Статья посвящена деятельности и литературному наследию свт. Феофана Затворника, как русского подвижника, мыслителя и законодателя монашества. В результате исследования сделан вывод о том, что сочинения, письма Святителя Феофана способны пролить свет на умонастроения XIX столетия, раскрывают православное вероучение в соответствии с Писанием и Преданием Церкви, укрепляют верующих в Православной вере, а его богословские взгляды соотносятся с принципом Consensus patrum.
Ключевые слова : творения св. Феофана, русская патристика, русская религиозно-философская мысль XIX века, православные подвижники XIX века.
The article is devoted to the activity and literary heritage of St. Theophan the Hermit as a Russian ascetic, thinker and legislator of monasticism. As a result of the study it is concluded that the writings and letters of St. Theophanus reveal the Orthodox doctrine in accordance with the Scripture and the Tradition of the Church, strengthen believers in the Orthodox faith, and his theological views correspond with the principle of the Orthodox faith.
Keywords: works of St Theophanes, Russian patristics, Russian religious-philosophical thought of the XIX century, Orthodox ascetics of the XIX century.
Как отмечает иеромонах Дионисий (Шленов), монашество является «многогранным институтом, как с точки зрения своего внутреннего устройства, так и с внешней точки зрения, если рассматривать его историю в контексте истории Церкви» [14]. Подвижники Русской Церкви в XIX столетии оказывали влияние на жизнь российского общества, указывали путь и направление народу, определяли различные аспекты церковной жизни (как в сфере догматики, вероучения, так и в сфере внутренней и внешней церковной жизни). Одним и таких подвижников XIX века был свт. Феофан Затворник.
Святитель Феофан видел, что духовно-нравственное состояние народа, большей его части, оставляет желать лучшего. В среде православных верующих преобладало обрядовое благочестие, за которым скрывалась «жестокость домостроевского мировоззрения и быта» [1, с. 68–69]. Кроме того, поведение и церковно-, и священнослужителей, монахов нередко было не на высоте. Свт. Феофана смущало применение наказаний в Духовных школах, которые, по его мнению, нравственно калечили будущих пастырей и подвижников Церкви.
Между членами русского общества Святитель наблюдал оскудение любви и снижение благочестия. В этой связи архипастырь, имевший хороший уровень образования, старался повысить этот уровень у духовенства, и у народа, считая, что это будет способствовать одуховторению всего народа, оцерковлению всех сфер его жизни, укреплению Православия, повышению духовности.
Ум и талант Святителя проявились в его литературной деятельности, эпистолярном наследии. Его творения стали частью духовного наследия Русской Церкви. К ним относятся аскетические, догматико-полемические и экзегетические творения, письма, толкования. Литературное наследие свт. Феофана отражает его духовный путь, его сочинения и письма разнообразны в содержательном отношении и отображают размышления Святителя по поводу устроения подвижнической жизни. Отец Феофан уделял много внимания практическим, деятельным способам воплощения в жизнь евангельских идеалов. Его творческое наследие способно пролить свет на умонастроения и религиозный настрой XIX столетия, а также позволит понять, какое значение придавал свт. Феофан подвижничеству.
В труде «Древние иноческие уставы» [9] Святитель называет прп. Пахомия родоначальником уставов. Его устав стал нормой и образцом для всех будущих общежительных монастырей как на Востоке, так и на Западе. Четыре устава для подвижников — устав прп. Пахомия, устав свт. Василия Великого, устав прп. Кассиана и устав прп. Венедикта — появились в разное время, в разных местностях, однако они составлены в одном духе, порой с похожими выражениями. Святитель в своем труде приводит эти уставы и отмечает, что они помогут благочестивым христианам удостовериться в том, что монашество само по себе не является чем-то новым и современным для христиан XIX века, чем-то произвольно сформированным и независимым от христианского вероучения, но оно так же древне, как само христианство, и выводится из самого вероучения и духа христианства. Кроме того, сам образ подвижничества, который имеется в XIX столетии, согласен с первоначальным подвижничеством [9].
Святитель Феофан отмечает в своих трудах, что главным у христиан является «действительная жизнь в духе Христовом» [7, с. 155], что предполагает желание идти к Творцу путем Христовым, духовное подвижничество, борьбу со страстями, аскезу. В этом помогут «особые руководительные в христианской жизни правила, коими должно быть определено, как дойти до спасительного желания Богообщения и ревности пребывать в нем и как безбедно пройти к Богу среди всех распутий, возможных на сем пути... как начать жить по-христиански и как, начавши, усовершенствоваться в этом» [7, с. 155]. В творении «Путь ко спасению: краткий очерк аскетики» [11, с. 347] Святитель отмечает, что изображение этих правил и есть указание пути ко спасению [11, с. 8].
