Модель «От образовательного стандарта — к духовно-нравственной личности школьника» и ее практическое воплощение в МОБУ гимназия № 44 г. Сочи им. В. А. Сухомлинского
Авторы: Чекулаева Юлия Александровна, Кудина Ольга Николаевна
Рубрика: Система образования
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 20.09.2020
Статья просмотрена: 66 раз
Библиографическое описание:
Чекулаева, Ю. А. Модель «От образовательного стандарта — к духовно-нравственной личности школьника» и ее практическое воплощение в МОБУ гимназия № 44 г. Сочи им. В. А. Сухомлинского / Ю. А. Чекулаева, О. Н. Кудина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5528/ (дата обращения: 08.11.2024).
Одной из особенностей государственных стандартов нового поколения является особое внимание к становлению личностных характеристик выпускника. В отечественной педагогике, укорененной в православной культуре и основанной на христианской антропологии, «личность это образ Божий в человеке, проявляющийся в совокупности врожденных и приобретенных свойств» [3, С.91]. Такие свойства личности принято называть качествами человека, среди которых со знаком «плюс» мы традиционно называем «общечеловеческие»: доброта, ответственность, сострадание, честность, милосердие, трудолюбие, любовь к Отечеству, уважение к старшим. Все они являются проявлениями высшей духовно-нравственной ценности — любви. Именно она, по словам апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…» (1 Кор., 13:4).
Содержание, формы и методы педагогической деятельности во многом определяются нашим пониманием сущности образования. Российская педагогика определяет «образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2). Вместе с тем этимологический анализ понятия «образование» позволяет говорить о первосмысле «ОБРАЗования» человека. Разбор слова по составу определяет корень «образ». Это понятие относится и к числу религиозных: «образ — облик, лик, подобие» [5, С. 573]; «икона» [6, С. 588]. С этих позиций образование понимается как процесс восхождения человека к Образу, уподобление Творцу. «Бог есть Любовь» (1 Ин, 4:16), которая «долготерпит…» (1 Кор., 13:4) и является источником названных уже духовно-нравственных качеств человека.
Не менее важным для нас в организации образовательной деятельности является признание факта — у человека есть душа. Именно она и представляется предметом духовно-нравственного воспитания. В своей монографии проф. В. М. Меньшиков заключает «У человека есть та сфера (и эта сфера душа), которая требует своего специального — духовно-нравственного — формирования, развития. А значит, мы можем с полным правом утверждать, что духовно-нравственное воспитание, подобно другим видам воспитания, имеет свой предмет» [1, с.14].
Вместе с тем, в современном образовании многообразны смыслы духовно-нравственного воспитания и, как следствие, его содержание, формы и методы. В нашей работе мы придерживаемся традиционного для отечественной педагогики понимания, раскрытого в трудах современных ученых Т. И. Петраковой, И. В. Метлика, Т. В. Скляровой, Л. П. Гладкизх и др. Т. И. Петракова рассматривает духовно-нравственное воспитание в форме процесса организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности ребенка, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Объектом духовно-нравственного воспитания исследователь называет сердце человека, его цель — научение сердца любви [4. с. 10]. И. В. Метлик заключает: «духовно-нравственное воспитание может быть определено как деятельность, направленная на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, культуры и образа жизни» [2. с. 49].
Таким образом, христианская антропология и православная педагогика во всей полноте и глубине раскрывают смыслы и грани духовно-нравственного воспитания и являются для нас основополагающими.
Девизом Гимназии № 44 со дня ее основания являются слова «Истина. Добро. Красота». Поэтому построение образовательного процесса на основе духовно-нравственных ценностей для нас является важным и в настоящее время, и было таковым всегда. Система работы в гимназии приоритетно ориентирована на формирование выпускника, «любящего свой край и свое Отечество; уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа; активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда; соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающего других людей».
Безусловно, организация работы невозможна без поиска теоретических основ, соответствующих требованиям стандартов, укорененных в общественной педагогической традиции. Созвучной нашему девизу является педагогическая теория В. А. Сухомлинского, чье имя с 17 апреля 2020 годя начертано в названии нашей гимназии. Василий Александрович отмечал: «Особая сфера воспитательной работы — ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед — пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…». Святыни являются частью традиционной духовной культуры, которая понимается как совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Поэтому в построении образовательного процесса необходимо создание условий для возникновения таких отношений и формирования духовных навыков, в том числе чуткости ко всему Святому, воли к совершенству, радости любви и вкуса к доброте. Именно это является стержнем православной педагогики, обращение к которой в настоящее время наполняет и углубляет содержание образовательных моделей, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому духовно-нравственное воспитание детей, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы нашей гимназии.
Духовно-нравственные ценности имеют многогранное включение в образовательный процесс гимназии и транслируются во всех направлениях и компонентах деятельности гимназии, взаимосвязь между которыми представлена графической схемой на рисунке 1.
Рис. 1. Модель «От образовательного стандарта — к духовно-нравственной личности школьника»
В предлагаемой модели представлены традиционные компоненты, реализуемые в каждой образовательной организации. Но вместе с тем, в МОБУ гимназии № 44 г. Сочи им. В. А. Сухомлинского их содержание, транслируемое в формах работы, имеет свои особенности.
С 2016 года учебно-воспитательная работа в гимназии обогатилась новым содержанием: в учебный план был включен предмет «Основы православной культуры». Он стал продолжением одноименного модуля предмета «Основы религиозных культур и светской этики» как компонент предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основанный на духовно-нравственных ценностях своим содержанием он транслируется в традиционные учебные предметы: история, обществознание, литература, естественные науки. Учителя ОПК на своих уроках обращаются к литературным текстам, историческим событиям, взглядам и мировоззренческим позициям великих ученых-естествоиспытателей, представлениям о человеке в религиозной и безрелигиозной концепции сотворения мира. В свою очередь, учителя-предметники получают дополнительный культурологический материал для раскрытия содержания предмета, углубленного его изучения, возможность приобщения к темам дополнительного материала. Таким образом, создаются условия для целостного восприятия учениками основной и старшей школы научной и культурологической картины мира. В такой работе приобретает значимость методическое сотрудничество учителей ОПК и педагогов-предметников, которое реализуется в системе школьных методических семинаров.
Воспитательная работа многогранна, но ее основой является духовно-нравственное воспитание. «Духовное начало и есть собственно человеческое начало, то оно должно формироваться прежде всего. И именно поэтому духовно-нравственное воспитание должно быть основой всех других видов воспитания …, но в решении задач духовно-нравственного воспитания они участвуют уже компенсаторно» [1, с.20] — обращает внимание В. М. Меньшиков. Традиционные формы в этом направлении в гимназии с 2018 года дополнены еженедельными уроками мужества (классный час включен в расписание учебных занятий в единый день и время). С 2019 года МОБУ гимназия № 44 г. Сочи им. В. А. Сухомлинского является площадкой апробирования новой формы воспитательной работы под названием «Час духовности». Ежемесячные занятия были нацелены на создание условий для размышления учеников о взаимоотношениях в семье, с ровесниками, о долге и ответственности, о честности и мужестве. Отличительной особенностью этой формы работы стали своего рода «мини-открытия» учителей в вопросах духовно-нравственных традиций как основы русской, российской культуры.
Одной из инновационных форм духовно-нравственного воспитания предлагается «Литературно-православная гостиная». Литературно-православная гостиная — это встреча-дискуссия, встреча-размышление, встреча-диалог на предложенную тему, сценарий которой выстраивается с использованием литературных произведений, высказываний известных людей, текстов Священного писания, простых, но одновременно сложных вопросов… Встречи в Литературно-православной гостиной способны объединить детей и взрослых, начальствующих и подчиненных, священнослужителей и мирян, педагогов и родителей. Как показала практика проведения гостиных, удивительно теплая атмосфера таких встреч располагает к разговору на равных, исполняя библейские слова о равенстве пред Господом. На таких встречах можно высказать свое мнение, а можно просто прислушаться к словам других и к голосу своей души, есть возможность услышать мысли Святых Отцов и учителей Церкви, высказывания великих о человеке, увидеть неповторимые картины Божиего мира, сотворенного для человека. Темы можно избрать самые разные — исторические, культурологические, нравственные. Но на каждой встрече главным остается разговор о человеке и его внутреннем мире. Встреча-со-бытие, встреча-раздумье, встреча-переживание, встреча-соучастие, встреча-открытие — разные, но в то же время единые в своем предназначении — увидеть себя в себе, прикоснуться к вечности, а возможно и открыть для себя путь к Небесной стороне.
Город Сочи отличается многонациональным составом, поэтому формирование чувства уважения к традициям и культуре разных народов востребовано в системе воспитательной работы и отвечает задачам духовно-нравственного воспитания. С 2018 года в МОБУ гимназии № 44 им. В. А. Сухомлинского проводится фестиваль «Дружба народов». Знакомство с историей, культурой народов России создает предпосылки для понимания уникальности каждого народа, каждого человека для осмысления необходимости сохранения народных традиций как основы будущего.
Немаловажным компонентом системы работы МОБУ гимназии № 44 им. В. А. Сухомлинского является включение родителей в учебно-воспитательный процесс, активность которых как участников образовательных отношений определяет и активность их детей. Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье, и школа не заменяет, а обогащает этот процесс. Одной из форм сотрудничества с родителями является проведение тематических родительских собраний, посвященных вопросам традиций семейного воспитания в отечественной культуре, роли родителей в транслировании моделей и образцов поведения для своего ребенка, актуальности объединения усилий семьи и школы и единства воспитательных подходов.
В развитии взаимодействия с родителями планируется проведение встреч в «Родительском клубе» для обсуждения в форме родительского лектория предлагаемых родителями тем в плоскости православной педагогической традиции.
В системе воспитательной работы семейные праздники, творческие семейные домашние задания, внеурочные школьные мероприятия приурочиваются к главным православным и государственным праздникам: праздник Казанской иконы Богородицы — День народного единства (4 ноября), День памяти святых Петра и Февронии — День любви, семьи и верности (8 июля), Рождество Христово (7 января), Светлое Христово Воскресение, праздник архистратига Божия Михаила — небесного покровителя г. Сочи (21 ноября), день матери (последнее воскресенье ноября) и др.
Представленная модель является открытой. Ее обогащение новыми формами и методами организации образовательного процесса на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры будет способствовать эффективному движению к портрету выпускника школы, определяемому государственными образовательными стандартами. В каждой школе, в муниципалитете, «в стране складывается целостная система духовно-нравственного воспитания, то важно не прервать ее развитие, потому что … её сохранение и развитие будет в конце концов равносильно развитию страны» [1, с. 379].
Литература:
- Меньшиков, В. М. Православная культура и проблема российского воспитания и образования [Текст] / В. М. Меньшиков. — Курск, 2016. — 432 с.
- Метлик, И. В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики российской школы [Текст] / И. В. Метлик. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. — 264с.
- Мороз, А. Основы православной психологии [Текст] / А.Мороз. — М., 2015. — 536 с.
- Петракова, Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Текст]: автореф. дис. док.пед. наук. — Москва, 1999. — 39с.
- Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. — М.: Альта-Принт, 2007. — 1239 с.
- Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка. В 2 т. Т. 1. [Текст] / П. Я. Черных. — М.: Рус. яз., 1994. — 623 с.