Художественные принципы вокальной музыки барокко и современные исполнительские проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 12.03.2023

Статья просмотрена: 864 раза

Библиографическое описание:

Ищенко, Е. В. Художественные принципы вокальной музыки барокко и современные исполнительские проблемы / Е. В. Ищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100651/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современные вокалисты сталкиваются с рядом проблем, связанных с особенностями стиля барочной музыки, а также аутентичностью манеры исполнения, которая требует эластичности и гибкости голосового аппарата, мастерства дыхательной техники, умелого использования техники атаки звука, раскрытия всего спектра тембральных возможностей голоса. Арии старых мастеров служат своеобразной школой вокально-технического мастерства.

Обобщая принципы барочной вокальной мелодики, необходимо отметить, что в целом отношение к музыкальной форме в музыке барокко существенно отличается от привычного нам. Место и роль композитора, в отличие от более поздних музыкальных стилей, достаточно ограничено и регламентировано. Напротив, роль исполнителя, от искусства которого зависит художественная ценность произведения, чрезвычайно велика, но также регламентирована системой принципов и правил.

Все возможные проблемы, с которыми может столкнуться современный исполнитель барочной музыки, условно можно разделить на две категории. К первой относятся вопросы технического мастерства исполнения. Они продиктованы в первую очередь тем, что музыка данной эпохи создавалась с учетом особой специфики голоса певцов-кастратов, в совершенстве владеющих такими приемами как кантилена, широта дыхания, колоратура, обладающими особой гибкостью и эластичностью голосового аппарата, а также более широким спектром тембральных красок. Ко второй категории относится ощущение стиля самим исполнителем, которое отражается в точной и не противоречащей стилистике эпохи передаче украшений, фиоритур, мелизмов при отсутствии их расшифровки в нотах.

В исполнительской практике барокко важным аспектом являлось координация подвижной гортани и легкого дыхания, владение всеми голосовыми регистрами, колоратурой. В целом же реконструкция методик вокального мастерства, в отличие от инструментальных, достаточно затруднительна. Основная сложность заключается в том, что, несмотря на то что уже в XVI в. появляются первые попытки зафиксировать опыт обучения вокальному мастерству (среди которых можно назвать труды Царлино, Цаккони, Ганасси, Маффей, Бовичелли и др.), практика обучения была сугубо индивидуальной. Навыки правильного пения передавались от учителя к ученику, а критерием правильности постановки служил музыкальный слух педагога.

В практике работы вокалистами барокко был сформирован идеал звучания голоса певца. Так, важными критериями, как и в более раннее время, оставались ясность и четкость произносимого текста, акустические свойства голоса. Звуковой идеал голоса певца во многом определялся физеологическими качествами голосов кастратов, которые, при женской тесситуре и легкости в то же время обладали мужской силой благодаря объему легких, также следует отметить тот факт, что тесситурный переход к фальцетному регистру был более легким и гладким в тембральном отношении. Особенностью вокального дыхания было использование преимущественного грудного типа. Таким образом, идеал звучания голоса отчасти приближается к звучанию инструмента, в то время как исполнительство на инструментах стремилось достичь идеального «вокального» звучания.

Современная исполнительская практика, ориентируясь на описанные в литературе стереотипы звучания барочных голосов, обогащается возросшими техническими и художественными требованиями. Это обусловлено, с одной стороны, невозможностью представить, как на самом деле звучала вокальная музыка эпохи, а с другой — развитием вокального исполнительства и обогащением его новыми приемами и средствами художественной выразительности, которые сформировались в романтический и постромантический периоды. Несомненно, оперные реформы В. Моцарта, В. Беллини и Г. Доницетти, Д. Верди, Р. Вагнера, веристов и экспрессионистов, благодаря которым выдвигались новые технические и эстетические требования к критериям вокального звука, сложились новые слуховые предпочтения. Так, для опер композиторов-романтиков в большой степени требовались крупные голоса, хорошо покрывающие обновленный и расширенный оркестровый состав, способные воплотить масштабные эмоции. На первый план выдвигаются такие качества звука, как полнота объема, драматичность и экспрессивность выражения, крепкая фонация и твердая атака звука. Музыкальная эстетика экспрессионистов, напротив, требует инструментального звучания голоса. Современная практика исполнения барочных сочинений, опираясь на эстетические требования музыкантов прошлого, современные стереотипы звукообразования пытается совместить эти принципы. Тем не менее, основной целью в формировании навыков исполнения барочной музыки остаются гибкость и подвижность голоса, грациозность, утонченность, звонкость, полётность и другие свойства естественных натуральных голосов [4, c 213].

Художественно-стилистический аспект исполнения барочных сочинений включает в себя проблему владения целым комплексом творческих способностей. Музыкальный текст должен рассматриваться как основа творческого индивидуального стилистического преобразования произведения. Большое значение в исполнительской практике для раскрытия художественного образа имеет орнаментика, применение которой обязательно при условии многочисленных мелодических повторов, которыми изобилует барочная музыка.

На стыке технического и художественно-стилистического аспектов исполнения барочной музыки находится искусство орнаментики. С одной стороны, оно проистекает из стремления предельно детализировать музыкальными средствами содержание сочинения или его части, с другой — фактически реализуется при помощи системы орнаментальных средств, которые базируются на технически сложных элементах музыкального языка.

В центре художественно-исполнительских проблем находится аффект: достоверное воплощение эмоций и страстей является зерном и смысловой сущностью барочной музыки. Для исполнительской интерпретации многочисленных риторических фигур, главной целью которых является воплощение аффектов, большое значение имеют такие средства, как интонирование отдельных мелодических оборотов и интервалов, тембральная окраска голоса, акцентировка. Исполнительская трактовка музыкально-риторических фигур, служащих средством музыкального воплощения аффектов, предполагают исключительное стилистическое чутье, корректность в применении выразительных средств [3, 77 c.].

