Статья посвящена анализу правового регулирования деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия. Выявлены проблемы законодательства в сфере правового регулирования деятельности политических партий, а также предложены пути их решения.
Ключевые слова: политическая партия, правовое регулирование, деятельность политических партий, избирательный процесс.
Правовое регулирование политических партий имеет большую важность, поскольку политические партии играют важную роль в демократических процессах, их представители участвуют в выборах и общественной жизни, вносят свои взгляды и идеи в политический дискурс. В условиях политического плюрализма необходимым является гармоничная и структурированная система нормативных актов, посвященных регулированию деятельности политических партий. Дополнительным вызовом на сегодняшний день служит внешнее санкционное воздействие на Российскую Федерацию, важным представляется сохранение государственного суверенитета, а также недопущение использования политических сил внутри страны в интересах третьих стран.
В Российской Федерации политические партии играют важную роль в политической жизни государства. Партии связывают общество и государство между собой, выражают интересы отдельных групп населения, представляют различные политические взгляды, объединяют людей с общими идеями и целями.
Основополагающим закреплением рассматриваемой сферы служит статья 30 Конституции Российской Федерации, гарантирующая свободу общественных объединений. Построение демократического общества не представляется возможным без подобного закрепления. Общественные объединения могут способствовать участию граждан в политической жизни и обеспечивать механизмы для решения общественных проблем. Также в статье 13 указано, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Таким образом, уже в Конституции можно увидеть минимальную нормативную базу для свободной деятельности политических партий [1].
Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» устанавливает правила регистрации, деятельности и ликвидации политических партий в России.
Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях» в статье 3 определяет политическую партию как «общественную организацию, целью которой является участие в политической жизни страны, формирование и выражение общественной воли, а также участие в выборах и формировании органов государственной власти и органах местного самоуправления» [2]. В 2015 году Федеральным законом от 23.05.2015 № 133-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О политических партиях»» был добавлен абзац в указанной статье Федерального закона № 95 о том, что политические партии являются видом общественных организаций и поэтому согласно уже статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации являются некоммерческими организациями [3]. С таким положением трудно не согласиться, так как основная цель политических партий — участие в политической жизни общества, поэтому получение материальной выгоды не может быть поставлено главной задачей их деятельности. При этом указание того, что политические партии являются видом общественных организаций в Гражданском кодексе и Федеральном законе Российской Федерации от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» прямо противоречит положению статьи 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ, в котором политические партии и общественные организации являются самостоятельными формами общественных объединений [4]. На сегодняшний день, данное противоречие законодателем все еще не урегулировано. Возможным решением данной коллизии станет более подробное разъяснение статуса общественных организаций и их разграничение с политическими партиями. В текущей редакции Федерального закона «Об общественных объединениях» в статье 8 приводится понятие общественных организаций, однако при подробном рассмотрении под это же определение в общих чертах подходят и политические партии. Практически, если руководствоваться статьей 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», политические партии являются общественными организациями с политической спецификой. Можно предположить, что сама по себе коллизия является следствием ввода пункта о политических партиях только в 2002 году, уже после принятия специального Федерального закона. Так как до этого вопрос о политических партиях не был законодательно оформлен, политические партии действительно могли считаться одной из форм общественных организаций. В научной сфере до сих пор нет единого мнения являются ли политические партии общественной организацией. Так, В. С. Грачев подразделяет общественные объединения на виды в зависимости от рода их деятельности: социально-экономические, культурные, действующие в политической сфере [5]. В. Н. Шеломенцев классифицирует общественные объединения на общественные организации, движения, фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности и политические партии [6].
Со второй половины 1980-х годов в СССР начинают появляться первые политические партии, помимо КПСС. Первой открыто провозглашённой политической партией в стране в 1988 году стал Демократический союз. В декабре 1989 года Министерством юстиции СССР была официально зарегистрирована Либерально-демократическая партия Советского Союза (ЛДПСС), которая стала первой официальной альтернативной политической партией союзного уровня. После 1991 года их количество возросло ещё больше. Стали появляться партии самых разных политических взглядов, вплоть до абсурдных, таких как Национал-большевистская партия или Партия любителей пива. Большинство из них были упразднены ближе к концу 90-х — началу 2000-х годов. Так, партия Единая Россия была образована в 2001 году сразу из нескольких объединений и блоков. Уже к концу 2000-х реальной политической силой обладали менее 10 партий. Самые крупные из которых — вышеупомянутая Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия. Причиной такого сокращения можно считать изменения, принятые в 2004 году, по которым минимальное количество членов партии становилось 50000. Из 35 политических партий перерегистрироваться смогли лишь 7.
