Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания РФ как института представительной демократии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 16.03.2017

Статья просмотрена: 699 раз

Библиографическое описание:

Малявина, В. А. Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания РФ как института представительной демократии / В. А. Малявина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40568/ (дата обращения: 16.11.2024).



В Российской Федерации наличествует неоднородное, многонациональное и поликонфессиональное общество. Это обусловливает существование разрозненного, иногда противоречивого общественного мнения на те или иные вопросы и явления общественного характера. Такое исторически сложившееся положение вещей диктует особую форму участия граждан в управлении государством посредством институтов представительной демократии.

Конституцией РФ гарантируется многопартийность, идеологическое и политическое многообразие.

Политические партии являются обязательным инструментом осуществления современной представительной демократии. Для России проблема конституционно-правового утверждения политической многопартийности имеет особое значение. Это обусловлено трудностями перехода от однопартийной модели, основанной в свое время на системе властвования в виде «государства-партии», к демократическому правовому государству и политическому плюрализму [1].

Утверждение многопартийности во взаимосвязи с иными принципами, присущими правовому демократическому государству и провозглашенные в Конституции РФ, имеет значение и для действительного утверждения правового государства.

Демократия, основанная на политическом многообразии и многопартийности, с необходимостью предполагает существование оппозиции и не допускает монополии на власть [3].

Наличие конкуренции между различными политическими мнениями и точками зрения на решение той или иной проблемы, достижение компромисса и в итоге формирование единой воли позволяют избежать навязанного одной политической группой мнения и прийти к самому оптимальному из решений. В этом содержится подлинный смысл демократии.

Политические партии, в свою очередь, не являются частью государственной власти, они являются элементами гражданского общества.

В связи с этим, можно отметить ряд существующих в России проблем, связанных с таким институтом представительной демократии как парламент, проблем его соответствия демократическим принципам.

На протяжении нескольких созывов Государственной думы РФ, начиная с выборов 2003 г. партия «Единая Россия» занимала большее количество мест в парламенте, и в итоге достигла превалирующего большинства, все больше заглушая голоса других парламентских партий.

В 2011 г. имело место быть так называемое протестное голосование, когда граждане отдавали свои голоса не в поддержку других партий, а скорее против партии «Единая Россия», политика которой в последние годы до этих выборов начала не устраивать граждан и вызывать различного рода волнения в обществе. И так «Единая Россия» потеряла большое количество голосов и, соответственно, мест в парламенте на выборах 2011 г., и ее позиции несколько ослабли. Это так же свидетельствует о том, что политическая борьба начинает разгораться с новой силой. И она становится необходимой в условиях потери доверия народа к своим представителям, в условиях сложившегося недовольства граждан политикой государственной власти в последние годы.

В подтверждение этому служат акции протеста после выборов в Государственную Думу РФ 6-го созыва.

Невозможно не согласиться с мнением Ерыгиной В. И.: «..если общественное мнение неустойчиво, не кристаллизовано политическими партиями, оно ищет себе другие способы проявления в виде электоральных бунтов, цветных революций и т. п. Поэтому был найден разумный выход из сложившейся ситуации в стране — создание новых партий».

Будет уместным привести также мнение Лебедева В. А. относительно такого особого положения партии «Единая Россия»: «сложившаяся ситуация монопольного обладания властью со стороны одной партии не может не вызывать опасений. И не столько из-за пережитого страной в прошлом веке негативного опыта, сколько в силу объективных причин, неизбежно увеличивающих риск паралича государственного управления в условиях политической монополии» [2].

Необходимо изменение уже укоренившегося положения вещей, когда одна партия только числом своих голосов может принимать угодные ей законы, тем самым олицетворяя всю законодательную ветвь власти целиком. Поэтому в нашей стране можно констатировать достаточно формальную многопартийностьпри существующем доминировании одной партии, неразрывно связанной с государственным аппаратом, чего никак нельзя было допускать. Ч. 1 ст. 10 ФЗ «О политических партиях» устанавливает запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц [4].

Эффективность этого запрета ставится под сомнения благодаря тому, что «…подавляющее число руководителей субъектов Российской Федерации являются членами партии «Единая Россия», которая весьма весомо представлена также и в Правительстве РФ. При этом факт совмещения полномочий Председателя Правительства и Председателя партии «Единая Россия» вызывает вполне понятные затруднения в ответе на вопрос о том, в качестве кого он взаимодействует с государственными и негосударственными органами и организациями… А многие члены партии «Единая Россия» входят в состав Правительства РФ» [2].

