Политические партии как объекты ценностных ожиданий россиян (на основе результатов глубинного интервью) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 15.06.2018

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Махрин, А. В. Политические партии как объекты ценностных ожиданий россиян (на основе результатов глубинного интервью) / А. В. Махрин, Д. Е. Емельянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51397/ (дата обращения: 17.12.2024).



Когнитивно граждане воспринимают политические партии как организации для нужд населения и социальной защиты, называя обширный спектр проблем: ЖКХ, образование, медицина, здравоохранение, культура и прочие. Когнитивный диссонанс в восприятии политических партий происходит у той части населения, которая намерено избегает политической жизни или утратила доверие к конкретным политически партиям, субъектам, лидерам. Аффективно граждане испытывают индифферентную палитру чувств, эмоций и ассоциаций к политическим партиям: разочарование, восхищение, радость, уныние, жалость, сострадание и прочие. С точки зрения поведенческого компонента граждане готовы участвовать в деятельности политических партий по собственной необходимости, совету близких и знакомых, под напором рациональных и иррациональных проявлений. Поведение граждан не поддается точному описанию, так как с одной стороны на граждан воздействуют авторитеты, с другой — общепринятые нормы и правила, а также желания собственной реализации, карьерного роста, личного успеха и трудоустройства.

Ценностные ориентации российских граждан имеют глубинную социокультурную природу — как традиционные, патриархальные, патримониальные, этатистские, патерналистские, state-центристские, патриотические [1, с. 112]. И тем не менее ценностные ориентации российских граждан претерпевают определенную трансформацию в сторону проникновения демократических норм. Российские граждане готовы отстаивать ценностные ориентации дискриминируемых групп, инициативных и творческих граждан. Появляются предпосылки гражданского общества с преобладающими тенденциями к эгалитаризму и коммунитаризму.

Таблица 1

Чувства российских граждан к политическим партиям. Обобщенные данные 8 интервьюируемых (0 — нейтральное, (-)— негативное, (+)— положительное)

Индикаторы

Чувства к политическим партиям

1

2

3

4

5

6

7

8

Партии патриотов

-

+

+

+

-

+

+

0

Партии оппозиции

-

+

-

-

-

+

0

0

Партии экологии

0

0

0

0

+

+

0

0

Партии бизнеса

-

0

+

-

+

0

0

0

Участие граждан в партиях

+

-

-

-

0

+

+

0

Поддержка партий государством

+

+

+

+

-

+

+

+

Состояние партий в России

-

-

0

0

-

-

0

-

Политические партии вынуждены воздействовать на новых граждан с помощью не только привлекательных политических программ, обещаний, лозунгов, но и с предоставления новых прав и возможностей для самовыражения. Что во многом показывает альтернативный курс, отличный от официальной идеологии органов государственного управления. «Партия власти» в целом выполняет административно-управленческий функционал, что во многом не требуется для остальных политических партий [2, с. 127]. Системные политические партии представляют собой «замороженный» кадровый резерв «Партии власти» без возможности получить большинство голосов избирателей.

Преимущественно граждане оценивают состояние политических партий в России как кризисное (см. табл.1). Такие оценки со стороны граждан связаны с ограниченным функционалом политических партий, сугубо электоральной мотивацией — политические партии не редко появляются на время электорального цикла и «исчезают» из поля видения граждан.

По вопросам патриотической направленности политических партий мнения разделяются: половина интервьюируемых не рассматривают патриотизм как ценность, выделяя «лже-патриотизм» и испытывая огорчение, другая половина напротив — видит в патриотизме преимущества по воспитанию граждан и необходимость сплочения, испытывая гордость (см. табл.1). Причем патриотизм частью интервьюируемых понимается как противопоставление несистемной и системной оппозиции.

По вопросам оппозиционности политических партий мнения так же разделяются:часть интервьюируемых отмечает угасание оппозиции, её искусственный «провластный» характер, другая часть считает оппозиционные политические партии основным демократическим инструментом отстаивания прав и воли граждан. Испытываемые чувства к оппозиционным политическим партиям можно описать как индифферентную палитру: нейтральные, замешательство, сочувствие, огорчение, недоверие, положительные, крайне положительные (см. табл.1). Системная оппозиция понимается как самая близкая к осуществлению коммуникации с властью, так как схожа по взглядам, идеям и ценностным ориентациям.

К экологической повестке дня и экологическим партиям граждане относятся скорее положительно и нейтрально (см. табл.1). Существуют трудности с организацией экологических партий, они представляют узкие взгляды сочувствующих к экологии, количественно подобных партий единицы. Однако, экологию как сферу гражданских отношений все чаще перенимают основные системные политические партии.

К предпринимателям как к социальной группе относятся скорее негативно (см. табл.1). Граждане считают, что бизнес сектор во многом представлен в существующих политических партиях. Для предпринимателей нужны иные каналы коммуникации, вероятно, ассоциации и группы интересов. Граждане замечают, что предприниматели заинтересованы в построении собственного благополучия, развития личных бизнес-проектов за счет политических партий.