В 2012 году данное требование было смягчено и минимальное количество членов партии для регистрации стало 500. В связи с этим в 2010–2020 годах развитие политических партий характеризуется появлением, так называемых, политических партий-спойлеров. Это партии, которые не имеет шансов победить, но оттягивает на себя часть голосов у другого кандидата со сходной символикой или программой, повышая тем самым шансы на победу кандидата с противоположной позицией. Например, партия Коммунисты России является явным спойлером для КПРФ, партия Новые Люди для ЛДПР. Считаем, что в данной ситуации законодателем до конца не урегулирован вопрос регистрации партий со схожей программой и символикой. Необходимым представляется дополнение статей 6 и 7 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях» уточнением, по которому партия не может быть зарегистрирована, если своей программой, символикой или наименованием сильно напоминает уже существующую партию. Само по себе дальнейшее существование таких партий ведет к несправедливым результатам выборов, когда партии теряют своих избирателей.
Также к концу 2010-х годов наблюдается постепенное снижение влияния партий Справедливая Россия и ЛДПР. Так, лидер Справедливой России Миронов С. М. не представлял свою партию на Президентских выборах в 2018 году, а призвал голосовать за Путина В. В. Началом снижения влияния ЛДПР можно считать провальные для партии Выборы в Государственную Думу РФ в 2021 году. Смерть бессменного лидера партии Владимира Жириновского в 2022 году и вовсе ставит вопрос о дальнейшем существовании партии в ближайшие годы. Учитывая, что по состоянию на 13 апреля 2023 года в РФ официально зарегистрировано 28 политических партий [7], а в Государственной Думе VIII созыва представлено всего 6 партий, можно говорить о концентрации реальной политической силы только около двух партий — Единой России и КПРФ. В условиях нынешнего внешнего санкционного воздействия члены политических партий должны выступать примером и скреплять своими действиями национальное единство государства. На деле мы видим, как члены даже одной партии радикально отличаются друг от друга. Так, депутат верховного совета Хакасии член КПРФ Дмитрий Иванов героически погиб при выполнении боевого задания специальной военной операции [8]. В то же время, также депутат от КПРФ уже Самарской губернской думы Михаил Абдалкин возмутил своих коллег странным поступком, выложив фотографию как он слушал выступление главы государства — сидя перед экраном компьютера и со спагетти на ушах. Свое фото с лапшой Абдалкин прокомментировал так: по его словам, это «единственный правильный способ слушать послания и прямые линии» Путина [9].
Теоретические и практические проблемы правового регулирования деятельности политических партий относятся к числу приоритетных и традиционно находятся в центре внимания политической науки. На современном этапе развития Российской Федерации данные проблемы приобретают особую актуальность в силу того, что под влиянием проводимых в стране преобразований, сопровождающихся внешним санкционным воздействием, уровень эффективности осуществления связи между государством и обществом политическими партиями остается низким.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 06.10.2022] // Официальный и интернет — портал правовой информации: гос. система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/constitution/ (дата обращения: 26.04.2023). — Текст: электронный.
- О политических партиях: федер. закон Рос. Федерации от 11.07.2001 № 95-ФЗ // Официальный и интернет — портал правовой информации: гос. система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102071991 (дата обращения: 26.04.2023). — Текст: электронный.
- О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О политических партиях»: федер. закон Рос. Федерации от от 23.05.2015 № 133-ФЗ фициальный и интернет — портал правовой информации: гос. система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102372241 (дата обращения: 26.04.2023). — Текст: электронный.
- Об общественных объединениях: федер. закон Рос. Федерации от 19.05.1995 № 82-ФЗ // Официальный и интернет — портал правовой информации: гос. система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102035642 (дата обращения: 26.04.2023). — Текст: электронный.
- Грачев В. С. Общественные объединения как субъекты гражданского общества в Российской Федерации // Закон и право. 2019. — № 3. С. 29–30.
- Шеломенцев В. Н. Общественные объединения в России: теоретико-правовой и институциональный анализ. Автореферат дисс. д.ю.н. — М., 2006 г. — 56 с. С. 18.
- Список зарегистрированных политических партий // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации // Министерство юстиции Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://minjust.gov.ru (дата обращения: 26.04.2023). — Текст: электронный.
- Хакасия простилась с погибшим в зоне СВО депутатом Дмитрием Ивановым // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20230428/deputat-1868370186.html (дата обращения: 26.04.2023).
- Самарский депутат Абдалкин прослушал послание Путина с лапшой на ушах // Московский комсомолец. URL: https://www.mk.ru/politics/2023/02/22/samarskiy-deputat-abdalkin-proslushal-poslanie-putina-s-lapshoy-na-ushakh.html (дата обращения: 28.04.2023).