О православной музыке: от истоков до современности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 июня, печатный экземпляр отправим 11 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.

Дата публикации: 19.05.2025

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Майоров, Р. А. О православной музыке: от истоков до современности / Р. А. Майоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/571/124495/ (дата обращения: 28.05.2025).



В статье автор исследует развитие православной музыки от истоков — одного из ключевых событий — Крещения Руси до настоящего времени, что подкрепляется уникальными материалами маститых зарубежных и отечественных музыковедов и историков богослужебного пения.

Ключевые слова: православная музыка, церковное пение, клирос, богослужение, русские духовные композиторы.

В настоящее время вероисповедание является неотъемлемой частью жизни человечества, что является следствием закономерных многочисленных исторических процессов. Среди всего многообразия мировых религий именно христианство, которое включает в себя такое направление как православие, стало первенствующим, благодаря Крещению Руси в 988 году под предводительством князя Владимира Святославовича.

Конечно, христианизация всех земель государства Киевская Русь заняла достаточно продолжительный временной период — несколько веков. Поэтому только в XIII веке, согласно материалам исследований музыковеда В. М. Металлова, опирающимся на «Житие святейшего патриарха Никона», на территории современной Ростовской области (во времена Киевской Руси — Ростовские земли), а также Ров районе верхней Волги получило распространение христианство с последующей организацией работы многочисленных храмов: духовенства, состоящего из диаконов и священников, профессиональных певческих коллективов — «клирошан», то есть служителей «крылоса» [1, с.3–5].

Закономерно после принятия крещения на Руси церковное пение стало повсеместным, поскольку при каждом богослужении в храмах, вне зависимости от степени «праздничности», требовалось обязательное наличие хорового сопровождения. Причем и репертуар служителей клироса должен был следователь определенным православным традициям, которые явились результатом ряда ключевых исторических событий активно развивающегося христианизированного государства.

Параллельно с выше указанными распевами, в период с XI по XIV века, практиковалось «кондакарное пение», изучением которого занимался маститый историк, исследователь русской духовной музыки И. А. Гарднер. Было выявлено, что «кондакарный» тип пения предназначался для исполнения песнопений на тексты стихов из псалмов и кондаков (в переводе с древнегреческого языка — палочка), различных по своему содержанию, с достаточно непростыми мелодиями из-за многочисленных мелизмов.

Исторически сложившиеся в православной музыке распевы — греческий и болгарский — во взаимосвязи с традицией исполнения кондаков стали результатом влияния Византийской музыкально-певческой культуры. При этом параллельно происходил процесс постепенной русификации пения, который способствовал оттеснению песнопений, написанных на зарубежных языках. Поэтапно религиозные тексты стали переводить на церковно-славянский язык, что ознаменовало появление принципиально нового типа «столпового» пения.

В течение XIV-XVI веков одновременно с введением единообразного богослужебного устава для всех типов храмов, начиная от монастырей и заканчивая приходскими, господствовало пение, которое исследователи в области духовного музыковедения определили, как «столповое», иное название «знаменное», поскольку оно стало опираться на общепринятые мелодии гласов, общее количество которых составляло ровно восемь (отсюда появление «осьмогласия»). Каждый глас, как и отдельные псалмодии, записывались строго в рамках определенной системы нотации, состоявшей из более чем 150 крюков и знамен. По мнению И. А. Гарднера, со временем певцы начинали терять способность чувствовать самые значительные, тончайшие музыкальные оттенки при исполнении ряда графически схожих, но разных по наполнению, крюков и знамен, что привело к отказу от использования указанной системы из певческой практики [2].

Во второй половине XV века был образован хор Государевых певчих дьяконов, согласно указу московского князя Ивана III. Отличительными чертами этого коллектива были не только многочисленный состав хористов, который включал в себя исключительно мужчин-дьяконов, но и применение принципа унисонного пения.

Следующий этап развития русской духовной музыки берет свое начало в середине XVII века и продолжается вплоть до первой четверти XX века. На православную музыку оказывали влияния различные факторы из-за рубежа, среди которых можно отметить, например, стремительное распространение на российских землях западной культуры в контексте церковного порядка, как главным образом певческого, так и бытового; скоротечное проникновение религиозных течений в духе протестантизма.

Впрочем, влияние на русскую певческую культуру поляков и украинцев во многом оказалось положительным, поскольку постепенно ориентированность богослужебного пения смещалась в сторону исполнительской свободы, что в свою очередь подтолкнуло к дальнейшему разделению музыки духовного рода на два основных направления: храмовую и светскую.