Таким образом, в нашей стране наличествует многопартийная система с монопольно господствующей партией. Данный факт подтверждается и составом Государственной Думы РФ VII созыва, которая была избрана на выборах в 2016 году, где превалирующие 76,22 % всех мест занимает партия «Единая Россия», а все иные партий делят между собой оставшиеся места.

Подобный «расклад» политических сил позволяется только одной лишь партии принимать и отклонять различные законопроекты, принимать только угодные одной партии государственно-властные решения, в то время как законопроекты иных партий, пусть они даже будут необходимыми, одобряемыми гражданами и общественно важными, никогда могут не увидеть свет.

Шахрай С. М. считает, что наша страна пока не готова к иной модели многопартийности: «…опыт российских 90-х напоминает, что такую «роскошь», как многопартийный парламент, где нет устойчивого большинства и механизмов «принуждения к компромиссам», страны с не вполне устоявшимися демократическими государственными устройствами могут позволить себе только в условиях политической и экономической стабильности, при отсутствии внешних и внутренних угроз. Но в ситуации кризиса, обязательно будут востребованы единый политический лидер и одна ответственная партия, способные принимать стратегические решения, непопулярные меры, отвечая за их последствия» [5].

Многопартийность в нашей стране сегодня возникает не «снизу», а «сверху» — то есть, образно говоря, в контролируемом режиме, в рамках уже существующих международных стандартов, которые когда-либо применялись в других странах.

В любом случае, опыт нашей страны уникален и раз уж построение многопартийности в России началось, оно пойдет своим исключительным путем. Поэтому будущее развитие российской демократии и парламентаризма видится в дальнейшем развитии многопартийности, в активном участии партий в избирательных кампаниях и активном привлечении граждан к участию в политической жизни страны.

Необходимым видится «разбавление» парламента новыми партиями, их идеями, взглядами и политическими решениями, которые бы всецело поддерживались гражданами нашей страны. И, конечно же, конституционно-правовой идеал видится в создании политических партий не государством, а обществом, в рамках перехода от мнимой к действительной демократии. Но сможет ли наша страна прийти к этому идеалу покажет только время, и зависеть это будет не только от граждан, но и опять-таки от политического курса, избранного государственной властью.

Литература:

  1. Джагарян Н. В. Пределы партийного опосредования избирательных прав на муниципальных выборах: национальная практика и зарубежный опыт, «Государственная власть и местное самоуправление», 2015, № 2.
  2. Лебедев В. А. Конституционный идеал и политическая реальность: парадоксы российской многопартийности. «Конституционное и муниципальное право», № 8, 2013.
  3. Постановление КС РФ от 17 ноября 1998 г. N 26-П // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5969.
  4. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. № 29. ст. 2950.
  5. Шахрай С. М. Планы партий — драма народа, или многопартийность: нужно ли второй раз наступать на те же грабли? «История государства и права», 2012, № 24.
Основные термины (генерируются автоматически): партия, государственная власть, Государственная Дума РФ, VII, политическое многообразие, представительная демократия, Российская Федерация, Россия, сложившаяся ситуация, член партии.


Похожие статьи

Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации

Актуальные проблемы профессионального представительства и адвокатской монополии в гражданском процессе в Российской Федерации

Понятие и сущность конституционного судопроизводства в правовой системе России

Конституционно-правовое развитие института частной собственности в России первой половины XX века

Конституционные принципы организации и реализации судебной власти в Российской Федерации и их значение для обеспечения стабильности российского общества

Проблемы правовой специфики гражданского оборота в современной российской правовой системе

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации

Проблемы правового регулирования товарных знаков в Российской Федерации и странах ЕС

Проблемы мировой юстиции по реализации судебной защиты прав граждан в Российской Федерации

Проблемы и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации

Похожие статьи

Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации

Актуальные проблемы профессионального представительства и адвокатской монополии в гражданском процессе в Российской Федерации

Понятие и сущность конституционного судопроизводства в правовой системе России

Конституционно-правовое развитие института частной собственности в России первой половины XX века

Конституционные принципы организации и реализации судебной власти в Российской Федерации и их значение для обеспечения стабильности российского общества

Проблемы правовой специфики гражданского оборота в современной российской правовой системе

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации

Проблемы правового регулирования товарных знаков в Российской Федерации и странах ЕС

Проблемы мировой юстиции по реализации судебной защиты прав граждан в Российской Федерации

Проблемы и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации

Задать вопрос