Барочная вокальная музыка в современном исполнительском искусстве Беларуси: образовательно-педагогический аспект изучения
Автор: Белая Светлана Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 01.06.2021
Статья просмотрена: 76 раз
Библиографическое описание:
Белая, С. А. Барочная вокальная музыка в современном исполнительском искусстве Беларуси: образовательно-педагогический аспект изучения / С. А. Белая. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/395/16583/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в части обучения вокальному исполнительству музыки эпохи барокко в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки». Представлена система научно-методического обеспечения образовательного процесса по данному направлению, а также рассмотрены вопросы организации и проведения культурно-образовательных мероприятий по популяризации исполнительской практики вокальной музыки эпохи барокко.
Ключевые слова: учреждение высшего образования в сфере культуры и искусства, научно-методическое обеспечение высшего образования, искусствоведение, музыкальное искусство, пение (академическое), интерпретация старинной музыки, вокальное искусство Беларуси, вокальное исполнительство, белорусская музыкальная культура, музыка барокко.
Сегодня в ряде западноевропейских стран, в России организован процесс профессионального преподавания старинной музыки как в контексте изучения традиционных академических дисциплин, так и обособленно. Процесс изучения исполнительского стиля эпохи барокко стал одним из разделов обучения инструменталистов и вокалистов в различных учреждениях образования и культуры. Многие учреждения разрабатывают специальные курсы с определенными программами подготовки вокалистов, которые включают в себя необходимые требования для исторического исполнительства. Это делается не только ради вокальной подготовки певца, но и для того, чтобы каждый из них смог стать по-настоящему востребованным музыкантом, обладающим высокой исполнительской культурой в части интерпретации старинной музыки.
Значительный интерес к старинной музыке, который появился во второй половине XX века, в определенной степени коснулся и Беларуси. В контексте организации образовательного процесса в Республике Беларусь главное место принадлежит учреждению образования «Белорусская государственная академия музыки», которая на сегодняшний момент имеет статус ведущего учреждения высшего образования в области музыкального искусства в национальной системе образования Республики Беларусь. Основными функциями деятельности Белорусской государственной академии музыки является осуществление образовательной деятельности в области музыкально-гуманитарных наук, а также сохранение и распространение белорусского и мирового музыкального искусства как части мировой музыкальной культуры [1].
На I ступени высшего образования барочная музыка стала неотъемлемой частью учебного репертуара вокалистов — студентов вокально-хорового факультета направления специальности «Пение (академическое)». Вопросы барочного вокального исполнительства включены также в образовательные дисциплины «История зарубежной музыки», «История вокального искусства», «Концертно-камерное пение» для студентов вокально-хорового факультета направления специальности «Пение (академическое)», «История зарубежной хоровой музыки» для студентов вокально-хорового факультета направления специальности «Дирижирование (академический хор)».
Профессиональное обучение и вокальная подготовка специалистов в области старинной музыки реализуются на факультете повышения квалификации и переподготовки учреждения Белорусской государственной академии музыки уже более десяти лет. Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, проводится по специальности «Интерпретация старинной музыки» с присвоением квалификации «исполнитель старинной музыки» [6]. В компоненты типового учебного плана входит изучение гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общепрофессиональных дисциплин, дисциплин специальности, стажировка. Дисциплины специальности включают в себя сольное исполнительство, ансамбль, генерал-бас, интерпретация старинной музыки, инструменты эпохи барокко. В процентном отношении учебных часов — это 54 % от общего количества часов курса, из них на «сольное исполнительство» приходится 31 % учебных часов. Учебная программа по дисциплине «Сольное исполнительство», разработанная кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства В. В. Невдахом, включает в себя четыре этапа обучения. Цель курса — обучить квалифицированных исполнителей для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста; сформировать комплекс исполнительских навыков, развитие которого позволит слушателю накапливать репертуар, овладевать музыкальными произведениями разных эпох, стилей, направлений, жанров и форм.
Следует отметить цикл культурно-образовательных мероприятий «Академия старинной музыки», которую проводит Белорусская государственная академия музыки с 1989 г. Ранее это мероприятие позиционировалось как всесоюзные курсы высшего исполнительского мастерства. Сейчас это масштабный проект, дающий возможность студентам и всем желающим повышать свои исполнительские возможности, расширять знания, находясь в тесном контакте с ведущими представителями в области старинной музыки.
Коснемся наиболее значимых мероприятий и концертов, проходивших в рамках «Академии старинной музыки». В 2010 г. в мастер-классах культурно-образовательного проекта принял участие Лоренцо Тоцци, профессор консерватории Святой Чечилии в Риме, музыковед, музыкальный критик крупнейшего в Италии журнала «Il Tempo», художественный руководитель ансамбля «Romabarocca Ensemble» и международного фестиваля «Di Mezza Estate», кавалер Итальянской Республики по культурной деятельности. Мастер-классы охватывали сольное и ансамблевое исполнительство, включали в себя лекции по проблемам барочной музыкальной культуры. В завершении работы «Академии старинной музыки» состоялся концерт «Итальянское музыкальное барокко» с участием ансамбля старинной музыки «Баховский кружок» студентов и преподавателей Белорусской государственной академии музыки, в программу которого были включены сочинения А. Скарлатти, А. Вивальди, А. Корелли. В 2013 г. руководителями творческих мастерских выступили известные музыканты из Австрии, доценты университета музыки и сценических искусств г. Граца — Франциско Хаммер-Дрекслер и Йозеф Доэлер. В программе мастер-классов по сольному и ансамблевому исполнительству звучали произведения Д. Букстехуде, Г. Бибера, И. С. Баха в исполнении «Баховского кружа», учащихся факультативного курса клавесина, специализации орган, студентов отделения хорового дирижирования. Ярким событием 2014 г. можно считать приезд в Беларусь в качестве руководителей творческих мастерских известных музыкантов из Австрии и Германии — Иоганна Труммера, профессора университета музыки и сценических искусств г. Граца, почетного доктора БГАМ, и Сюзанны Эрхардт, доцента Университета г. Котбуса. В программу были включены лекции, а также мастер-классы по сольному и ансамблевому исполнительству барочной музыки.
Вопросы исполнительства музыки эпохи барокко не раз поднимались на международных научных, научно-практических конференциях, организованных Белорусской государственной академией музыки. Среди них такие знаковые конференции, как «Музыкальное образование и национально-культурное возрождение», «Музыка и глобализация культуры», «Музыкальное образование в координатах времени и XXI столетия», «Музыкальная культура и жизнь: новые реалии», «Белорусское музыкальное исполнительское искусство в контексте художественной культуры», «Музыкальное образование XXI века: рубежи и перспективы», «Актуальные вопросы развития музыкальных способностей», «Профессиональное музыкальное образование на современном этапе: традиции и новации. К 85-летию со дня основания Белорусской государственной академии музыки», «Музыкальный текст как объект творческого процесса: от замысла к воплощению» и ряд других. В этом ряду необходимо также отметить регулярные мероприятия: Международную научно-практическою конференцию «Культура. Наука. Творчество», Международные научные чтения памяти Л. С. Мухаринской (1906–1987) и Международный форум этнокультур. Однако следует подчеркнуть, что в выступлениях и докладах, посвященных барочному исполнительству, доминировали вопросы инструментоведения, изучения барочных трактатов и практических руководств.
Научно-методическое обеспечение организации образовательного процесса обучения вокальному исполнительству музыки эпохи барокко включает в себя не только учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования, программ переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование по вышеперечисленным специальностям, но и учебно-методическую документацию, учебные издания, а также различные информационно-аналитические материалы. Из исследований последних десятилетий — это труды О. В. Дадиомовой [3], Л. П. Ивашкова [4], В. В. Скоробогатова [8], которые были посвящены вопросам вокального исполнительства Беларуси. В них эпоха барокко рассматривалась сквозь призму исторических аспектов и традиций профессиональной белорусской школы пения. Было издано ряд работ, которые касались вопросов вокальной педагогики, методики и техники исполнения. В этом ряду отметим исследования А. М. Генералова [2], Л. Я. Колас [5], Л. П. Ивашкова [4], Э. И. Пелагейченко [7] , касающиеся изучения методики воспитания певцов, а также теории и практики исполнительского искусства. Авторы определяют главные установки вокальной технологии, освещают опыт выдающихся мастеров пения и их взгляды на пути формирования певца как профессионала и творческой личности; рассматривают методические основы ведущих западноевропейских и русских вокальных школ, формулируют важнейшие положения своей методики обучения пению.
Большое значение в контексте исследуемого направления имеет концертно-исполнительская практика музыки барокко. Так на сцене Белорусской государственной академии музыки были организованы концерты и музыкально-тематические вечера: «Вечер клавирной и камерной музыки», «Вечер барочной музыки», «Лютер танцует: концерт к 500-летию Реформации» (немецкая танцевальная музыка эпохи барокко в исполнении ансамбля The Playfords, Германия), «От барокко к романтизму: из истории музыкальной культуры Беларуси» и ряд других.
На базе класса оперной подготовки был реализован проект «Молодые голоса», цель которого — оказание помощи начинающим исполнителям в их профессиональной концертной деятельности. За годы проведения проекта подготовлено и исполнено большое количество концертных программ из произведений западноевропейской инструментальной и вокальной музыки, в том числе эпохи барокко («Оперная молодежь представляет…», «Шедевры мировой инструментально-вокальной классики» и другие). За годы реализации проекта его рамки значительно расширились — в нем принимали участие и инструменталисты. Благодаря постоянной ротации участников существовала возможность выступать в проектных концертах большому числу начинающих музыкантов.
Следует также отметить комплексные тематические мероприятия, которые прошли в Белорусской государственной академии музыки в канун юбилейного года, посвященного И. С. Баху: лекция и мастер-класс «Как петь Баха» Джулиана Редлина (бас-баритон, Германия), открытая репетиция Йорна Бойзена (клавесинист, дирижер, композитор, Германия) и итоговый масштабный концерт, который прошел на главной сцене Белорусской государственной филармонии в 2019 году.
Таким образом, вопросы интерпретации старинной музыки являются важной частью как образовательной деятельности, так и современной вокально-исполнительской практики Беларуси. Обращение к старинной музыке является не просто одной из культурных тенденций для Беларуси, оно требует высокой исполнительской культуры, пристального изучения возможностей ее реконструкции, а также аутентичного воплощения. Соответственно вопросы обучения интерпретации старинной музыки в части вокального исполнительства должны находиться в русле содержательной актуализации учебных планов и программ, в том числе программ повышения квалификации и переподготовки для достижения комплексного подхода в этом направлении.
Литература:
1. Белорусская государственная консерватория — Академия музыки: история в лицах: (1932–2017 гг.) / сост. е. Н. Дулова [и др.]. — Минск: Мастацкая літаратура, 2017. — 455 с.: ил.
- Генералов, А. М. Мои размышления о вокале / А. М. Генералов. — Минск: ОДО «Парус», 2006. — 100 с.
- Дадиомова, О. В. Музыкальная культура городов Беларусии в XVIII веке / О. В. Дадиомова. — Минск: Навука і тэхніка, 1992. — 207 с.
- Ивашков, Л. П. Вокальное искусство Беларуси: традиции исполнительства и профессиональная школа пения / Л. П. Ивашков. — Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2008. — 159 с.
- Колос, Л. Я. Вокальное исполнительство: учеб. пособие / Л. Я. Колос. — 2-е изд. — Минск: БГАМ, 2007. — 76 с.
- Об утверждении типовых учебных планов по специальностям переподготовки [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 21 сентября 2020 г., № 252 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — Режим доступа: https://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22036144p&p1=1. — Дата доступа: 17.05.2021.
- Пелагейченко, Э. И. Дикция как одно из основных средств художественной выразительности сценического образа / Э. И. Пелагейченко. — Минск: Родиола-плюс, 2008. — 180 с.
- Скорабагатаў, В. I. Зайгралі спадчыны куранты: Цыкл нарысаў з гісторыі праф. муз. культуры Беларусі / В. I. Скорабагатаў. — Мн.: Тэхналогія, 1998. –– 154 с.
Ключевые слова
музыкальное искусство, искусствоведение, вокальное искусство Беларуси, вокальное исполнительство, белорусская музыкальная культура, музыка барокко, учреждение высшего образования в сфере культуры и искусства, научно-методическое обеспечение высшего образования, пение (академическое), интерпретация старинной музыкиПохожие статьи
Вокальная музыка барокко в контексте современного белорусского исполнительского искусства
В статье рассматриваются вопросы современной концертно-исполнительской практики вокальной музыки эпохи барокко в Республике Беларусь в контексте деятельности ведущих государственных учреждений культуры и образования, а также в формате международного ...
Роль мультимедийных образовательных технологий в воспитании музыкальной культуры учащихся (на примере предметов музыкально-исторического цикла в ДШИ)
Воспитание музыкальной культуры у подрастающего поколения является приоритетной задачей музыкального образования. В статье автор раскрывает роль, возможности мультимедийных образовательных технологий на предметах музыкально-исторического цикла в ДШИ.
Изучение местных фольклорных традиций в рамках внеурочной работы как основа патриотического воспитания школьников
В статье рассматривается деятельность по исследованию школьниками этнографии, местных фольклорных традиций как основы патриотического воспитания. Анализируются формы организации работы учителя музыки по созданию детского фольклорного объединения в ра...
Проблема приобретения интерпретационного опыта обучающимися дирижированию оркестром народных инструментов в процессе освоения образовательных программ в вузе культуры
В статье рассмотрена проблема приобретения опыта интерпретации музыкальных произведений студентами, обучающимися в вузах культуры (институты культуры, академии культуры и/или искусства) по направлению подготовки «Дирижирование» (бакалавриат, магистра...
Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя
В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...
Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства
В данной статье представлены результаты и анализ диагностического исследования эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства. Статья посвящена роли эстетического, нравственного и музыкального воспитания детей; особое в...
Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования
В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...
Требования, предъявляемые к образовательной среде в сфере культурно-эстетического образования по направлениям изобразительного искусства, дизайна, архитектуры
Статья посвящена проблеме формирования образовательной среды для культурно-эстетического образования в системе основного образования по направлениям: изобразительное искусство, дизайн, архитектура. Автор рассматривает комплексный подход к образовател...
К вопросу о необходимости использования медиаобразовательных технологий при формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования
В статье рассмотрена необходимость использования медиаобразовательных технологий в формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования в школе на современном этапе. Рассматриваются некоторые аспекты использования ...
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...
Похожие статьи
Вокальная музыка барокко в контексте современного белорусского исполнительского искусства
В статье рассматриваются вопросы современной концертно-исполнительской практики вокальной музыки эпохи барокко в Республике Беларусь в контексте деятельности ведущих государственных учреждений культуры и образования, а также в формате международного ...
Роль мультимедийных образовательных технологий в воспитании музыкальной культуры учащихся (на примере предметов музыкально-исторического цикла в ДШИ)
Воспитание музыкальной культуры у подрастающего поколения является приоритетной задачей музыкального образования. В статье автор раскрывает роль, возможности мультимедийных образовательных технологий на предметах музыкально-исторического цикла в ДШИ.
Изучение местных фольклорных традиций в рамках внеурочной работы как основа патриотического воспитания школьников
В статье рассматривается деятельность по исследованию школьниками этнографии, местных фольклорных традиций как основы патриотического воспитания. Анализируются формы организации работы учителя музыки по созданию детского фольклорного объединения в ра...
Проблема приобретения интерпретационного опыта обучающимися дирижированию оркестром народных инструментов в процессе освоения образовательных программ в вузе культуры
В статье рассмотрена проблема приобретения опыта интерпретации музыкальных произведений студентами, обучающимися в вузах культуры (институты культуры, академии культуры и/или искусства) по направлению подготовки «Дирижирование» (бакалавриат, магистра...
Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя
В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...
Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства
В данной статье представлены результаты и анализ диагностического исследования эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства. Статья посвящена роли эстетического, нравственного и музыкального воспитания детей; особое в...
Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования
В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...
Требования, предъявляемые к образовательной среде в сфере культурно-эстетического образования по направлениям изобразительного искусства, дизайна, архитектуры
Статья посвящена проблеме формирования образовательной среды для культурно-эстетического образования в системе основного образования по направлениям: изобразительное искусство, дизайн, архитектура. Автор рассматривает комплексный подход к образовател...
К вопросу о необходимости использования медиаобразовательных технологий при формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования
В статье рассмотрена необходимость использования медиаобразовательных технологий в формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования в школе на современном этапе. Рассматриваются некоторые аспекты использования ...
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...