Когнитивно граждане воспринимают политические партии как организации для нужд населения и социальной защиты, называя обширный спектр проблем: ЖКХ, образование, медицина, здравоохранение, культура и прочие. Когнитивный диссонанс в восприятии политических партий происходит у той части населения, которая намерено избегает политической жизни или утратила доверие к конкретным политически партиям, субъектам, лидерам. Аффективно граждане испытывают индифферентную палитру чувств, эмоций и ассоциаций к политическим партиям: разочарование, восхищение, радость, уныние, жалость, сострадание и прочие. С точки зрения поведенческого компонента граждане готовы участвовать в деятельности политических партий по собственной необходимости, совету близких и знакомых, под напором рациональных и иррациональных проявлений. Поведение граждан не поддается точному описанию, так как с одной стороны на граждан воздействуют авторитеты, с другой — общепринятые нормы и правила, а также желания собственной реализации, карьерного роста, личного успеха и трудоустройства.
Ценностные ориентации российских граждан имеют глубинную социокультурную природу — как традиционные, патриархальные, патримониальные, этатистские, патерналистские, state-центристские, патриотические [1, с. 112]. И тем не менее ценностные ориентации российских граждан претерпевают определенную трансформацию в сторону проникновения демократических норм. Российские граждане готовы отстаивать ценностные ориентации дискриминируемых групп, инициативных и творческих граждан. Появляются предпосылки гражданского общества с преобладающими тенденциями к эгалитаризму и коммунитаризму.
Таблица 1
Чувства российских граждан к политическим партиям. Обобщенные данные 8 интервьюируемых (0 — нейтральное, (-)— негативное, (+)— положительное)
Индикаторы |
Чувства к политическим партиям |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Партии патриотов |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
0 |
Партии оппозиции |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
Партии экологии |
0 |
0 |
0 |
0 |
+ |
+ |
0 |
0 |
Партии бизнеса |
- |
0 |
+ |
- |
+ |
0 |
0 |
0 |
Участие граждан в партиях |
+ |
- |
- |
- |
0 |
+ |
+ |
0 |
Поддержка партий государством |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Состояние партий в России |
- |
- |
0 |
0 |
- |
- |
0 |
- |
Политические партии вынуждены воздействовать на новых граждан с помощью не только привлекательных политических программ, обещаний, лозунгов, но и с предоставления новых прав и возможностей для самовыражения. Что во многом показывает альтернативный курс, отличный от официальной идеологии органов государственного управления. «Партия власти» в целом выполняет административно-управленческий функционал, что во многом не требуется для остальных политических партий [2, с. 127]. Системные политические партии представляют собой «замороженный» кадровый резерв «Партии власти» без возможности получить большинство голосов избирателей.
Преимущественно граждане оценивают состояние политических партий в России как кризисное (см. табл.1). Такие оценки со стороны граждан связаны с ограниченным функционалом политических партий, сугубо электоральной мотивацией — политические партии не редко появляются на время электорального цикла и «исчезают» из поля видения граждан.
По вопросам патриотической направленности политических партий мнения разделяются: половина интервьюируемых не рассматривают патриотизм как ценность, выделяя «лже-патриотизм» и испытывая огорчение, другая половина напротив — видит в патриотизме преимущества по воспитанию граждан и необходимость сплочения, испытывая гордость (см. табл.1). Причем патриотизм частью интервьюируемых понимается как противопоставление несистемной и системной оппозиции.
По вопросам оппозиционности политических партий мнения так же разделяются:часть интервьюируемых отмечает угасание оппозиции, её искусственный «провластный» характер, другая часть считает оппозиционные политические партии основным демократическим инструментом отстаивания прав и воли граждан. Испытываемые чувства к оппозиционным политическим партиям можно описать как индифферентную палитру: нейтральные, замешательство, сочувствие, огорчение, недоверие, положительные, крайне положительные (см. табл.1). Системная оппозиция понимается как самая близкая к осуществлению коммуникации с властью, так как схожа по взглядам, идеям и ценностным ориентациям.
К экологической повестке дня и экологическим партиям граждане относятся скорее положительно и нейтрально (см. табл.1). Существуют трудности с организацией экологических партий, они представляют узкие взгляды сочувствующих к экологии, количественно подобных партий единицы. Однако, экологию как сферу гражданских отношений все чаще перенимают основные системные политические партии.
К предпринимателям как к социальной группе относятся скорее негативно (см. табл.1). Граждане считают, что бизнес сектор во многом представлен в существующих политических партиях. Для предпринимателей нужны иные каналы коммуникации, вероятно, ассоциации и группы интересов. Граждане замечают, что предприниматели заинтересованы в построении собственного благополучия, развития личных бизнес-проектов за счет политических партий.
По вопросам участия и активной деятельности граждан в политических партиях интервьюируемые сходятся во мнении, что это скорее личный выбор каждого, нежели всеобщая необходимость (см. табл.1). Так же прослеживаются ответы о том, что граждане не готовы полноценно представлять «самих себя» в политических партиях, отсутствует желание и дополнительная мотивация. В качестве привычной мотивации рассматривают социальные льготы, денежные выплаты, карьерный рост и иные бонусы.
Для российских граждан ценностные составляющие политических партий играют значительную роль. Благополучие собственное и семейное, престиж, статус рассматриваются как основные ценностные ориентиры. Политические партии в представлениях граждан это коллективные организации («коммуны»), нежели самостоятельные, независимые и эгоцентристские. Граждане ожидают заботы, помощи, опеки не только от государства, но и от политических партий. «Рука этатизма» откладывает сильнейший отпечаток на мировоззрение российских граждан. Так же очевиден поведенческий паттерн на партию-отца, которая наведет порядок в стране, разрешит вопросы социальной несправедливости, станет надежной поддержкой и опорой со стороны граждан на низовом уровне для действующего политического лидера. Политические партии как организации повседневной активности без уверенного и жизнеутверждающего руководителя находятся на периферии общественного восприятия и не способны воздействовать на массовое поведение [3, с. 14]. Политические партии восприняты как персонифицированные институты гражданского общества. Граждане замечают неформальную роль партийного лидера за счет природной харизмы, которая позволяет выстроить систему отношений: «патрон-клиент», «лидер-гражданин». В результате проведенного исследования посредством глубинного интервью были выявлены следующие тенденции:
‒ Требуется усиление партийной коммуникации на местах для решения локальных проблем граждан;
‒ Необходимо расширение функционала существующих политических партий с целью проникновения в жизнь гражданского общества;
‒ Повышение конкурентоспособности и ресурсоёмкости политических партий позволит занять устойчивую нишу в политическом процессе;
‒ Доверие граждан к «Партии власти» поддерживается исключительно административными и кадровыми решениями.
Таким образом, несмотря на то, что ценностные ориентации во многом формируются и транслируются государством, политическим партиям необходимо культивировать ценностные ориентации гражданского общества, которое во многом дополнит деятельности государства. В большей степени запросы граждан к политическим партиям имеют социально-бытовой характер: повседневные проблемы и трудности материального обеспечения. Решение повседневных проблем предполагает расширение сети и качества коммуникации политических партий. Личный контакт с гражданами должен осуществляться представителями политических партий не только в электоральный период, но и в межвыборный период. Построение доверительных отношений с гражданами, вероятно, повысит востребованность политических партий как агентов коммуникации и социализации.
Литература:
- Зимин А. В., Морозова Г. А. Партии — субъекты и носители политической культуры —Историческая и социально-образовательная мысль, 2014. — № 1. (23) 111–113 с.
- Макаренко Б. И., Локшин И. М. Партии и партийные системы: современные тенденции развития. — М.: РОССПЭН, 2015. — 303 с.
- Махрин А. В. Институционализация партийной системы на региональном уровне —Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2016. — № 1. 11–15 с.