В своих творениях Святитель говорит о необходимости жить по Заповедям Божиим, т. к. земная жизнь является лишь приготовлением к жизни вечной, поэтому следует каждый свой шаг, поступок, мысли соизмерять с Писанием, Законом Божиим [13, с. 61, 65]. Необходимо верить в Бога-Отца, который спасает нас Богом-Сыном, т. к. Христом, благодатию Бога-Св. Духа, жить по Заповедям, участвовать в таинствах Церкви [13, с. 65].
Таким образом, спасение совершается во Христе и в основанной Им Церкви. При этом каждый человек должен спасаться в тех жизненных условиях, в которые он находится: женатый человек — в семье, монах — в монастыре, офисный работник — в коллективе, строитель — на стройке, т. е. каждый на своем рабочем месте, на которое он поставлен Промыслом Божиим. Необходимо строить свой жизненный путь «так, чтобы он всецело был направлен к достижению Отечества небесного» [2].
В сочинении «Страсти и борьба с ними» [12, с. 326] святитель раскрывает понятие греха и страсти, описывает способы борьбы с ними. Он приводит такие страсти: «чревоугодие, блуд, осуждение, гнев, корыстолюбие, зависть, тщеславие, гордость, уныние, охлаждение, самосожаление и самогодие» [12].
Подвижник Вышенский отмечает, что есть три ступени греха по типу возрастных периодов человека: 1) начальная — младенчество, 2) средняя — юношеский возраст и 3) последняя — мужеский возраст.
Сначала ум пленится греховной мыслью, воля человека расслабляется, а сердце постепенно черствеет. Затем зло в человеке укореняется, увеличивается. Человек еще понимает свое положение и греховность поступков, а потому иногда даже он восстает на время, но потом снова падает, согрешает и становится духовно слабее. Затем он уже не замечает своих падений, живет по воле страстей, «по воле волн» [10, с. 237]. В человеке, в конце концов, крепнет неверие, ум развращается, «наступает ожесточение и нераскаянность, что приводит к отчаянию и краю погибели» [8]. Это — последняя фаза развития греховного состояния человека [10, с. 240], когда страсти овладевают человеком окончательно, грех сжигает его. В этом состоянии человек, с одной стороны, упивается своим греховным состоянием, веселится в жизни, проводит жизнь праздно, но, с другой стороны, в нем идет «мучительная борьба с совестью, крушение духа. Для обращения грешника необходимо пробуждение, решимость изменится и освящение через Причастие и Покаяние» [8].
Спасение совершается Пресвятой Троицей «под руководством и блюстительством Церкви, чрез крестную, испытательную жизнь, преводя к вечному, нескончаемому блаженству в будущей жизни» [11, с. 84].
На пути спасения необходимо молитва, о которой Святитель много говорит в своих сочинениях, письмах к разным людям. Молитва, по мнению подвижника, есть необходимое условие на пути спасения, особенно молитва Иисусова. Человек должен постепенно научиться непрестанно творить молитву, тогда его мысли не будут блуждать, его ум не будет занят праздными мыслями, при этом следует сочетать ум и сердце. Святитель утверждает, что тот, «Кто получил непрестанную молитву, тот уже стоит в преддверии рая» [12].
Подвижник заповедует нам хранить веру в том виде, в котором получили, неизменной, так, как она хранится в Церкви Христовой, твердо стоять в Православии, «не изменяя его, не поправляя что-либо, совершенствуя непрестанно самих себя, всячески стараясь достигнуть той меры, какую оно всем указывает, стремясь туда, куда оно ведет» [12], т. е. к Богу, в Райские обители.
Необходимо сказать о том, что свт. Феофан затворник изучил большой объем религиозной, исторической, философской литературы, причем не только на русском языке, но и на иностранных языках. Как отмечает архимандрит Георгий (Тертышников), исследователь жизни и деятельности Святителя Феофана, все прочитанное архипастырь «критически осмысливал, молитвенно переживал, лучшее впитывал в себя, в результате из-под пера его выходили творения, исключительно разнообразные по тематике и глубокие по освещению вопроса» [5, с. 97]. Подвижник Вышенский «чутко улавливал духовные потребности писавшего ему человека и обстоятельно и сердечно разъяснял все вопросы и недоумения» [3, с. 226].
Святитель Феофан «был вдохновлен свыше, был восприимчив к воздействию Св. Духа, был просвещен, руководим и укрепляем Им» [6]. В его творениях, можно сказать, присутствует полная преемственность того духа, той благодати и духовного авторитета, какие были присущи Отцам Древней Церкви [6].
Таким образом, творения Святителя Феофана Затворника содержат подробное объяснение Православной веры, руководство, как и куда следует двигаться на пути духовного восстановления, совершенствования и возвращения к Богу. Его труды актуальны в наши дни, когда в обществе наблюдается духовное обнищание [4], они «являются бесценным духовным сокровищем» [2].
Литература: