Концертная деятельность как средство развития общекультурных компетенций учащихся
Автор: Доброва Елена Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXXIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июль 2022)
Дата публикации: 06.07.2022
Статья просмотрена: 64 раза
Библиографическое описание:
Доброва, Е. Ю. Концертная деятельность как средство развития общекультурных компетенций учащихся / Е. Ю. Доброва. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 6-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/455/17374/ (дата обращения: 15.11.2024).
Изменение парадигмы современного музыкального образования вызывает необходимость реализации новых решений проблемы обучения и воспитания. Характерной чертой такого образования является гуманитаризация, призванная формировать духовность, культуру, целостное развитие всех сторон личности [1].
В Беларуси, как и в России, наблюдается кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими событиями, изменением функции семьи. В условиях кризиса воспитания возникла угроза формирования негативных черт растущей личности: социальная зависть, агрессивность, нетерпимость по отношению к противоположным взглядам, мнениям, низкий уровень культуры и другие. Прослеживается риск чрезмерной виртуализации социально-культурной активности молодежи [1]. В то же время, современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные личности [1].
Таким образом, одной из основных задач, стоящих перед современным учителем, является повышение уровня нравственной культуры личности учащихся. Очень важно найти соответствующие подходы, формы и способы воздействия на их нравственную и эмоциональную сферы.
Одним из ключевых подходов в современном образовании признан компетентностный. Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии А. В. Хуторской (г. Москва) выделяет семь групп ключевых компетенций для общего образования, среди которых есть и общекультурные компетенции. Их формирование предполагает не только овладение культурными знаниями, но и осуществление деятельности, способствующей трансформации этих знаний в нравственно-этические убеждения, в умения и навыки творческой деятельности, в способность ориентироваться в пространстве культуры [2].
Такая деятельность может осуществляться и вне школы — в социокультурном пространстве большого города. Школа в таком социокультурном контексте — это школа, преодолевающая свою закрытость, «читающая» текст социума, культуры, жизни. В таком случае, реализация педагогического потенциала социокультурной среды города дает возможность активно влиять на развитие личности. В этом случае, с одной стороны, социокультурная среда рассматривается как условие формирования и социализации личности, с другой стороны, она предполагает деятельностную активность человека по освоению и формированию своего жизненного пространства. Следовательно, в рамках образовательного учреждения необходимо обеспечить широкий спектр видов учебной и внеучебной деятельности, способствующих развитию личности, ее творческих способностей и необходимых компетенций.
Одной из таких видов деятельности может являться концертная деятельность учащихся, осваивающих факультативные занятия музыкальной направленности, за пределами школы — в музеях, библиотеках, художественных галереях, православных храмах, вузах города.
В практике преподавания духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей может осуществляться за счет расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами, в том числе традиционными религиозными общинами [3]. В Республике Беларусь такая деятельность возможна в рамках Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020–2025 годы. В перечень мероприятий этой программы входят, в том числе, духовно-просветительский проект «Святую Софию восхвалим!» и Дни православной культуры «Хвалите имя Господне!» [4].
Каждый из проектов имеет свои особенности — формат, количественный и качественный состав участников, место проведения, особую атмосферу.
Центральным событием может стать открытие фотовыставки, творческий вечер поэта, лекция. В каждом фестивале обязательно принимают участие клиросные хоры православных приходов г. Минска, звучит духовная поэзия.
Местами встреч слушателей и зрителей становятся залы библиотеки, музеев, художественной галереи, факультетов ВУЗов, территории православных храмов.
Однако методика накопления учащимися общекультурных компетенций не является репродуктивной, а включает в себя обязательный активно-деятельностный компонент — концертное выступление.
Выступления перед столичной публикой, владеющей слушательской культурой, тематика фестивалей, ее направленность на серьезную музыку, вызвали необходимость обогатить репертуар учащихся более сложными в смысловом и исполнительском отношениях произведениями композиторов — классиков: И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. Вавилова, Е. Доги, Г. Свиридова, Е. Глебова и других.
После тщательного отбора репертуара, начинается работа над произведениями. Задача педагога — глубоко изучить нотный текст, содержание, форму и стиль, найти необходимые звуковыразительные и технические средства для воплощения намеченной интерпретации. В целом работа над раскрытием содержания произведения — это работа над качеством звука, фразировкой, формой. Конечная цель такой работы с учащимися — найти и претворить в исполнении музыкальный образ, сформировать особое состояние души слушателя, установить контакт между сценой и залом.
На концертах духовной музыки и поэзии царит особая атмосфера, одухотворенное настроение, требующее и от исполнителей, и от зрителей соответствующего настроя, внимания и сосредоточенности. Глубина, высота — такие критерии исполнения интересуют слушателей, именно это привлекает в духовной музыке. Люди тянутся к красоте, пытаются найти духовную составляющую, в которой главное не земная эмоция, а нечто более высокое, внутреннее. Задача исполнителя — найти зерно, заложенное композитором, раскрыть мысль с помощью средств художественной выразительности, а задача слушателя — принять этот посыл, получить отклик в душе.
Культурно — образовательное пространство фестивалей отличается большим разнообразием, что позволяет широко использовать его возможности для решения воспитательных задач.
Музей, художественная галерея — это пространство, аккумулирующие эстетический опыт человечества и предоставляющее индивиду возможность самоидентификации. Музей формирует эмоциональную культуру, художественный вкус, воспитывает бережное отношение к культурным ценностям, способствует адекватному восприятию предметов искусства. В музее формирование компетенций осуществляется через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта в процессе общения с памятниками культуры — музейных предметов и музейной среды, образного языка экспозиции и произведений искусства, обращения к культурным эталонам. Ежегодно учащиеся выступают с концертами в Национальном художественном музее Республике Беларусь, его филиале — Доме-музее Ваньковичей, художественной галерее «Университет культуры».
Современный православный храм, насыщенный христианской и национальной духовной символикой, представляет собой синтез искусств — архитектуры, поэзии, живописи, музыки. Сакральное искусство православного храма несет в себе, помимо духовного, еще и ряд социокультурных значений, таких как: мировоззренчески-ценностное, образовательно-просветительское, музейное, мемориальное, эстетическое. Поскольку тематика фестиваля насыщена православной культурой, учащиеся имеют возможность познакомиться и с духовной поэзией в исполнении авторов, и с духовной музыкой в исполнении клиросных и светских хоров, и с иконописным творчеством через лекции художников-иконописцев.
Специфику библиотечного пространства определяет библиотечно-информационная деятельность, ее культурные смыслы. В дни фестиваля для учащихся городские библиотеки становились центром творческого развития, площадкой, предоставляющей условия для общения между людьми различных поколений. Мы принимали участие в открытии художественных и фотовыставок, играли на вечерах духовной музыки и поэзии. Камерность обстановки, позволяющая создать эмоционально-позитивную творческую атмосферу, использование культурно-информационного фонда библиотеки как хранителя памяти, традиций, встречи с писателями, поэтами — все эти условия способствовали накоплению у учащихся собственного опыта вхождения в культурный социум общества, развивали эстетический вкус.
Выступления учащихся на факультетах вузовстановились для них своеобразными экскурсиями в возможную будущую профессию, предоставляли возможность окунуться в атмосферу студенческой жизни, «примерить» на себя роль студента. Концерты в высших учебных заведениях способствовали расширению кругозора, социальной адаптации, развитию коммуникативных навыков учащихся.
Одним из важных условий эффективности является насыщение воспитательной среды носителями духовно — нравственной культуры, которые создают поле «культурного напряжения», в котором учащийся ощущает живую связь поколений, познает себя через другого человека, расширяет сферу реального общения. Русский философ XX века Павел Флоренский утверждал, что «культура есть среда, растящая и питающая личность». Идентификация с образами личностей, персонифицирующих духовно-нравственные ценности, является ключевым условием саморазвития. На протяжении фестивальных дней учащиеся имели возможность творческого общения с такими личностями — настоятелем Прихода храма праведной Софии Слуцкой в г. Минске отцом Анатолием Мазолевским, поэтами, членами Союза писателей Беларуси Еленой Михаленко, Елизаветой Полеес, Ольгой Шпакевич, фотографом Константином Мельником, художниками — иконописцами Виктором Довнаром, Василием Бируком, актрисой театра и кино Еленой Шабат, дизайнером Людмилой Баировой, коллекционерами В. Колесинским, И. Судником и другими деятелями искусства.
Следовательно, в процессе освоения учащимися культурного пространства происходит формирование духовно — нравственных идеалов и ценностей с опорой на традиции православной культуры, постепенное накопление опыта общения с культурными ценностями. Показатели развития общекультурных компетенций учащихся представлены в таблице 1.
Таблица 1
Признаки общекультурных компетенций у учащихся
Когнитивный компонент |
Ценностно-ориентационный компонент |
Коммуникативно-деятельностный компонент |
Показатели развития — Владение теоретическими знаниями в области культуры; — Способность оценить объект с точки зрения культуры; — Осознание своей идентичности современной культуре; — Осознание себя как продолжателя и хранителя культурных традиций своей страны. |
Показатели развития —Проявление интереса к социокультурным учреждениям; —Разнообразие, регулярность их посещения; —Способность эмоционально воспринимать и ценностно присваивать культурное наследие; —Способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию, удовольствию от общения с культурными ценностями; —Способность эмоционально оценивать произведения искусства, выражая к ним свое отношение; —Культура поведения за музыкальным инструментом; —Способность доносить до слушателя музыкальный образ; —Способность управлять собственными эмоциональными состояниями в условиях творческой деятельности. |
Показатели развития —Владение навыками общения с культурными ценностями: умение вести себя в социокультурном учреждении, культура поведения и выражения эмоций; —Способность сохранять устойчивое внимание при осмотре экспозиции, во время выступлений других участников фестиваля; —Способность воспринимать предоставляемую информацию; —Способность использовать информацию для самообразования, самопознания, творческой деятельности; —Способность делиться этой информацией с родителями, друзьями; —Способность к творческому общению с другими участниками ансамбля, оркестра, хора. |
Таким образом, формирование общекультурных компетенции в социокультурной среде города посредством концертной деятельности учащихся обеспечивает не только функцию социально-культурного просвещения, но и вовлекает учащихся в культурную деятельность, которая способствует обогащению знаний о культуре, трансформацию этих знаний в нравственно-эстетические убеждения, нормы и принципы жизни, в умения и навыки творческой деятельности как важного фактора развития. Постепенно ключевые образовательные компетенции становятся средствами развития личных качеств и личных смыслов учащихся.
Литература:
- Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года.URL: https://edu.gov.by/kontseptsiya-do-2030-goda/ (дата обращения: 04.07.2022).
- Хуторской, А. В. Модель компетентностного образования / А. В. Хуторской // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-kompetentnostnogo-obrazovaniya/((((дата обращения: 19.05.2022).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://pravobraz.ru/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-29–05–2015-n-996-r-ob-utverzhdenii-strategii-razvitiya-vospitaniya-v-rossijskoj-federacii-na-period-do-2025-goda/ (дата обращения: 04.07.2022).
- Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020–2025 годы. URL: https://adu.by/images/2021/02/pr-sotrud-MO-RB-Bel-pravosl-tserkov-2020–2025.docx/ (дата обращения: 10.05.2022).