По вопросам участия и активной деятельности граждан в политических партиях интервьюируемые сходятся во мнении, что это скорее личный выбор каждого, нежели всеобщая необходимость (см. табл.1). Так же прослеживаются ответы о том, что граждане не готовы полноценно представлять «самих себя» в политических партиях, отсутствует желание и дополнительная мотивация. В качестве привычной мотивации рассматривают социальные льготы, денежные выплаты, карьерный рост и иные бонусы.

Для российских граждан ценностные составляющие политических партий играют значительную роль. Благополучие собственное и семейное, престиж, статус рассматриваются как основные ценностные ориентиры. Политические партии в представлениях граждан это коллективные организации («коммуны»), нежели самостоятельные, независимые и эгоцентристские. Граждане ожидают заботы, помощи, опеки не только от государства, но и от политических партий. «Рука этатизма» откладывает сильнейший отпечаток на мировоззрение российских граждан. Так же очевиден поведенческий паттерн на партию-отца, которая наведет порядок в стране, разрешит вопросы социальной несправедливости, станет надежной поддержкой и опорой со стороны граждан на низовом уровне для действующего политического лидера. Политические партии как организации повседневной активности без уверенного и жизнеутверждающего руководителя находятся на периферии общественного восприятия и не способны воздействовать на массовое поведение [3, с. 14]. Политические партии восприняты как персонифицированные институты гражданского общества. Граждане замечают неформальную роль партийного лидера за счет природной харизмы, которая позволяет выстроить систему отношений: «патрон-клиент», «лидер-гражданин». В результате проведенного исследования посредством глубинного интервью были выявлены следующие тенденции:

‒ Требуется усиление партийной коммуникации на местах для решения локальных проблем граждан;

‒ Необходимо расширение функционала существующих политических партий с целью проникновения в жизнь гражданского общества;

‒ Повышение конкурентоспособности и ресурсоёмкости политических партий позволит занять устойчивую нишу в политическом процессе;

‒ Доверие граждан к «Партии власти» поддерживается исключительно административными и кадровыми решениями.

Таким образом, несмотря на то, что ценностные ориентации во многом формируются и транслируются государством, политическим партиям необходимо культивировать ценностные ориентации гражданского общества, которое во многом дополнит деятельности государства. В большей степени запросы граждан к политическим партиям имеют социально-бытовой характер: повседневные проблемы и трудности материального обеспечения. Решение повседневных проблем предполагает расширение сети и качества коммуникации политических партий. Личный контакт с гражданами должен осуществляться представителями политических партий не только в электоральный период, но и в межвыборный период. Построение доверительных отношений с гражданами, вероятно, повысит востребованность политических партий как агентов коммуникации и социализации.

Литература:

  1. Зимин А. В., Морозова Г. А. Партии — субъекты и носители политической культуры —Историческая и социально-образовательная мысль, 2014. — № 1. (23) 111–113 с.
  2. Макаренко Б. И., Локшин И. М. Партии и партийные системы: современные тенденции развития. — М.: РОССПЭН, 2015. — 303 с.
  3. Махрин А. В. Институционализация партийной системы на региональном уровне —Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2016. — № 1. 11–15 с.
Основные термины (генерируются автоматически): партия, гражданин, политический, гражданское общество, карьерный рост, ориентация, политическая партия мнения, Россия, системная оппозиция, сторона граждан.


Похожие статьи

СМИ как инструмент отстаивания политических интересов финансовых элит в России 1991–2000 гг. на примере «Программы Сергея Доренко»

Религиозные организации как факторы обеспечения национальной безопасности (на примере Украины)

Влияние социокультурных факторов на речежанровые стратегии (в аспекте медицинского дискурса)

Качественное интервью как способ получения информации об особенностях преодоления личностью условий социальных репрессий. Первые результаты исследования

Сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового возраста на базе традиционной и платной систем образования

Факторы межличностного доверия в современной России (на примере Тюменской области)

Подоходное налогообложение как отражение налоговой культуры общества (на примере Франции и России)

Влияние гендерных различий на формирование жизненных стратегий студенческой молодёжи (по результатам эмпирического исследования)

Государственные организации как объект исследования в системе социального управления

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Похожие статьи

СМИ как инструмент отстаивания политических интересов финансовых элит в России 1991–2000 гг. на примере «Программы Сергея Доренко»

Религиозные организации как факторы обеспечения национальной безопасности (на примере Украины)

Влияние социокультурных факторов на речежанровые стратегии (в аспекте медицинского дискурса)

Качественное интервью как способ получения информации об особенностях преодоления личностью условий социальных репрессий. Первые результаты исследования

Сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового возраста на базе традиционной и платной систем образования

Факторы межличностного доверия в современной России (на примере Тюменской области)

Подоходное налогообложение как отражение налоговой культуры общества (на примере Франции и России)

Влияние гендерных различий на формирование жизненных стратегий студенческой молодёжи (по результатам эмпирического исследования)

Государственные организации как объект исследования в системе социального управления

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Задать вопрос