В данной статье авторы рассматривают, как разные виды исполнительской деятельности влияют на совершенствование профессионально-технической подготовки будущего учителя музыки. Особое внимание уделяется анализу рассмотрению приобретенных навыков и умений и использование их в исполнительской фортепианной практике.
Ключевые слова: фортепианно-исполнительская техника, профессиональные навыки, разные аспекты деятельности, сольное пение, концертмейстерский класс, дирижирование, хор.
Формирование исполнительского мастерства является ответственной задачей в подготовке будущего учителя музыки. В наше время ставятся высокие требования к повышению профессиональных качеств у студентов. И именно в педагогических вузах, в отличие от узкоспециализированных заведений, происходит более многогранное развитие способностей учащихся, так как в учебном процессе изучаются такие предметы как сольно-инструментальное исполнительство, концертмейстерский класс, ансамбль, а также дирижирование, вокал и хор.
Для начинающего специалиста изучение такого количества предметов — достаточно сложная задача. Это постоянное совершенствование пианистических, вокальных, дирижерских навыков и в то же время расширение тезауруса, музыковедческих знаний о стилистических особенностях музыки и, конечно, знакомство с большим объемом исполнительского репертуара. Следует подчеркнуть, что именно овладение разными видами исполнительской деятельности содействует развитию всех сторон художественно-творческих способностей будущего учителя музыки: музыкального слуха, памяти и особенно воспитанию его эстетического вкуса, становлению музыкальной культуры как неотъемлемой части профессионального образования. При этом стоит отметить, что технические умения и навыки формируется в комплексе всех занятий и являются очень важными качествами для становления педагога-музыканта. Какие же способы работы помогут их включению в учебный процесс?
В исполнительской практике под понятием «развитие фортепианно-исполнительской техники» чаще всего подразумевается изучение гамм, арпеджио и этюдов, которые безусловно приносят огромную пользу учащимся разного уровня обучения. Но педагогический опыт известных музыкантов доказывает, что работа над двигательно-техническим совершенствованием не должна превращаться в бездумную тренировку пальцев, т. к. тесно связана с проникновением в художественный замысел произведения. Г. Г. Нейгауз подчеркивал: «Технику нельзя создавать на пустом месте, как не может быть создана форма, лишенная всякого содержания» [1, c. 77]. Чем богаче, многообразнее духовный мир исполнителя, тем глубже он сможет понять художественный образ произведения и определить технические приемы для его воплощения. По словам Г. М. Цыпина: «Техника — это умение художника материализовать задуманное в звуках, если речь идет о музыке» [3, c. 113].
В тоже время стиль эпохи, индивидуальный стиль композитора «рисует» свою картину музыкального действия, которая естественным образом влияет на исполнительские приемы. Студент должен понять и определить специфику изучаемого произведения и целенаправленно добиваться нужного результата. Например, в произведениях современных композиторов ХХ века технические приемы, учитывая особенности фактурного изложения, художественно- выразительного наполнения, будут отличаться от техники композиторов-классиков или романтиков. С. Прокофьев, Д. Шостакович, Р. Щедрин, А.Шнитке часто используют в своих произведениях токкатные принципы движения, доминирует ударное звучание, которое требует владением быстрой и активной пальцевой техники. А в произведениях Ф. Шопена, П.Чайковского Р.Шумана исполнителю следует добиваться певучего звучания, легких, выразительных пальцев, интонационной пластики.
Кроме того, решая проблему развития фортепианно-исполнительской техники каждого студента, необходимо учитывать его психические и физиологические особенности. С таким индивидуальным подходом определяются методы, приемы и способы работы, направленные на совершенствование профессионально-технической подготовки будущего учителя музыки. При этом важно иметь ввиду, что «в работе с одними учащимися наиболее эффективным будет метод непосредственного показа, c другими — метод образных сравнений…, а некоторым будет достаточно небольшой подсказки для дальнейшего самостоятельного решения задачи». [2, с.95].
