В статье анализируется сущность социальных сетей как потенциальных средств массовой информации и как площадки развития СМИ. Делается вывод, что социальные сети могут стать новым видом полноценных СМИ, однако сегодня они выступают как своего рода площадка развития СМИ, которые успешно взаимодействуют со своей аудиторией в социальных сетях.
Ключевые слова : информатизация, социальные сети, культура, средства массовой информации.
Сегодня социальные сети являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Их отличает простота использования, доступность и распространенность, а также удобство для рабочей и учебной деятельности. С помощью социальных сетей можно общаться с людьми не только посредством переписок, но и осуществлять аудио и видео звонки, передавать различную информацию, уведомлять о предстоящих событиях большое количество людей. С одной стороны, их можно отнести к средствам массовой информации нового поколения, так как они выполняют все соответствующие функции, с другой — они остаются средством межличностного общения. Социальные сети становятся с каждым годом все востребованнее, привлекая в ряды своих пользователей все большее число людей по всему миру.
Cоциальные сети потенциально могут стать новым видом полноценных СМИ, однако они выступают сегодня, в первую очередь, как своего рода площадка развития СМИ, которые успешно взаимодействуют со своей аудиторией в социальных сетях. То есть социальные сети — это канал развития для СМИ, но не отдельный вид СМИ, что отчетливо проявляется в различии функций СМИ и социальных сетей.
К традиционным функциям социальных сетей [3, с. 112–115]:
– Создание индивидуальных профилей, в которых будет содержаться определенная информация о пользователе.
– Взаимодействие пользователей (посредством просмотра профилей друг друга, внутренней почты, комментариев и пр.)
– Возможность достижения совместной цели путем кооперации (например, целью социальной сети может быть поиск новых друзей, ведение группового блога и пр.).
– Обмен ресурсами (к примеру, ссылками на сайты).
– Возможность удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов (например, путем участия в социальной сети можно обзаводиться новыми знакомыми и тем самым удовлетворять потребность в общении).
В своею очередь в ходе анализа современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике были выявлены следующие основные функции СМИ [4, с. 192–194]: информативная, идеологическая, когнитивная, развлекательная, образовательная, рекламная, коммуникационная, социализирующая, самоактуализирующая, осуществление общественного контроля за действиями власти и т. д.
При сопоставлении функций СМИ и социальных сетей может показаться, что между ними весьма мало общего, однако практически все функции СМИ могут реализовываться и уже реализуются на базе социальных сетей. Например, коммуникационная функция социальных сетей как СМИ проявляется в том, что люди устанавливают контакты, обмениваются новостями, информацией (фото, видео, аудиоматериалы, ссылки на сайты, комментарии, сообщения), кооперируются для достижения совместных целей (сплочение и удержание социальных связей), так осуществление общественного контроля за действиями власти может реализовываться СМИ через соцсети. Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству.
Также образование и социализация граждан как функция СМИ реализуется через соцсети посредством создания пабликов, групп, страниц, сторис и т. д., это предоставляет населению такие сведения, которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события.
Далее в пользу сотрудничества СМИ с социальными сетями, как правило, приводят два главных аргумента. Первый: социальные сети меняют модели потребления информации и классические формы подачи материала. Второй: социальные сети — это источник трафика, платформы доступа к активной аудитории, которую можно сделать лояльной изданию. Остальные аргументы сводятся к тому, что в социальных сетях есть аудитория, и СМИ желают ее монетизировать.
В современном мире, где большая часть людей проводят время в Интернете, средствам массовой информации необходимо взаимодействовать с социальными сетями, чтобы удержать и привлечь новую аудиторию. Следует выделить 3 основные формы взаимодействия [1, с. 284]: журналисты могут использовать социальную сеть как пользователи, социальная сеть — площадка для продвижения СМИ и социальная сеть — источник информации
Относительно соцсетей СМИ находятся в непростом положении. С одной стороны, может показаться, что профессиональные средства массовой информации получили нового конкурента в плане распространения информации, с другой — традиционные средства массовой информации получили ряд преимуществ от сотрудничества с соцсетями. В современном мире никого не удивляет, когда контент соцсетей становится альтернативным источником информации для профессиональных изданий [2].
Согласно отчетам We Are Social и Hootsuite о глобальном состоянии цифровых технологий, на 2019 год в мире 5,11 миллиарда уникальных мобильных пользователей, что на 100 миллионов больше, чем в 2018 году, а аудитория интернета насчитывает 4,39 миллиарда человек, что на 366 миллионов больше, чем в январе 2018 года. В социальных сетях зарегистрировано 3,48 миллиарда пользователей. По сравнению с данными на начало прошлого года этот показатель вырос на 288 миллионов. На 2019 год 3,26 миллиарда человек заходят в социальные сети с мобильных устройств. Это на 10 % больше, чем в прошлом году, когда с мобильных в соцсетях находилось на 297 миллионов человек меньше [5]. В таких условиях СМИ пришлось отойти от полного использования газет, ТВ, радио и сайтов и начать осваивание социальных сетей. Те СМИ, что пришли в новую отрасль раньше, либо нашли нестандартный подход, имеют определенный успех и зачастую дополнительный доход, который компенсирует потери от сокращения аудитории в традиционных каналах.
Например, скандально известное российское СМИ Meduza имеет 783 тысячи подписчиков в соцсети Instagram, медиапроект «Настоящее время» имеет почти полтора миллиона подписчиков на видеохостинге YouTube, у телеканала НТВ самый популярный выпуск программы «Ты супер!» набрал 75 миллионов просмотров. Рекорды ставят не только федеральные СМИ, но и меньшего размера. Например, у Костанайского телеканала «Алау» самое популярное видео набрало больше 1 миллиона просмотров. Сейчас каждое СМИ, которое стремиться развиваться имеет один и более аккаунтов в соцсетях. Некоторые используют их как основные либо наравне с традиционными каналами, некоторые имеют аккаунты лишь потому, что это является модной тенденцией.
Таким образом, социальные сети, вероятно могут стать новым видом полноценных СМИ, однако сегодня они выступают как своего рода площадка развития СМИ, которые успешно взаимодействуют со своей аудиторией в социальных сетях.
Литература:
- Ахмадулина, Е. В. СМИ и социальные сети: особенности и проблемы взаимодействия / Е. В. Ахмадулина, К. А. Кирилин // Медиаисследования. — 2020. — № 7. — С. 283–291.
- Бейненсон В. А. Продвижение СМИ в социальных сетях: возможности и проблемы // Вестник ННГУ. 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prodvizhenie-smi-v-sotsialnyh-setyah-vozmozhnosti-i-problemy (дата обращения: 26.03.2023).
- Киняшева, Ю. Б. Социальные сети в структуре современного общества: теоретические аспекты Проблемы / Ю. Б. Киняшева, С. В. Муращенков // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук: Сборник материалов международной научно-методической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, Нижний Новгород, 21–22 ноября 2018 года. — Нижний Новгород: Волжский государственный университет водного транспорта, 2018. — С. 112–122.
- Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 3 (10). — С. 192–194.
- Digital 2019: global internet use accelerates. — Текст: электронный // Creative Agency — We Are Social USA: [сайт]. — URL: https://wearesocial.com/blog/2019/01/digital-2019-global-internet-use-accelerates/ (дата обращения: 26.03.2023).