problemy (дата обращения: 26.03.2023).
  3. Киняшева, Ю. Б. Социальные сети в структуре современного общества: теоретические аспекты Проблемы / Ю. Б. Киняшева, С. В. Муращенков // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук: Сборник материалов международной научно-методической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, Нижний Новгород, 21–22 ноября 2018 года. — Нижний Новгород: Волжский государственный университет водного транспорта, 2018. — С. 112–122.
  4. Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 3 (10). — С. 192–194.
  5. Digital 2019: global internet use accelerates. — Текст: электронный // Creative Agency — We Are Social USA: [сайт]. — URL: https://wearesocial.com/blog/2019/01/digital-2019-global-internet-use-accelerates/ (дата обращения: 26.03.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): сеть, массовая информация, социальная сеть, площадка развития СМИ, СМИ, аудитория, действие власти, общественный контроль, современный мир, функция СМИ.


Похожие статьи

Формирование новейших политических интернет-профессий и тренд на цифровизацию власти

В статье рассматриваются аспекты формирования новых политических профессий путем внедрения и использования информационно-коммуникационной сети Интернет. Проводится анализ ключевых направлений развития отрасли, а также выявляются основные тренды испол...

Формирование массивов социокультурной информации в процессе мониторинга интернет-ресурсов

В статье раскрываются основные подходы к процессу формирования массивов социокультурной информации с развитием технологий мониторинга информации в сети Интернет в результате «цифровой революции» начала XXI века.

Креативные индустрии как отдельный сектор креативной экономики в России и в мире

В данной статье рассмотрены понятие и концепция «креативные индустрии» в контексте «креативной экономики», значимость этой культурной области в контексте экономической и социально-культурной сферах. Также проанализированы экономические факторы и проб...

Роль социальных медиа в маркетинге

В статье рассматривается актуальность использования социальных медиа для продвижения товаров и услуг в Интернет-среде. Также статья посвящена основным преимуществам использования маркетинга в социальных медиа.

Использование социальных сетей в продвижении образовательных услуг

Целью статьи выступает разработка стратегии маркетинга в социальных сетях, как основного метода продвижения образовательных услуг. В процессе написания статьи применялись методы анализа и синтеза, позволившие выделить доминантные направления, а также...

Цифровая трансформация компаний как фактор ускоренного развития

В современных условиях трансформации экономики и общества цифровые технологии становятся фактором ускоренного развития. В этой связи исследование возможностей внедрения цифровых продуктов в целостность бизнес-процессов современной компании является а...

Маркетинговая коммуникация в социальных сетях — решение в условиях кризиса

С каждым днем все больше интернет-пользователей используют социальные сети, которые стали актуальным каналом и для маркетологов, которые всегда ищут новые возможности донести свои сообщения до более широкого круга пользователей. Социальные сети в сил...

Информационные и коммуникационные технологии в современных средствах массовой информации

В статье рассматриваются определения и идеи, применяемые в информационных и коммуникационных технологиях в современных СМИ. Параметры медиакультуры исследуются с точки зрения связи между молодежью и ИКТ.

Продвижение некоммерческих организаций с помощью инструментов digital-маркетинга

В статье рассмотрена роль цифрового маркетинга в продвижении некоммерческих и социальных проектов, охарактеризованы актуальные инструменты интернет-продвижения. Выявлены основные проблемы такого продвижения в сети Интернет и представлены пути их реше...

Современные инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций в онлайн-среде

В статье рассматриваются интегрированные маркетинговые коммуникации, которые применяются в условиях современного рынка. Интегрированные маркетинговые коммуникации являются наиболее эффективным инструментом по достижению поставленной перед комплексом ...

Похожие статьи

Формирование новейших политических интернет-профессий и тренд на цифровизацию власти

В статье рассматриваются аспекты формирования новых политических профессий путем внедрения и использования информационно-коммуникационной сети Интернет. Проводится анализ ключевых направлений развития отрасли, а также выявляются основные тренды испол...

Формирование массивов социокультурной информации в процессе мониторинга интернет-ресурсов

В статье раскрываются основные подходы к процессу формирования массивов социокультурной информации с развитием технологий мониторинга информации в сети Интернет в результате «цифровой революции» начала XXI века.

Креативные индустрии как отдельный сектор креативной экономики в России и в мире

В данной статье рассмотрены понятие и концепция «креативные индустрии» в контексте «креативной экономики», значимость этой культурной области в контексте экономической и социально-культурной сферах. Также проанализированы экономические факторы и проб...

Роль социальных медиа в маркетинге

В статье рассматривается актуальность использования социальных медиа для продвижения товаров и услуг в Интернет-среде. Также статья посвящена основным преимуществам использования маркетинга в социальных медиа.

Использование социальных сетей в продвижении образовательных услуг

Целью статьи выступает разработка стратегии маркетинга в социальных сетях, как основного метода продвижения образовательных услуг. В процессе написания статьи применялись методы анализа и синтеза, позволившие выделить доминантные направления, а также...

Цифровая трансформация компаний как фактор ускоренного развития

В современных условиях трансформации экономики и общества цифровые технологии становятся фактором ускоренного развития. В этой связи исследование возможностей внедрения цифровых продуктов в целостность бизнес-процессов современной компании является а...

Маркетинговая коммуникация в социальных сетях — решение в условиях кризиса

С каждым днем все больше интернет-пользователей используют социальные сети, которые стали актуальным каналом и для маркетологов, которые всегда ищут новые возможности донести свои сообщения до более широкого круга пользователей. Социальные сети в сил...

Информационные и коммуникационные технологии в современных средствах массовой информации

В статье рассматриваются определения и идеи, применяемые в информационных и коммуникационных технологиях в современных СМИ. Параметры медиакультуры исследуются с точки зрения связи между молодежью и ИКТ.

Продвижение некоммерческих организаций с помощью инструментов digital-маркетинга

В статье рассмотрена роль цифрового маркетинга в продвижении некоммерческих и социальных проектов, охарактеризованы актуальные инструменты интернет-продвижения. Выявлены основные проблемы такого продвижения в сети Интернет и представлены пути их реше...

Современные инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций в онлайн-среде

В статье рассматриваются интегрированные маркетинговые коммуникации, которые применяются в условиях современного рынка. Интегрированные маркетинговые коммуникации являются наиболее эффективным инструментом по достижению поставленной перед комплексом ...

Задать вопрос