Модель «От образовательного стандарта — к духовно-нравственной личности школьника» и ее практическое воплощение в МОБУ гимназия № 44 г. Сочи им. В. А. Сухомлинского | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 20.09.2020

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Чекулаева, Ю. А. Модель «От образовательного стандарта — к духовно-нравственной личности школьника» и ее практическое воплощение в МОБУ гимназия № 44 г. Сочи им. В. А. Сухомлинского / Ю. А. Чекулаева, О. Н. Кудина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5528/ (дата обращения: 25.11.2024).



Одной из особенностей государственных стандартов нового поколения является особое внимание к становлению личностных характеристик выпускника. В отечественной педагогике, укорененной в православной культуре и основанной на христианской антропологии, «личность это образ Божий в человеке, проявляющийся в совокупности врожденных и приобретенных свойств» [3, С.91]. Такие свойства личности принято называть качествами человека, среди которых со знаком «плюс» мы традиционно называем «общечеловеческие»: доброта, ответственность, сострадание, честность, милосердие, трудолюбие, любовь к Отечеству, уважение к старшим. Все они являются проявлениями высшей духовно-нравственной ценности — любви. Именно она, по словам апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…» (1 Кор., 13:4).

Содержание, формы и методы педагогической деятельности во многом определяются нашим пониманием сущности образования. Российская педагогика определяет «образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2). Вместе с тем этимологический анализ понятия «образование» позволяет говорить о первосмысле «ОБРАЗования» человека. Разбор слова по составу определяет корень «образ». Это понятие относится и к числу религиозных: «образ — облик, лик, подобие» [5, С. 573]; «икона» [6, С. 588]. С этих позиций образование понимается как процесс восхождения человека к Образу, уподобление Творцу. «Бог есть Любовь» (1 Ин, 4:16), которая «долготерпит…» (1 Кор., 13:4) и является источником названных уже духовно-нравственных качеств человека.

Не менее важным для нас в организации образовательной деятельности является признание факта — у человека есть душа. Именно она и представляется предметом духовно-нравственного воспитания. В своей монографии проф. В. М. Меньшиков заключает «У человека есть та сфера (и эта сфера душа), которая требует своего специального — духовно-нравственного — формирования, развития. А значит, мы можем с полным правом утверждать, что духовно-нравственное воспитание, подобно другим видам воспитания, имеет свой предмет» [1, с.14].

Вместе с тем, в современном образовании многообразны смыслы духовно-нравственного воспитания и, как следствие, его содержание, формы и методы. В нашей работе мы придерживаемся традиционного для отечественной педагогики понимания, раскрытого в трудах современных ученых Т. И. Петраковой, И. В. Метлика, Т. В. Скляровой, Л. П. Гладкизх и др. Т. И. Петракова рассматривает духовно-нравственное воспитание в форме процесса организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности ребенка, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Объектом духовно-нравственного воспитания исследователь называет сердце человека, его цель — научение сердца любви [4. с. 10]. И. В. Метлик заключает: «духовно-нравственное воспитание может быть определено как деятельность, направленная на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, культуры и образа жизни» [2. с. 49].

Таким образом, христианская антропология и православная педагогика во всей полноте и глубине раскрывают смыслы и грани духовно-нравственного воспитания и являются для нас основополагающими.

Девизом Гимназии № 44 со дня ее основания являются слова «Истина. Добро. Красота». Поэтому построение образовательного процесса на основе духовно-нравственных ценностей для нас является важным и в настоящее время, и было таковым всегда. Система работы в гимназии приоритетно ориентирована на формирование выпускника, «любящего свой край и свое Отечество; уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа; активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда; соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающего других людей».

Безусловно, организация работы невозможна без поиска теоретических основ, соответствующих требованиям стандартов, укорененных в общественной педагогической традиции. Созвучной нашему девизу является педагогическая теория В. А. Сухомлинского, чье имя с 17 апреля 2020 годя начертано в названии нашей гимназии. Василий Александрович отмечал: «Особая сфера воспитательной работы — ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед — пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…». Святыни являются частью традиционной духовной культуры, которая понимается как совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Поэтому в построении образовательного процесса необходимо создание условий для возникновения таких отношений и формирования духовных навыков, в том числе чуткости ко всему Святому, воли к совершенству, радости любви и вкуса к доброте. Именно это является стержнем православной педагогики, обращение к которой в настоящее время наполняет и углубляет содержание образовательных моделей, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому духовно-нравственное воспитание детей, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы нашей гимназии.

