Воспитание духовно-нравственного потенциала учащихся с ОВЗ на дистанционных уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 30.06.2022

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Стасьева, А. Л. Воспитание духовно-нравственного потенциала учащихся с ОВЗ на дистанционных уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») / А. Л. Стасьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 251-252. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93647/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья содержит краткий перечень документов, определяющих содержание духовно-нравственного воспитания современной молодежи, и раскрывает практические механизмы достижения основных воспитательных задач на примере деятельности одного из центров дистанционного образования, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова : православная культура, духовно-нравственное воспитание, дистанционное образование.

Нарастающее ужесточение жизни вносит свои коррективы и побуждает нас задуматься о будущем России, о ее молодежи. Во все времена придавалось особое значение духовному и высоконравственному воспитанию молодого поколения.

За тысячу лет существования христианства на Руси Православная церковь накопила бесценные, духовные и культурные сокровища. В этой культуре выросли знаменитые князья, воины, полководцы, писатели, такие как Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Федор Михайлович Достоевский, Александр Сергеевич Пушкин, Федор Ушаков и Александр Суворов.

Религия — это история человечества, огромный духовный пласт без которого общество не сможет воспитать истинных патриотов. Чем больше школьники знают о своих предках, национальных героях, христианских святых, духовной культуре, тем сильнее они причисляют себя к своему народу, своим корням.

Убрать традиции, ценности православной культуры из государственного фундамента и страна исчезнет, рассыплется как карточный домик. Учащиеся должны знать историю своего Отечества с точки зрения ее культуры и религиозных традиций. Архитектура, литература, живопись, народное творчество, христианские праздники и традиции воспитали в народе нравственные качества доброжелательности, миротворчества. Православная вера — это не культ неполноценности, она дает человеку разум, мужество, духовную силу.

Приоритетной областью в системе образования Белгородского региона стала воспитательная работа, а ведущими ее направлениями — духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование представлений и устремлений личности, основанных на вековых ценностях православной культуры, на национальных идеалах и патриотизме. Нормативно-законодательной базой преподавания в регионе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является — статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

В «Центре дистанционного образования детей инвалидов» структурного подразделения ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат», на малом педсовете коллектива педагогических работников был сформирован план работы по духовно-нравственному развитию в системе урочной и внеурочной деятельности учащихся. Началом большой работы стало оформление раздела по внеурочной деятельности, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, на сайте центра, размещены материалы проведенных мероприятий, встреч, а также достижения и работы учащихся. Однако главный результат — в сердцах и душах детей, для которых курс «Основы православной культуры» стал началом духовной жизни.

Могут ли школьные предметы ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» и предметная область ОДНКНР «Основы духовно-нравственной культуры народов России» помочь ребенку прикоснуться к истокам, духовным основаниям культуры нашего народа и как донести до учащихся представления об их национальной культуре, о вере их предков. Красивые христианские традиции дают повод прикоснуться к чему-то великому и прекрасному, каждый христианский праздник имеет истинное значение. Задача церкви и государства способствовать, укреплять нравственные основы подрастающего поколения. «Образование само по себе есть дело формальное», — писал выдающийся философ ХХ века И. А. Ильин. — Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и главное, беспринципным, придавая ему самомнения и изворотливости. Полуобразование уводит от духа и от Бога. Беспринципность ведет на службу к дьяволу». [1, с.196].

Основные ключевые направления курса преподаются в культурологическом, общеобразовательном, воспитательном ракурсе. Методика преподавания «Основ православной культуры» сводится к живому примеру. Просто сказать, что «добро» — это хорошо, а зло — это «плохо», результатов не принесет. Дети должны понять, как именно они должны быть красивыми изнутри, какие качества, поступки, добрые дела могут украсить их душу. У современных детей достаточно рано возникают соблазны, взять чужую конфету, присвоить игрушку. Если родители и педагоги не будут разбирать проступки, не объяснять последствия, все это выльется в будущем в далеко небезобидные вещи.

Учитель — это духовный вождь, его миссия — развить желание и тягу к истокам, культуре своего народа. Педагог — ключевой участник образовательного процесса. Творческий подход учителя к своему делу посеет семена, которые взойдя, принесут духовные плоды. Виртуальные экскурсии в храмы, монастыри, музеи, викторины, инновации обогащают урок, вызывают живой интерес. Дети должны знать кто такой Бог, что такое молитва, храм и его внутреннее устройство, почему важно соблюдать заповеди. Знакомство с моральными, духовными и семейными ценностями, нравственным образом поведения человека на войне в труде позволят ребятам выбрать правильный жизненный путь. Прикосновение к духовным основаниям культуры, воспитывает и нравственные качества, помогает оставаться человеком даже в самых сложных жизненных ситуациях. Жизнь — это бумеранг, школьники с ранних лет должны научиться уважительному отношению к сопернику, в любой ситуации всегда оставаться людьми. Русскому характеру всегда было присуще качество, не, сколько физической силе, но духовной.

Расти здоровым и сильным сегодня удается далеко не всем детям, по статистике резко помолодела наркомания, дети не расстаются с компьютерными играми, забрасывают учебу. Родители сегодня много внимания уделяют здоровью своих детей, но рядом с вирусами телесных болезней кружат, гораздо, более опасные духовные вирусы, к которым у детей совсем нет иммунитета. Это вирусы безответственности, самооправдания, вседозволенности, лени, уныния. Там где вирусы не встречают сопротивления, воцаряется пошлость.

Изучение предмета ОРКСЭ модуля «Основы православной культуры» и ОДНКНР «Основы духовно-нравственной культуры народов России» позволяет широко осуществлять межпредметные связи. Для раскрытия темы урока часто прибегаем к данным из истории, литературы, музыки. Все это «содружество» смежных дисциплин помогает и способствует воспитанию целеустремленной личности, наделенной нравственными качествами, чувством долга и ответственности за свои поступки, сформировать сознание гражданственности и любви к Родине. Главная цель — научить мыслить, вникать, размышлять, вызвать неподдельный интерес к предмету, поднять самооценку. Надо признать, что подавляющее большинство учащихся с ОВЗ «Центра дистанционного образования детей-инвалидов» прошли путем тяжелых испытаний, имеют заниженную оценку своих возможностей, поэтому учителю необходимо сформировать чувство победы для ученика так утонченно, чтобы он не сомневался, что это именно его успех.

В своей педагогической практике наблюдаю, что у многих детей с ОВЗ возникают проблемы в общении, трудно ребятам высказывать своё мнение, свою точку зрения. Учащегося нелегко мотивировать, приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка. Одной из важных технологий, применяемых на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР, является, технология критического мышления. Данная технология с ее схематичностью и наглядностью приемов, графической организацией материала позволяет разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь образовательных результатов, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

Предмет «Основы духовно нравственной культуры народов России» и ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» учебные дисциплины не только для учащихся, исповедующих православие, но для всех, кто хочет глубже понять отечественную историю, литературу, искусство, применять полученные знания в собственной жизни.

Литература:

  1. Стрижев А., Фомин С., Опыты православной педагогики, М., Литературная учеба, 1993.-196 с.
Основные термины (генерируются автоматически): православная культура, ребенок, дистанционное образование, духовная, духовно-нравственное воспитание, духовное основание культуры, Российская Федерация.


Похожие статьи

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

В данной статье представлены материалы опыта работы учителей начальной ГБОУ № 558 по нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами курса «Основы светской этики».

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Необходимость введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельной дисциплины в образовательном учреждении

В процессе написания настоящей статьи были изучены и проанализированы такие пункты и моменты как: степень изученности основ безопасности жизнедеятельности среди предметов российской системы образования; обоснование необходимости и пути введения в уче...

К проблеме диагностики знаний старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма

В статье актуализируется значимость обогащения знаний старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма; представлены задачи поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в Крыму через призму анализа современных программ и методичес...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...

Актуальные вопросы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей через призму привития дошкольникам христианских основ в контексте национального проекта «Образование» (из опыта работы)

В статье авторы пытаются раскрыть основы духовно-нравственного воспитания личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную орга...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Совместная деятельность государственных, общественных организаций и командования войсковых частей в физической подготовке молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации

В статье представлен сравнительный анализ опыта внедрения последнего Всесоюзного комплекса ГТО и современного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, описана роль комплекса ГТО в подготовке допризывной молодежи к службе в армии и его в...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий

В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...

Похожие статьи

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

В данной статье представлены материалы опыта работы учителей начальной ГБОУ № 558 по нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами курса «Основы светской этики».

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Необходимость введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельной дисциплины в образовательном учреждении

В процессе написания настоящей статьи были изучены и проанализированы такие пункты и моменты как: степень изученности основ безопасности жизнедеятельности среди предметов российской системы образования; обоснование необходимости и пути введения в уче...

К проблеме диагностики знаний старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма

В статье актуализируется значимость обогащения знаний старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма; представлены задачи поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в Крыму через призму анализа современных программ и методичес...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...

Актуальные вопросы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей через призму привития дошкольникам христианских основ в контексте национального проекта «Образование» (из опыта работы)

В статье авторы пытаются раскрыть основы духовно-нравственного воспитания личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную орга...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Совместная деятельность государственных, общественных организаций и командования войсковых частей в физической подготовке молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации

В статье представлен сравнительный анализ опыта внедрения последнего Всесоюзного комплекса ГТО и современного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, описана роль комплекса ГТО в подготовке допризывной молодежи к службе в армии и его в...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий

В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...

Задать вопрос