Непосредственно с 1740-х годов русское церковное пение оказывается под прямым влиянием все объемлющей палитры итальянского искусства. В Россию, с целью совершенствования музыкального искусства, особенно в направлении культуры пения во всех его разновидностях, пребывают именитые заграничные мастера, среди которых Франческо Арайя. Результатом его деятельности стало внедрение ранее не известных итальянских композиторских техник, например, «полифонизм» римской композиторской школы. Православные песнопения, написанные последним учеником итальянской национальной композиторской школы, директором Придворной певческой капеллы — бывших государевых певчих дьяконов — Д. С. Бортнянским и отличавшиеся своей многожанровостью (главенствующий во всем его творчестве — «хоровой концерт»), стали настоящим непоколебимым символом русского певческого искусства, синтезирующего лучшие многовековые традиции, соответственно в музыкальном и религиозном направлениях.

С первой четверти XIX века начались реформы хорового церковного пения под контролем А. Ф. Львова — придворного певческого генерала — с целю его дальнейшего развития путем ввода некоторых исполнительских элементов из немецкого богослужения, частичного отказа от партесного пения по причине потери его значимости.

Одновременно с проводимыми реформами интерес к изучению истории создания и развития богослужебного пения в России возрастает быстрыми темпами. Исследователи — Н.Д Горчаков, Н. А. Григорьев, В. В. Стасов — совершенно точно смогли определить, что заимствование отдельных чужеродных компонентов из итальянской и немецкой духовной музыки и применение их в отношении православной музыки способствовали частичному искоренению ее духовной самобытности, ограничению времени для совершения богослужений, отказу от единого канонического стиля [2].

Вопреки настойчивому влиянию западной музыкальной мысли во главе с зарубежными представителями национальных культур, отечественная наука продолжила развитие по исключительно самобытному пути, итогом которого стало появление зачатков литургического музыковедения. В этом направлении еще с середины XIX века начали работать специалисты, например, протоиерей Дмитрий Разумовский, заложивший фундамент будущей науки и отразивший личностный опыт как исследователя, так и преподавателя в труде «Церковное пение в России», С. В. Смоленский и другие. Однако события, которые происходили в первой четверти XX века, особенно в политическом векторе в 1917 году, стали решающими для дальнейшего изучения и существования православной музыки.

Сформированная государственными органами принципиально новая тактика, направленная на борьбу с проявлениями религии в абсолютно любых формах в новообразованном государстве СССР, продолжалась вплоть до конца 1980-х годов и принесла ожидаемые результаты за достаточно небольшой промежуток времени. Массово и бесследно были уничтожены на территории всей страны многочисленные храмы как уникальные исторические памятники многовекового русского искусства, церковная литература.

Во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы музыкальные материалы духовной направленности становится возможным обнаружить в основном в частных заграничных архивах, доступ к которым у рядовых советских граждан и ученых был практически полностью ограничен. При этом в СССР в конце 50-годов начинается небывалый рост производственных мощностей, который был ознаменован выпуском граммофонных пластинок, содержащих образцы древнерусских православных песнопений и хоровые сочинения П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Д. Кастальского, С. И. Танеева, П. Г. Чеснокова.

Интерес к духовной музыке в научной среде был по-прежнему на высоком уровне, но к активной работе в указанном направления многие публично признанные музыковеды, критики, преподаватели музыкальных училищ (колледжей) и консерваторий приступили только в 1991 году (именно тогда впервые широкой аудитории были продемонстрированы уникальные рукописи древних напевов, авторских православных песнопений царской и советской России).

В Саратовской области современные специалисты в области истории православной музыки, детской музыкальной педагогики, действующие преподаватели двух ведущих высших учебных заведений — ПИ СГУ им. Н. Г. Чернышевского и СГК им. Л. В. Собинова — результаты собственных многолетних исследований отразили в публикациях: Л. А. Чугунова «Духовная музыка в межконфессиональном образовательном пространстве»; Л. Н. Мещанова «Поиски путей духовного воспитания молодежи в современных программах «Музыка»; А. Г. Хачаянц «Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII — XIX веков: На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского»; И. В. Полозова «Русская музыкальная палеография»; А. И. Демченко «Истоки музыкознания» [3].

Вышеуказанные работы научного содержания характеризуют православную музыку в различных аспектах, но, в первую очередь, в историческом. Это позволяет нам утверждать о наличии определенной закономерности в развитии русского церковного пения в виде системы, которая формируется с 988 года по настоящее время. При этом количество композиторов и совершенно новых песнопений кратно увеличивается, что также свидетельствует о высоком интересе к православной музыке со стороны общества.

Литература:

  1. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 2: История. Т. 2. — 2004
  2. Демченко, А. И. Истоки музыкознания. Очерки: учебное пособие / А. И. Демченко. — Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2021. — 130 с.
  3. Металлов В. М. Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский по историческим, археологическим и палеографическим данным Ч. 1–2, с прил. 12 табл. (facs.) снимков с рукописей X-XI-XII вв. / Прот. В. М. Металлов, проф. Моск. консерватории Моск. археол. ин-та.... — Москва: печатня А. И. Снегиревой, 1912. — [2], II, 349 с., 12 л. табл.; 26.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

богослужение, православная музыка, церковное пение, клирос, русские духовные композиторы

Похожие статьи

Задать вопрос