Духовно-нравственные ценности имеют многогранное включение в образовательный процесс гимназии и транслируются во всех направлениях и компонентах деятельности гимназии, взаимосвязь между которыми представлена графической схемой на рисунке 1.

Модель «От образовательного стандарта — к духовно-нравственной личности школьника»

Рис. 1. Модель «От образовательного стандарта — к духовно-нравственной личности школьника»

В предлагаемой модели представлены традиционные компоненты, реализуемые в каждой образовательной организации. Но вместе с тем, в МОБУ гимназии № 44 г. Сочи им. В. А. Сухомлинского их содержание, транслируемое в формах работы, имеет свои особенности.

С 2016 года учебно-воспитательная работа в гимназии обогатилась новым содержанием: в учебный план был включен предмет «Основы православной культуры». Он стал продолжением одноименного модуля предмета «Основы религиозных культур и светской этики» как компонент предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основанный на духовно-нравственных ценностях своим содержанием он транслируется в традиционные учебные предметы: история, обществознание, литература, естественные науки. Учителя ОПК на своих уроках обращаются к литературным текстам, историческим событиям, взглядам и мировоззренческим позициям великих ученых-естествоиспытателей, представлениям о человеке в религиозной и безрелигиозной концепции сотворения мира. В свою очередь, учителя-предметники получают дополнительный культурологический материал для раскрытия содержания предмета, углубленного его изучения, возможность приобщения к темам дополнительного материала. Таким образом, создаются условия для целостного восприятия учениками основной и старшей школы научной и культурологической картины мира. В такой работе приобретает значимость методическое сотрудничество учителей ОПК и педагогов-предметников, которое реализуется в системе школьных методических семинаров.

Воспитательная работа многогранна, но ее основой является духовно-нравственное воспитание. «Духовное начало и есть собственно человеческое начало, то оно должно формироваться прежде всего. И именно поэтому духовно-нравственное воспитание должно быть основой всех других видов воспитания …, но в решении задач духовно-нравственного воспитания они участвуют уже компенсаторно» [1, с.20] — обращает внимание В. М. Меньшиков. Традиционные формы в этом направлении в гимназии с 2018 года дополнены еженедельными уроками мужества (классный час включен в расписание учебных занятий в единый день и время). С 2019 года МОБУ гимназия № 44 г. Сочи им. В. А. Сухомлинского является площадкой апробирования новой формы воспитательной работы под названием «Час духовности». Ежемесячные занятия были нацелены на создание условий для размышления учеников о взаимоотношениях в семье, с ровесниками, о долге и ответственности, о честности и мужестве. Отличительной особенностью этой формы работы стали своего рода «мини-открытия» учителей в вопросах духовно-нравственных традиций как основы русской, российской культуры.

Одной из инновационных форм духовно-нравственного воспитания предлагается «Литературно-православная гостиная». Литературно-православная гостиная — это встреча-дискуссия, встреча-размышление, встреча-диалог на предложенную тему, сценарий которой выстраивается с использованием литературных произведений, высказываний известных людей, текстов Священного писания, простых, но одновременно сложных вопросов… Встречи в Литературно-православной гостиной способны объединить детей и взрослых, начальствующих и подчиненных, священнослужителей и мирян, педагогов и родителей. Как показала практика проведения гостиных, удивительно теплая атмосфера таких встреч располагает к разговору на равных, исполняя библейские слова о равенстве пред Господом. На таких встречах можно высказать свое мнение, а можно просто прислушаться к словам других и к голосу своей души, есть возможность услышать мысли Святых Отцов и учителей Церкви, высказывания великих о человеке, увидеть неповторимые картины Божиего мира, сотворенного для человека. Темы можно избрать самые разные — исторические, культурологические, нравственные. Но на каждой встрече главным остается разговор о человеке и его внутреннем мире. Встреча-со-бытие, встреча-раздумье, встреча-переживание, встреча-соучастие, встреча-открытие — разные, но в то же время единые в своем предназначении — увидеть себя в себе, прикоснуться к вечности, а возможно и открыть для себя путь к Небесной стороне.