При этом интересно проследить, каким образом разные аспекты деятельности влияют на двигательно-техническое развитие студентов?
Сольное пение.
На уроках сольного пения студент приобретает различные навыки звукообразования, певческого дыхания, артикуляции и строя. А также учится следить за качеством звучания с помощью слухового контроля. Все это помогает и в игре на фортепиано, в первую очередь для того, чтобы добиться певучего исполнения мелодии. Воспроизведение голосом тематического рисунка поможет выстроить правильную фразировку, а с помощью вокально-слуховых представлений студент сможет охватить произведение в целом. Одинаковые принципы эмоционально-исполнительской выразительности последовательно формируют у учащихся представления о фортепианной музыке как о виде искусства, тесно связанном с вокальной музыкой. В исполнительской работе над фортепианным произведением целесообразно прибегнуть к подтекстовке мелодии и к пению ее со словами. Появляется потребность вслушивания, углубленного проникновения в эмоциональный строй воспроизводимой музыки с тем, чтобы через постижение многообразия ее мелодических, интонационно-речевых оттенков привести студентов к самостоятельному выводу о сходстве принципов вокальной и инструментальной выразительности.
Концертмейстерский класс.
Особенно благоприятные условия для установления слуховой и певческой координации создаются на занятиях в концертмейстерском классе. Очень важным в многогранном развитии студентов является умение воспринимать и учиться сочетать инструментальное и вокальное звучание при одновременном сочетании различных тембров. Аккомпанемент раздвигает рамки привычного педагогического процесса и всесторонне развивает творческие возможности учащихся разных способностей, прививает навыки игры в ансамбле, способствует более эмоциональному отношению к музыке, вызывает интерес к предмету, развивает специфические способности музыканта (музыкальный слух, память, ритмическое чувство, двигательно-моторные навыки), повышает уровень исполнительского мастерства. Естественно, что все эти навыки необходимы и очень важны в сольном исполнении и особенно в изучении полифонической музыки. Специфика полифонии как раз и предполагает умение дифференцированно слышать в одновременности различные голоса и тембры.
Дирижирование.
Многие студенты сталкиваются с проблемой точной передачи метроритмической пульсации. Способность чувствовать выразительность музыкального ритма — имеет ярко выраженную двигательную природу. И, как показывает практика, именно методы дирижирования положительно воздействуют на глубину эмоционального переживания временного развития музыки. Дирижирование является «физическим средством», благодаря которому процесс «вживания» в темпо — ритмическую сторону инструментального произведения приобретает особую непосредственность и эмоциональную яркость. В то же время навыки дирижирования является эффективным средством для создания целостного музыкально — исполнительского образа, так как развивает более крупное мышление и дает возможность проследить развитие музыкальной мысли во времени. Г. Г. Нейгауз в своей работе говорил о том, что для него профессиональный пианист обязательно должен владеть навыками дирижера и советовал своим студентам дирижировать от начала до конца изучаемое фортепианное произведение, представляя, что перед ним стоит хоровая партитура.
Используя такие навыки, студент сможет охватить произведение целиком, почувствовать общую ритмическую пульсацию.
Хор .
Занятия в хоре способствуют развитию слуховой чуткости, умению слышать и слушать, анализировать, сопоставлять, ощутить музыкальное пространство, его составляющие, услышать его звуковое многообразие. А также развивает творческие способности обучающихся посредством ассоциативно-образного мышления.
Таким образом, исследуя возможности разных подходом можно заключить следующее:
Все это вооружает будущего музыканта определенными знаниями, навыками и умениями и использование их в своей исполнительской практике может стать надежной платформой для преодоления двигательно-технических сложностей.
Литература:
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Нейгауз. — М.: Музыка, 1982. — 77 с.
- Фролова Н. А. Совершенствование профессионально-технической подготовки учащегося в контексте традиций мировой музыкальной педагогики: дисс. канд. пед. наук. — М.,1998. — 95 c.
- Цыпин Г. М.Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.— М.: Просвещение, 1984.— 176 с.