Вокальная музыка барокко в контексте современного белорусского исполнительского искусства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 27. Искусствоведение

Опубликовано в

XIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2021)

Дата публикации: 19.03.2021

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Белая, С. А. Вокальная музыка барокко в контексте современного белорусского исполнительского искусства / С. А. Белая. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/392/16438/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы современной концертно-исполнительской практики вокальной музыки эпохи барокко в Республике Беларусь в контексте деятельности ведущих государственных учреждений культуры и образования, а также в формате международного фестивального движения.

Ключевые слова: вокальное искусство Беларуси, вокальное исполнительство, белорусская музыкальная культура, музыка барокко.

Музыкальное наследие эпохи барокко занимает одно из важных мест в современной мировой культуре. Сегодня практически не существует ни одного музыкального отечественного или зарубежного фестиваля или конкурса, программа которых не включала бы произведения эпохи барокко. Одновременно с исполнительской практикой постоянно ведется поиск незаслуженно забытых, не исполнявшихся ранее произведений. Огромные пласты барочного музыкального наследия эпохи возрождаются к исполнительской жизни, а концерты музыки той эпохи собирают огромные аудитории заинтересованных слушателей. Можно отметить также тенденцию возникновения все большего числа новых исполнителей и коллективов, популяризирующих старинную музыку, а также актуализацию медиаформатов и платформ ее изучения.

Решению проблемных вопросов исполнительства вокального барочного репертуара посвящены различные международные научные, научно-практические конференции и симпозиумы, творческие мастерские и культурно-образовательные проекты, мастер-классы для молодых исполнителей.

Значительный интерес к старинной музыке, который появился во второй половине XX века в Европе, России, в определенной степени коснулся и Беларуси. Однако следует отметить, что за рубежом этот процесс происходил более естественно и достаточно быстро. Для этого существовали определенные предпосылки, связанные с бережным сохранением историко-культурного наследия: архитектурные здания и комплексы со своей специфической акустикой; нотные рукописи, трактаты, старинные инструменты, сохранившиеся в музейных экспозициях и частных коллекциях; традиции инструментальных и вокальных школ.

Возрождение старинной музыки в Беларуси стало актуальным в конце XX — начале XXI века. В исполнительской практике — это появление коллективов, исполнителей, а также развитие международного фестивального движения, в котором Республика Беларусь принимала и принимает активное участие. Следует отметить, что Беларусь, как и многие страны, в этот период достаточно активно начала процесс возрождения академического музыкального наследия, как в контексте научно-исследовательской деятельности, так и в концертно-исполнительской практике. Именно в этот период в республике издаются нотные памятники вокальной музыки белорусского барокко. Ведущее место в данном направлении принадлежит творческому коллективу «Белорусская капелла» Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, который является научно-исследовательским центром по изучению белорусского музыкального наследия академических жанров и одновременно выполняет функции дирекции многих республиканских и международных фестивальных программ [2]. А также одному из старейших коллективов — ансамблю старинной музыки «Кантабиле», который был создан в г. Минске в 1976 г. с целью возрождения и популяризации белорусской старинной музыки.

Активный период концертно-исполнительской практики музыки эпохи барокко в Беларуси можно отождествлять с началом деятельности ансамбля «Камерные солисты Минска» при Белорусской государственной филармонии [5], который на сегодняшний момент является единственным в Беларуси коллективом, специализирующимся на исполнении музыки эпохи барокко и ранней классики в исторически ориентированной манере. Амплитуда репертуарной деятельности ансамбля очень широка: от небольших камерно-инструментальных сочинений до таких грандиозных произведений, как «Страсти по Матфею» и Месса си минор И. С. Баха. Ансамбль специализируется на исполнении музыки барокко на аутентичных инструментах (виола да гамба, теорба, барочная скрипка, флейта-траверсо, труба-пикколо, орган, клавесин), сотрудничает с известными белорусскими певцами — А. Гурьевой, Н. Шарубиной, Н. Акининой, Т. Гавриловой, Ю. Городецким, Г. Полищуком, В. Громовым.