Город Сочи отличается многонациональным составом, поэтому формирование чувства уважения к традициям и культуре разных народов востребовано в системе воспитательной работы и отвечает задачам духовно-нравственного воспитания. С 2018 года в МОБУ гимназии № 44 им. В. А. Сухомлинского проводится фестиваль «Дружба народов». Знакомство с историей, культурой народов России создает предпосылки для понимания уникальности каждого народа, каждого человека для осмысления необходимости сохранения народных традиций как основы будущего.

Немаловажным компонентом системы работы МОБУ гимназии № 44 им. В. А. Сухомлинского является включение родителей в учебно-воспитательный процесс, активность которых как участников образовательных отношений определяет и активность их детей. Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье, и школа не заменяет, а обогащает этот процесс. Одной из форм сотрудничества с родителями является проведение тематических родительских собраний, посвященных вопросам традиций семейного воспитания в отечественной культуре, роли родителей в транслировании моделей и образцов поведения для своего ребенка, актуальности объединения усилий семьи и школы и единства воспитательных подходов.

В развитии взаимодействия с родителями планируется проведение встреч в «Родительском клубе» для обсуждения в форме родительского лектория предлагаемых родителями тем в плоскости православной педагогической традиции.

В системе воспитательной работы семейные праздники, творческие семейные домашние задания, внеурочные школьные мероприятия приурочиваются к главным православным и государственным праздникам: праздник Казанской иконы Богородицы — День народного единства (4 ноября), День памяти святых Петра и Февронии — День любви, семьи и верности (8 июля), Рождество Христово (7 января), Светлое Христово Воскресение, праздник архистратига Божия Михаила — небесного покровителя г. Сочи (21 ноября), день матери (последнее воскресенье ноября) и др.

Представленная модель является открытой. Ее обогащение новыми формами и методами организации образовательного процесса на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры будет способствовать эффективному движению к портрету выпускника школы, определяемому государственными образовательными стандартами. В каждой школе, в муниципалитете, «в стране складывается целостная система духовно-нравственного воспитания, то важно не прервать ее развитие, потому что … её сохранение и развитие будет в конце концов равносильно развитию страны» [1, с. 379].

Литература:

  1. Меньшиков, В. М. Православная культура и проблема российского воспитания и образования [Текст] / В. М. Меньшиков. — Курск, 2016. — 432 с.
  2. Метлик, И. В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики российской школы [Текст] / И. В. Метлик. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. — 264с.
  3. Мороз, А. Основы православной психологии [Текст] / А.Мороз. — М., 2015. — 536 с.
  4. Петракова, Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Текст]: автореф. дис. док.пед. наук. — Москва, 1999. — 39с.
  5. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. — М.: Альта-Принт, 2007. — 1239 с.
  6. Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка. В 2 т. Т. 1. [Текст] / П. Я. Черных. — М.: Рус. яз., 1994. — 623 с.

Похожие статьи

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: управление творческой самореализацией (на примере учащихся Центра развития творчества г. Губкина)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников социальной компетентности (из опыта социального проектирования детской организации «Новое поколение» г.Нерехты, Костромской области)

Отчетность, предоставляемая в информационно-аналитические системы и на официальном сайте образовательной организации с 2016 года от ГБОУ во «ЮУрГИИ им. И. И. Чайковского»: к обзору планирования методической деятельности

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Управленческий консалтинг в области информационных технологий: на примере деятельности ГБОУ ВО «ЮУРГИИ им. П. И. Чайковского» в 2015–2016 уч. году

Похожие статьи

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: управление творческой самореализацией (на примере учащихся Центра развития творчества г. Губкина)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников социальной компетентности (из опыта социального проектирования детской организации «Новое поколение» г.Нерехты, Костромской области)

Отчетность, предоставляемая в информационно-аналитические системы и на официальном сайте образовательной организации с 2016 года от ГБОУ во «ЮУрГИИ им. И. И. Чайковского»: к обзору планирования методической деятельности

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Управленческий консалтинг в области информационных технологий: на примере деятельности ГБОУ ВО «ЮУРГИИ им. П. И. Чайковского» в 2015–2016 уч. году

Задать вопрос