Интерпретация орнаментики занимает особое место в исполнительстве. Орнаментика является непременным и неотъемлемым стилистическим компонентом барочного сочинения, употребление которого должно быть органично связано со всеми элементами музыкального языка. Основными задачами орнаментики являются создание индивидуального исполнительского образа сочинения и показ способностей к импровизации и технического мастерства вокалиста. Исполнение орнаментики в барочном сочинении требует высокого уровня технической подготовки, легкости и быстроты. Две формы исполнения орнаментики (раздельная, маркетированная, при которой звуки разделены и легатная) требуют легкого дыхания и точной интонации. При отработке элементов еще барочными мастерами рекомендовалось избегать пения вполголоса, что приводит к жеманности, нарушению техничности и силы голоса.

Особую проблему представляет собой создание оригинальной исполнительской версии, т. к., в силу устной традиции, орнаментации образцов исполнительских редакций авторских сочинений практически не осталось. Потому, как правило, современные исполнители используют минимальное количество собственной орнаментики, что не соответствует традициям эпохи. Ориентиром для создания собственного варианта могут служить методические указания старых мастеров, описания приемов исполнения мелизмов. Сложность данного момента заключается в том, что несмотря на множество таблиц и правил исполнения мелизматики, существовали традиции исполнения, характерные для регионов, отдельных авторов, на настоящий момент утраченные.

Особенности и основы научного подхода к исполнительству закладывались в начале ХХ в., в деятельности выдающихся музыкантов-исполнителей: Н. Арнонкура, Б. ван Оорта и многих других. Основная тенденция, которая характерна для аутентичного или исторически информированного исполнительства заключается в отходе от романтических стереотипов вокального исполнения, от традиционных клише, «переизобретении» барочной традиции, которое основывается на тщательном изучении трудов барочных мастеров вокального искусства и нотного текста и его особенностей.

Такой подход дает вокалисту богатейшие возможности для творческой реализации художественного замысла произведений, проявлять свой творческий потенциал, т. к., как было указано выше, в эпоху барокко исполнитель был соавтором сочинения, вдыхая в нотный текст жизнь при помощи импровизации.

Таким образом, исполнителю, который обращается к музыке эпохи барокко, требуется длительный процесс подготовительной работы, во время которого необходимо учитывать принцип контраста чередования орнаментальных эпизодов с полным их отсутствием. Современные исполнители должны опираться в своей практике на систему правил и законов, зафиксированную в методических трактатах Ф. Манчини, П. Този, И. Кванца, Ф. Альгаротти. Вокалист, специализирующийся на исполнении музыки данной эпохи, должен стать своего рода исследователем, постигая внутренние законы мастерства стиля барокко. В то же время, изменившиеся эталоны звучания, а также современные требования к акустике концертных помещений, существующие возможности вокального исполнительства (такие, например, как трехрегистровая манера, диафрагмальное или смешанное дыхание, большой арсенал выразительных средств и т. д.), диктуют и новые возможности исполнительской трактовки барочных сочинений.

Литература:

  1. Булычева, А. Стиль и жанр опер Ж. Б. Люлли специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Булычева Анна; Санкт-Петербургский институт культуры. — Санкт-Петербург, 1999. — 212 с. — Текст: непосредственный
  2. Багадуров, В. Очерки по истории вокальной методологии: в 2 ч. / В. Багадуров. — М.: Планета музыки, 2020
  3. Захарова, О. Риторика и западноевропейская музыка XVII — пер. пол. XVIII вв.: принципы, приёмы. — М.: Музыка, 1983. — 77 с. Текст: непосредственный.
  4. Круглова, Е. В. Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство: монография / РАМ им. Гнесиных. — М., 2008. — 213 с.
  5. Круглова, Е. В. Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство: на примере сочинений Г. Ф. Генделя: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Круглова Елена Валентиновна. — Москва, 2007. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): барочная музыка, барочное сочинение, вокальное исполнительство, вокальное мастерство, голосовой аппарат, исполнительская трактовка, легкое дыхание, музыкальный язык, нотный текст, средство.


Похожие статьи

Особенности языка и поэтики англоязычной прозы литературы эпохи постмодерна

Лингвистические особенности современного англоязычного искусствоведческого дискурса

Проблемные вопросы изучения периода холодной войны в отечественной и зарубежной историографии

Философские и этические основы становления педагогической психологии

Проблемы педагогики раннего возраста на современном этапе развития образования

Педагогический анализ арабо-мусульманской культуры и научной мысли в определении воспитательной роли Корана

Теоретические основы развития детского музыкального творчества

Методологические установки парадигмы современной физической науки

Психологические особенности и проблемные аспекты электронной образовательной коммуникации

Исследование гетеродоксии в становлении раннехристианской церкви как актуальная проблема исторического знания

Похожие статьи

Особенности языка и поэтики англоязычной прозы литературы эпохи постмодерна

Лингвистические особенности современного англоязычного искусствоведческого дискурса

Проблемные вопросы изучения периода холодной войны в отечественной и зарубежной историографии

Философские и этические основы становления педагогической психологии

Проблемы педагогики раннего возраста на современном этапе развития образования

Педагогический анализ арабо-мусульманской культуры и научной мысли в определении воспитательной роли Корана

Теоретические основы развития детского музыкального творчества

Методологические установки парадигмы современной физической науки

Психологические особенности и проблемные аспекты электронной образовательной коммуникации

Исследование гетеродоксии в становлении раннехристианской церкви как актуальная проблема исторического знания

Задать вопрос