Концертная деятельность коллектива связана с организацией как небольших камерных концертов, так и масштабных циклов, посвященных барочной музыке. Некоторые концерты, как, например, цикл «Образы барокко», посвященный немецкой и французской старинной музыке, имели большой резонанс в Беларуси. Благодаря инициативам коллектива многие инструментальные и вокальные произведения были исполнены в Беларуси впервые, например, кантата «Орфей» французского композитора Л.‑Н. Клерамбо, сочинения Ф. Куперена и др. В концертах принимали участие приглашенные певцы из Беларуси и России.

Отметим также международный концертный проект Белорусской государственной филармонии «Шедевры мирового органного искусства» , который представляет искусство выдающихся исполнителей-органистов, а также вокальных исполнителей Беларуси, России, Германии, Италии, Франции, других зарубежных стран. Автором и ведущей концертно-просветительских программ проекта является музыковед, кандидат искусствоведения О. Савицкая.

Цикл концертов «Музыкальные столицы Европы» ансамбль «Камерные солисты Минска» осуществил совместно с Государственным камерным хором Республики Беларусь [4]. Концерты были посвящены итальянской, английской, польской барочной музыке. Впервые в Беларуси прозвучали произведения польских композиторов эпохи барокко — А. Яржебского, М. Мельчевского, Б. Пенкеля, Г. Горжицкого. Сольные партии исполняли Т. Гаврилова и Д. Жигунов.

Тематические и юбилейные вокально-инструментальные концерты, музыкальные вечера, посвященные музыке барокко, постоянно включены в ежегодный музыкальный репертуар крупнейших учреждений культуры республики. За последние годы это концерты, которые состоялись на базе Белорусской государственной филармонии [1] ( «Зимнее барокко», «Польская духовная музыка эпохи барокко», «А. Вивальди: времена года», «Мастера немецкого барокко», «От барокко до романтизма», «Прекрасное барокко», «Гравітацыя насуперак» ), а также ряд концертов инструментальной барочной музыки (цикл концертов «Шедевры мирового органного искусства», «Вечер музыки для клавесина», «Шедевры виолончельного барокко», «Musica Barocca Autentica», «Музыка эпохи барокко для флейты, мандолины и клавесина», «Лики стихий: барокко», «И. С. Бах. Шесть Бранденбургских концертов» и др.).

В репертуар Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь [3] включены тематические музыкальные вечера и концерты, посвященные барочной музыке. Среди них «История оперы», в программе которого в исполнении солистов оперы, лауреатов и дипломантов международных и национальных конкурсов и фестивалей И. Русиновской, А. Гурьевой, Е. Золовой, Д. Трифоновой, Е. Сало, К. Стасенко, Е. Таболич, Е. Шведовой, Д. Трофимука, Я. Нелепы прозвучали произведения К. Монтеверди, К. В. Глюка. Ж. Б. Люлли, Г. Перселла, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, А. Вивальди, Д. Скарлатти, Дж. Перголези. Автором и ведущим концерта выступил В. Скоробогатов. В цикле концертов «Музыкальные вечера в Большом» принимали участие лауреаты международных конкурсов Т. Гаврилова, Н. Акинина, в рамках концерта исполнялись произведения Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, Дж. Перголези.

Следует отметить, что наряду с шедеврами европейского барокко репертуар Большого театра Республики Беларусь включает произведения белорусского барокко, которые исполняются в том числе в цикле концертов «Золотое белорусское барокко», инициатором которого является В. Скоробогатов. В одном из таких концертов («Музыка белорусского барокко») прозвучали канцоны из «Полоцкой тетради» и «Оршанской тетради», а также сочинения из «Курантов».

Площадками для исполнения вокальной и инструментальной барочной музыки являются католические храмы, которые можно считать фактически идеальным пространством для звучания музыки барокко в сопровождении органа. Республика Беларусь сохранила и возродила немало таких святынь — Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии, Троицкий Золотогорский костел (Святого Роха), Костел Святого Симеона и Святой Елены (г. Минск), Фарный Костел (г. Гродно), Костел Святой Троицы в Гервятах (д. Гервяты, Гродненская область), Полоцкий Софийский Собор (г. Полоцк, Витебская область) и многие другие. В костелах не единожды звучала музыка И. С. Баха, Д. Букстехуде, Г. Бибера, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, Дж. Перголези.

Музыка барокко звучит и на международных фестивалях , которые проводятся в Беларуси и имеют уже свою историю и традиции. Следует назвать Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки [6], Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» [7], которые проходят в г. Полоцке; минские фестивали «Колядные вечера на Золотой Горке» и «Золотогорская лира», Международный фестиваль «Голос души»; фестиваль оперного и балетного искусства «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» (г. Несвиж).

Необходимо отметить «Академию старинной музыки» , которая организуется Белорусской государственной академией музыки и проходит в формате цикла культурно-образовательных мероприятий. Организатор мероприятий «Академии старинной музыки» — кандидат искусствоведения, доцент Белорусской государственной академии музыки В. Невдах. В качестве руководителей творческих мастерских приглашаются известные музыканты из Австрии, Германии, Италии и других стран. На сцене Академии музыки ежегодно проходят концерты и музыкально-тематические вечера, посвященные барочной музыке: «Вечер клавирной и камерной музыки», «Вечер барочной музыки», «Лютер танцует: концерт к 500-летию Реформации», «От барокко к романтизму. Из истории музыкальной культуры Беларуси» и ряд других.

Отличительной чертой второго десятилетия XXI века является мобильность и разноплановость использования различных, нетипичных для организации академических концертов, площадок, сцен и арт-пространства. В Беларуси существует немало креативных площадок для организации барочных концертов, в том числе арт-пространство «Мир классической музыки», арт-пространство Национального художественного музея Республики Беларусь, художественная галерея «Университет культуры», концертный зал «Верхний город» в г. Минске, музей «Замковый комплекс «Мир» (г/п Мир), Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» (г. Несвиж), Дворец Румянцевых-Паскевичей (г. Гомель). Среди концертов следует назвать «Гармонии эпохи барокко», «Шедевры мировой инструментально-вокальной музыки», «Весенний концерт в стиле барокко», где прозвучала музыка А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, Г. Пёрселла, Г. Телемана, Д. Скарлатти. Отличительной чертой данных концертов является мультизадачность, которую они ставят перед собой, в том числе в вопросах популяризации культурного наследия барокко в музыке, живописи, сценично-костюмных образах.

Все выше сказанное показывает, что в Беларуси проявляется особый интерес к исполнению старинной музыки, включая барочные сочинения немецких, итальянских, французских и других мастеров. Жанровая палитра вокального барочного репертуара достаточно разнопланова — от арий до сочинений крупной формы (кантата, оратория, месса). Об устойчивом интересе к музыке эпохи барокко свидетельствует также концертная деятельность профессиональных коллективов и сольных исполнителей Беларуси, цели которой — популяризация культурного наследия барокко и стилистическая реконструкция музыки этой эпохи. Таким образом, вопросы интерпретации старинной музыки являются важной частью современной вокально-исполнительской практики, ведь вокальное искусство Беларуси формируется в центре мирового культурного пространства и является органичной составляющей общей мировой музыкальной культуры.

