Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Взаимодействие государства и средств массовой информации в России: историческая ретроспектива и современные тенденции

Научный руководитель
19. Государство и право
28.11.2025
4
Поделиться
Аннотация
В статье анализируется эволюция взаимодействия государства и СМИ в России — от либеральной модели 1990-х годов к формированию жёстко регулируемой медиасферы в 2000–2020-е годы. Рассматриваются ключевые законы, экономические и структурные механизмы государственного контроля. Особое внимание уделяется современным вызовам: цифровой трансформации, фрагментации аудитории и кризису экономических моделей. Делается вывод о становлении «суверенной» модели медиа, где доверие к официальным источникам становится основой информационной безопасности.
Библиографическое описание
Курская, М. Д. Взаимодействие государства и средств массовой информации в России: историческая ретроспектива и современные тенденции / М. Д. Курская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 39-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/546/19191.


Средства массовой информации, традиционно именуемые «четвертой властью», представляют собой один из ключевых институтов современного общества, выполняющий критически важные функции информирования, социализации, формирования общественной повестки дня. Сегодня, в эпоху «гибридных войн», СМИ превратились из простого канала передачи новостей в стратегический ресурс, инструмент «мягкой силы» и поле битвы за умы граждан. В Российской Федерации взаимоотношения между государством и медиа на протяжении всей ее истории отличались особой сложностью, противоречивостью и цикличностью, выступая своего рода индикатором политического режима. Эти отношения постоянно балансируют на грани между необходимостью обеспечения национальной безопасности, общественной стабильности и соблюдением фундаментального права на свободу слова и информации.

Исторический экскурс недвусмысленно демонстрирует, что стремление государства к контролю над информационными потоками является устойчивой доминантой российской политической традиции. Первый в истории России цензурный устав был введен еще в 1720 году Петром I, который требовал, чтобы рукописи перед печатью просматривались в Академии наук на предмет наличия «поносных слов». «Чугунный» устав 1826 года при Николае I стал символом тотального контроля не только над содержанием, но и над самим процессом создания печатной продукции.

Советский период характеризовался абсолютной монополией государства на медиасферу [1]. Парадокс советской системы заключался в том, что при тотальном контроле СМИ достигали невероятной эффективности в мобилизации населения. Такие передачи, как «Время» в 21:00, становились главным семейным ритуалом для десятков миллионов людей, формируя единое смысловое поле нации.

Эпоха Перестройки и гласности конца 1980-х годов ознаменовала собой радикальный, но, как показало время, кратковременный разрыв с этой многовековой традицией. Принятие Закона РСФСР от 27.12.1991 № 2124–1 «О средствах массовой информации», который отменил цензуру и разрешил частное учредительство СМИ, стало знаковым событием, символизировавшим переход к новой, либеральной модели отношений [2]. «Золотой век» российской журналистики 1990-х, с его острой публицистикой и телевизионными баталиями, породил иллюзию необратимости либерального пути. Однако уже тогда началось формирование крупных медиахолдингов, тесно связанных с финансово-промышленными группами и политическими кланами, что предопределило их последующую зависимость от власти [3].

Уже в 2000-е годы начался процесс постепенного восстановления государственного влияния в медиасфере, принявший в 2010–2020-е годы системный и всеобъемлющий характер. Этот процесс не был линейным: он развивался волнообразно, обостряясь в периоды политической напряженности — после протестов 2011–2012 годов, аннексии Крыма в 2014-м и, особенно, с началом СВО в 2022 году.

Ключевыми законодательными актами, определяющими ландшафт последних лет, являются:

1) Федеральный закон от 01.05.2022 № 100-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о так называемых «фейковых новостях» и дискредитации армии). Статистика Роскомнадзора показывает, что только за первый год действия этих норм были заблокированы десятки тысяч материалов и сотни ресурсов, что демонстрирует масштаб их применения [4].

2) Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который лег в основу законодательства об «иностранных агентах». Интересно, что изначально закон 2012 года касался только НКО, но затем его действие было последовательно распространено на СМИ, физических лиц и даже блогеров без образования юрлица, что отражает эволюцию подхода властей [5].

3) Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» (о так называемом «суверенном рунете»). Его практическая реализация привела к созданию Национальной системы доменных имен (NSI), которая прошла первые успешные испытания на устойчивость в 2024 году [6].

4) Регулирование деятельности онлайн-платформ и блогеров. Ярким примером стала история с TikTok, который после начала СВО был вынужден ограничить функционал на территории РФ, а затем и вовсе столкнулся с рисками блокировки за невыполнение требований о локализации данных и цензурировании контента [7].

Параллельно с правовыми механизмами действуют мощные экономические рычаги. Любопытный тренд последних лет — рост «неявных» форм финансирования лояльных медиа через систему госзакупок на «информационные услуги», «мониторинг» и «консалтинг», которые могут в десятки раз превышать рыночную стоимость подобных услуг. Структурный контроль проявляется и в прямом владении государством через подконтрольные компании ключевых телеканалов, радиостанций и новостных порталов. Например, медиахолдинг «Россия сегодня» (РИА Новости) и телеканал RT стали не просто СМИ, а инструментами глобальной информационной политики, вещающими на десятки стран мира и формирующими альтернативную западной точку зрения [8].

В рамках правового поля надзорные органы, в первую очередь Роскомнадзор, осуществляют мониторинг соблюдения законодательства. В России, как и во многих других странах, существует правоприменительная практика в отношении СМИ, нарушающих установленные нормы. Это касается не только политически чувствительных тем, но и, например, защиты детей от вредоносного контента, борьбы с экстремизмом и пропагандой наркотиков. В этой связи для граждан крайне важно развивать медиаграмотность и критическое мышление, чтобы отличать достоверную информацию от манипуляций. Доверие к официальным и верифицированным источникам — это осознанный гражданский выбор в пользу стабильности и национальной безопасности.

Современная медиасреда сталкивается с целым комплексом вызовов, порожденных как наследием прошлого, так и динамикой настоящего.

1) Цифровая трансформация и фрагментация аудитории. Если в 2010-е годы главным вызовом для государства был Facebook и Twitter, то сегодня это мессенджеры и видеоплатформы. Telegram-каналы, которые зачастую ведутся анонимно, стали мощным источником новостей и инструментом влияния, обходящим традиционные регуляторные барьеры [9].

2) Кризис экономических моделей. После ухода западных рекламодателей многие издания переориентировались на отечественный бизнес и госзаказ. Одновременно наблюдается бум краудфандинга и подписных моделей: такие проекты, как «Сила Слова» или «Rounds», доказали, что аудитория готова платить за качественную журналистику, даже работающую в условиях ограничений [10].

3) Поколенческий разрыв. Исследования ВЦИОМ показывают, что более 80 % аудитории старше 55 лет черпают новости с федерального ТВ, в то время как в группе 18–24 года доминируют соцсети (более 70 %). Это создает риск формирования «разорванной» информационной реальности внутри одного общества [11].

4) Психологическое давление на журналистов. Нереализованный сценарий — массовый исход медиапрофессионалов за рубеж. Многие продолжили работу из эмиграции, создав «новую русскоязычную медиасферу» за пределами РФ, которая ведет острую полемику с официальной российской позицией.

В контексте поиска решений вышеперечисленных системных проблем, определенный потенциал мы видим в использовании технологий искусственного интеллекта (ИИ). Внедрение алгоритмов машинного обучения могло бы способствовать автоматизации процессов модерации контента, направленной на ограничение распространения нецензурной лексики, призывов к насилию, а также информации, признанной судом экстремистской или подрывающей основы государственной власти. Это позволило бы частично разгрузить регуляторные органы и редакции от рутинного мониторинга, сосредоточив усилия на содержательной работе. Однако такая практика требует разработки четких и прозрачных критериев для алгоритмов, чтобы избежать цензуры легитимной критики и не нарушать права граждан на получение информации.