Литература:

  1. Белорусская государственная филармония [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://philharmonic.by/ru. — Дата доступа: 09.03.2021.
  2. Белорусская капелла: творческий коллектив Национального академического Большого театра Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Белорусская государственная филармония. — Режим доступа: https://bolshoibelarus.by/rus/o-teatre/belorusskaya-kapella.html. — Дата доступа: 09.03.2021.
  3. Большой театр Беларуси [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bolshoibelarus.by/rus/. — Дата доступа: 09.03.2021.
  4. Государственный камерный хор Республики Беларусь, заслуженный коллектив Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Белорусская государственная филармония. — Режим доступа: https://philharmonic.by/ru/artists/gosudarstvennyy-kamernyy-hor-respubliki-belarus-zasluzhennyy-kollektiv-respubliki-belarus. — Дата доступа: 09.03.2021.
  5. Камерные солисты Минска, ансамбль [Электронный ресурс] // Белорусская государственная филармония. — Режим доступа: https://philharmonic.by/ru/artists/kamernye-solisty-minska-ansambl. — Дата доступа: 09.03.2021.
  6. Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки [Электронный ресурс] // Музей истории архитектуры Софийского собора: Витебская область, Полоцк. — Режим доступа: http://sophia.polotsk.museum.by/node/32378. — Дата доступа: 09.03.2021.
  7. Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» [Электронный ресурс] // Музей истории архитектуры Софийского собора: Витебская область, Полоцк. — Режим доступа: http://sophia.polotsk.museum.by/node/32414. — Дата доступа: 09.03.2021.

Похожие статьи

Барочная вокальная музыка в современном исполнительском искусстве Беларуси: образовательно-педагогический аспект изучения

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в части обучения вокальному исполнительству музыки эпохи барокко в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки». Представлена система научно-методического ...

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

К вопросу об исследовании образов классиков азербайджанской поэзии

На основе исследования важных произведений культуры Азербайджана была изучена проблема отражения образов классиков отечественной литературы, в особенности поэзии в искусстве в период ХХ века.

Актуальность народного танца в современной культуре на примере образцового ансамбля народного танца «Искорки»

В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.

Потенциал современного баянно-аккордеонного искусства в России и за рубежом

В статье автор исследует особенности развития баянно-аккордеонного исполнительства в России и за рубежом (Финляндия и Канада). Данная может быть полезна в рамках развития баянно-аккордеонного исполнительства и музыкального образования в целом.

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Филармония в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре

В статье рассматривается проблема привлечения школьников к музыкальной культуре средствами школьной филармонии. Подчеркивается важность классических произведений и эмоциональная восприимчивость на музыку. Рассматривается специфика формирования интере...

Традиции и инновации в татарских шамаилях начала XX века

В статье автор исследует взаимодействие традиций и инноваций в развитии татарских шамаилей начала XX века, акцентируя внимание на влиянии исторических событий и социальных изменений на художественную культуру.

Похожие статьи

Барочная вокальная музыка в современном исполнительском искусстве Беларуси: образовательно-педагогический аспект изучения

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в части обучения вокальному исполнительству музыки эпохи барокко в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки». Представлена система научно-методического ...

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

К вопросу об исследовании образов классиков азербайджанской поэзии

На основе исследования важных произведений культуры Азербайджана была изучена проблема отражения образов классиков отечественной литературы, в особенности поэзии в искусстве в период ХХ века.

Актуальность народного танца в современной культуре на примере образцового ансамбля народного танца «Искорки»

В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.

Потенциал современного баянно-аккордеонного искусства в России и за рубежом

В статье автор исследует особенности развития баянно-аккордеонного исполнительства в России и за рубежом (Финляндия и Канада). Данная может быть полезна в рамках развития баянно-аккордеонного исполнительства и музыкального образования в целом.

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Филармония в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре

В статье рассматривается проблема привлечения школьников к музыкальной культуре средствами школьной филармонии. Подчеркивается важность классических произведений и эмоциональная восприимчивость на музыку. Рассматривается специфика формирования интере...

Традиции и инновации в татарских шамаилях начала XX века

В статье автор исследует взаимодействие традиций и инноваций в развитии татарских шамаилей начала XX века, акцентируя внимание на влиянии исторических событий и социальных изменений на художественную культуру.