Таким образом, взаимодействие государства и СМИ в России представляет собой непрерывный диалектический процесс. Современный этап характеризуется значительным усилением государственного регулирования, что является закономерной реакцией на вызовы информационных войн и растущей геополитической нестабильности. Сегодня можно говорить о формировании в России уникальной «суверенной» модели медиасферы, которая сочетает жесткое государственное ядро (федеральное ТВ) с динамичной, но фрагментированной цифровой периферией (интернет-СМИ, соцсети, блоги). Успешное развитие страны в сложном XXI веке будет напрямую зависеть от того, удастся ли найти динамичный баланс, при котором СМИ смогут выполнять свои ключевые общественные функции — информировать, анализировать, просвещать, — оставаясь при этом ответственным партнером государства.

В этих условиях доверие к официальным СМИ — это не просто рекомендация, а вопрос информационной гигиены и гражданской ответственности. В мире, где информация стала оружием, способность отличать проверенные данные от вбросов и манипуляций напрямую влияет на национальный суверенитет и безопасность каждого гражданина. Будущее российских СМИ будет определяться тем, насколько гибко и эффективно все участники этого процесса — государство, медиабизнес, журналисты и аудитория — смогут адаптироваться к новым реалиям, сохранив при этом суть публичной коммуникации как основы общественного договора.

Литература:

1. Павликова М. М. Цифровая трансформация СМИ: от вызовов к новым возможностям. // Меди@льманах. — 2022. — № 3 (110). [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-posledstviyah-tsifrovoy-transformatsii-mediasredy (Дата обращения: 30.10.2025).

2. Осредствах массовой информации: Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2124–1-ФЗ (с учетом изменений и дополнений от 30.12.2020 № 485-ФЗ) [Электронный ресурс] — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013812&ysclid=m9o6phci2899770201/, свободный. (Дата обращения: 28.10.2025)

3. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина — М.: Проспект, 2015. — 500 с.

4. Овнесении изменений в Федеральный закон «О средствах массовой информации» в части установления особенностей распространения средстапми массовой информации иностранных материалов: Федеральный закон от 01 мая 2022 г. № 100-ФЗ [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339313/ (Дата обращения: 30.10.2025)

5. Опротиводействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (с учетом изменений и дополнений от 28.12.2024 № 522-ФЗ) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102079221&ysclid=m9o7gl7qtf664505827/, свободный. (Дата обращения: 29.10.2025)

6. Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (с учетом изменений и дополнений от 12.12.2023 № 588-ФЗ) [Электронный ресурс] — URL: https://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102108264&ysclid=m9o7e7tww3163790904/, свободный. (Дата обращения: 22.02.2025)

7. Симоньян М. С. Информационные войны в современном мире: взгляд изнутри. -- М.: РИПОЛ классик, 2023. [Электронный ресурс] -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-voyna-i-novaya-politicheskaya-realnost-i (Дата обращения: 30.10.2025).

8. Доклад Центра защиты прав СМИ «Свобода слова под давлением: мониторинг нарушений в 2023 году». -- 2024. [Электронный ресурс] -URL: https://mmdc.ru/blog/2025/01/22/svoboda-slova-2024/ (Дата обращения: 28.10.2025)

9. Градюшко А. А. Современные тенденции развития региональных СМИ в многоплатформенной среде // Труды БГТУ. — 2021. — № 2. [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-regionalnyh-smi-v-mnogoplatformennoy-srede (Дата обращения: 30.10.2025).

10. Заманов А. Р. Экономика медиаиндустрии в России: вызовы и перспективы // Вестник МГУ. Серия 10: Журналистика. -- 2021. -- № 5. [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaindustrii-v-evrope-sovremennye-vyzovy (Дата обращения: 30.10.2025).

11. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). [Электронный ресурс] — URL: https://wciom.ru (Дата обращения: 27.10.2025)

12. Демидов, А.И., Федосеев, А. А. Основы политологии: Учеб. пособие/ Демидов А. И., Федосеев А. А.- М.: Высш. шк., 1995. — 271с.

13. Сивякова, Е. В. Общероссийские СМИ как институт публичной политики: условия и технологии производства публичности: Автореф. дис. канд. филол. наук. M., 2009

14. Ткачева Н. В. Законодательство о «фейковых новостях» и его влияние на профессиональную деятельность журналистов в РФ // Право и политика. -- 2023. -- № 4. [Электронный ресурс] — URL: https://pravo.ru/story/222165/ (Дата обращения: 26.10.2025)

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный