Духовно-нравственное воспитание средствами православной культуры с использованием дистанционных технологий: система урочной и внеурочной работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.02.2017

Статья просмотрена: 777 раз

Библиографическое описание:

Стасьева, А. Л. Духовно-нравственное воспитание средствами православной культуры с использованием дистанционных технологий: система урочной и внеурочной работы / А. Л. Стасьева, Н. А. Воробей. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 480-483. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39870/ (дата обращения: 16.12.2024).



Нарастающее ужесточение жизни вносит свои коррективы и побуждает нас задуматься о будущем России, о ее молодежи. Во все времена придавалось особое значение духовному и высоконравственному воспитанию молодого поколения. Отшумели тяжелые девяностые годы, самое время сосредоточиться на главном. И как результат принят Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступили в действие образовательные нормы второго поколения, где особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию учащихся. Помимо федерального перечня документов, есть и региональные акты, регламентирующие воспитательную деятельность. Опираясь на постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года № 431-пп «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013–2020 годы», приоритетной областью в системе образования региона стала воспитательная работа, а ведущими ее направлениями — духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование представлений и устремлений личности, основанных на вековых ценностях православной культуры, на национальных идеалах и патриотизме. Представляется возможным и необходимым реализовать данное направление посредством преподавания курса ОРКСЭ (Основы религиозной культуры и светской этики модуля «Основы православной культуры» и изучения предметной области ОДНКНР (Основы духовно-нравственной культуры народов России) в образовательных организациях области, в том числе и в Центре дистанционного образования детей-инвалидов (ЦДО) при «Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате», который функционирует в Белгородской области на протяжении семи лет.

На протяжении пятнадцати лет нормативно-законодательной базой преподавания данного курса в регионе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях учебного предмета «Православная культура» является Письмо Министерства образования РФ от 22 октября 2002 года № 14–52–876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». В соответствии с его требованиями в Центре дистанционного образования детей-инвалидов учебный предмет «Православная культура» преподается второй год, но уже видны первые результаты. На малом педсовете коллектива педагогических работников был сформирован план работы по духовно-нравственному развитию в системе урочной и внеурочной деятельности учащихся. Началом большой работы стало оформление раздела «Духовно-нравственное воспитание» на сайте центра, где размещены материалы проведенных мероприятий, встреч, а также достижения и работы учащихся. Однако главный результат — в сердцах и душах детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых данный курс стал началом духовной жизни. Наши ученики проживают на всей территории Белгородской области, поэтому для нас важна и индивидуальная работа на уроках, и творческая за их пределами, и те встречи, когда они все съезжаются в центр, и нас всех объединяет радость встречи друг с другом.

На протяжении тысячи лет каждое утро величественно поднималось над нашей державой «солнце истины» — православие, и от этого могучего светила гулко катился по всей Руси переливчатый колокольный звон, разом зажигались золотые маковки храмов и монастырей, освящавших ширь русской земли. Православие было тысячелетним фундаментом всей русской культуры. Архитектура и церковные песнопения, иконопись и колокольные звоны, светлый круг годовых праздников — все это развивалось вокруг храма, который считался прежде «священной осью» человечества. Любой памятник архитектуры так или иначе концентрирует в себе духовный опыт предыдущих поколений, сопричастность к родной истории, возжигает угасший дух, зовет к жертвенному подвигу, проявляет потускневшую память: генетическую, родовую, национальную. С опорой на историческую память нужно выстраивать, возрождать историю большой и малой Родины. Раскрыть потенциал детей и настроить их на поиск — главная цель учителя.

Чем гениальна наша Россия? Россия ‒ единственная страна в мире, где идеалы христианские, идеалы народные, идеалы культуры, идеалы образования всегда совпадали. Идеалом была святость. В народе было принято считать примером, образцом поведения то, что ведет к святости. Называли Русь святой, это, конечно, не означало, что все свято жили, но у народа была цель, идеал, и это объединяла весь народ. Главное назначение человека ‒ стремление к святости. Воспитание и образование есть передача традиции от одного поколения к другому. Традиция должна войти в педагога ему самому необходимо принять ее. Ведь педагог не профессия, а образ жизни. К. Д. Ушинский говорил, что для преподавания в школе преподавателю (нужно быть) всесторонне образованным христианином, имеющим призвание к педагогической деятельности. Русский учитель обязан владеть не только профессиональным мастерством педагога, но и обладать классическим наследием культуры и истории Руси, уметь передать учащимся духовные ценности православной культуры.

Без неподдельной сердечной теплоты педагога просто нет. Благодушествование, от которого станет тепло, улыбка на неадекватную реакцию, умение кротостью гасить огонь чужой раздражительности есть признак психического здоровья и подготовленности к творческому педагогическому труду. Активность, скромность, жизненная мудрость делают педагога магнитом, который притягивает человеческие души. Верность долгу, внутреннее самоопределение, жизнь по правде, чести дают право говорить ребенку что-то хорошее.

Часто вопросы, которые задают старшеклассники, могут звучать по-разному: доверчиво и насмешливо, иронично и враждебно. И здесь в помощь учителю нужны терпение и сердечная чуткость, чтобы возбужденное настроение учащегося перевести в серьезные размышления о сущностных проблемах бытия. Нарастающее ужесточение жизни вносит свои коррективы. У нынешнего подрастающего поколения не принято входить в мир с распахнутой душой, ведь на городских площадях и перекрестках давно уже красуются громадные рекламные щиты с оскаленной мордой зверя, прозрачно намекающие на то, что человек человеку волк. Постановку духовных вопросов нельзя начинать сразу, с нуля. Подходить к ним нужно последовательно, методом осторожного, постепенного вкрапления, подготавливая учащихся к более сложному разговору. Бывают случаи когда ученики отказываются выходить на прямой, откровенный разговор, молниеносно надев на себя защитно-игровую маску. Причин этому психологическому состоянию много. Здесь и трагический разрыв духовного опыта поколений, и недоверие к самому учителю, образ которого давно занижен в обществе, и нежелание обнажать глубокие раны своего внутреннего мира. В таких случаях учителю нужно быть очень внимательным и стараться чутко слушать ученика (а иногда слушать не то, что говорят, а как говорят), растопить эту железную маску все же удается. И какие же тогда детские, чистые, искренние лица вдруг открываются за нею! Нередко это неожиданное свертывание первоначальной игры становится откровением, открытием для самих ребят. В такие моменты учитель видит и чувствует пронесшуюся сияющую волну духовной свежести, получает радость от «соработничества». Минуты эти драгоценны, редки и, как все драгоценное, западают глубоко в душу. Чаще всего это долгая, узкая и крутая дорога, связанная со множеством больших и малых испытаний, одолеть которую можно только с Божьей помощью.

Юность для каждого человека — это проба своих крыльев, готовность к мощному духовному полету в будущее и в то же время пора мучительного выбора и размышлений о вопросах бытия, смысле жизни и назначении человека. Вместе с отрывом образования от христианской культуры люди забыли, что человек живет не для того, чтобы есть, развлекаться, но что он есть любимое детище Творца, призванное к вечной жизни и соработничеству Богу. «Образование само по себе есть дело формальное»,— писал выдающийся философ ХХ векаИ.А.Ильин.— Образование одной памяти иодного рассудка оставляет человека полуобразованным иглавное, беспринципным, придавая ему самомнения иизворотливости. Полуобразование уводит от духа иот Бога. Беспринципность ведет на службу кдьяволу». [1, с. 196]. Как современно звучат эти слова в то время, когда образованное человечество погибает от наркотиков, СПИДА, терроризма и прочих зол, изобретенных полуобразованным, бездуховным рассудком. «Знание надмевает, а любовь созидает» (Кор.8:1) — слышится из тысячелетней глубины православной культуры тихий, отеческий, предостерегающий голос великих учителей христианского мира. И дети отзываются на него, это проявляется и в ходе непосредственных уроков, и за их пределами.

Внеурочная работа в Центре дистанционного образования детей-инвалидов — это система заочных мероприятий, нацеленных на расширение и укрепление знаний, полученных на уроках православия: творческие конкурсы, олимпиады и викторины, где обучающиеся проявляют себя и делают первые самостоятельные шаги. Так, мы узнали, что в семьях наших учеников от старшего поколения передавались благочестивые православные традиции, об этом с любовью поведали учащиеся Центра, рассказывая о праздновании праздника Рождества Христова в своей семье. В рамках сетевого проекта «Рождественские каникулы» номинации «Праздник Рождества в моей семье» учениками была проделана работа по созданию презентаций к конкурсу. Свой труд дети посвятили добрым традициям встречи Рождества. Акперова Елизавета, ученица 9 класса, описала, как из года в год, всей семьей они посещают праздничные богослужения в храме, о найденных под рождественской елкой подарков от ангела, в своей работе девочка представила фотографии приготовления с мамой праздничных блюд к встрече Богомладенца Христа. Уроки любви и доброты, милосердия и сострадания получают дети в отчем доме, от своих близких. Как правило, учащиеся с энтузиазмом выполняют подобные творческие работы, успех которых зависит от важного обстоятельства: рассказ о членах и укладе в семье касается их сердец, это близко, знакомо, понятно. Лучшие работы отмечены дипломами I и II степеней, самые интересные отклики получили презентации Андриевской Милены, Мошкина Ильи, Щербины Ивана. Этот скромный труд послужит основой для созревания личности, закалкой, формированием твердого убеждения, что на Руси семья — это свято. Рисунки, присланные на конкурс с символами храмовой культуры, атрибутами Рождества, изображением Богомладенца в яслях, иллюстрируют желание и душевную склонность к выбору веры своими предками. Детские работы несут в себе тайну внутреннего мира человека и невидимую частичку души.

Свои творческие работы на предметный дистанционный конкурс «Православная культура — это наша история», проводимый в рамках предметной недели, с успехом представили Лупандин Геннадий, Пожидаева Мария, Сороколетов Игорь. В конкурсе приняли участие учащиеся 6–8 классов, лучшие работы получили призовые места. Главная задача на подобных мероприятиях — оживить чувство сопричастности к родной истории. С каждой новой темой урока и мероприятия учащиеся поднимаются на более высокую, новую ступень и получают радость от результата — получением диплома I степени на Всероссийских конкурсах «Россия — священная наша держава» и «Памятные даты и праздники России» были отмечены следующие учащиеся нашего центра: Бородина Анастасия, Воеводина Яна, Щербина Иван, Макаров Игорь. Педагог посредством православно-ориентированного учебного курса, цель которого направлена на возрождение духовно-нравственных основ общества, должен дать подрастающему поколению те эстетические и мировоззренческие ориентиры, которые укажут правильный путь как твердую, спасительную тропинку к своей душе, как счастливое возвращение на духовную (утерянную после революции несколькими поколениями) родину русской культуры и как высокую цель духовного совершенства человека, призванного к святости.

Как бы ярко ни рассказывал преподаватель о духовной культуре, какими бы интересными небыли внеурочные мероприятия в нашем центре, ничто не может заменить живого человеческого общения. Работая с подрастающим поколением, надо помнить: юности свойственна жадная тяга к общению. Для этого на школьных каникулах в стенах центра проводятся внеклассные мероприятия и праздники. На такие встречи с ближних и отдаленных районов области съезжаются учащиеся со своими родителями и родственниками. В общении дети ищут истину, обретают жизненный недостающий опыт, выверяют свои нравственные ориентиры. Такие мероприятия должны быть очень полезными и оставлять в памяти незабываемые впечатления. Педагоги центра дарят ребятам роскошь общения с умными, талантливыми, благородными людьми: поэтами, музыкантами, художниками, журналистами, представляющими патриотические издания. Помня о том, что изучение основ духовной культуры имеет серьезные задачи, дети обращаются к тем мастерам, в творчестве которых отражены лучшие традиции тысячелетней русской культуры: любовь к Родине, нравственная чистота, верность духовным православным ценностям. Общение с ярким, духовно зрелым талантом, наделенным сознанием гражданской ответственности за судьбу русской культуры, обогащает молодежь, указывает на традиционные системы ценностей. В 2016 учебном году в нашем центре проводилось мероприятие под названием «Моя малая Родина — Белгородчина». Дети продемонстрировали свои презентации, фотографии, рисунки на темы: «Рассказ о своем земляке», «Святыни моего края», «Природа моей земли», «Синие дали». Ученики показали Белгородчину с разных сторон — истории и географии, — показали святыни, природные и человеческие богатства в различных сферах. В качестве иллюстрации к теме звучали духовные стихи. Каждый ученик старался в красках рассказать о своей малой Родине и безграничной любви к ней. В общении за чаепитием дети вживую общались со своими учителями и сверстниками, чего им так не хватает.

Вот уже два года подряд на весенних сетевых мероприятиях учащиеся центра отдают дань памяти воинам-освободителям. С любовью и глубоким уважением дети вспоминают своих ветеранов и участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Традиционно к этой дате с чувством благодарности своим близким и всем защитникам Родины, ребята готовят стихи, презентации, подбирают иллюстрации, фотографии. Важно при этом передать подрастающему поколению чувство сопричастности к родной истории, ощутить гордость за свою Родину, возродить память духовного единства с историей и культурой родного края и Отечества. Результатом проделанной работы стало создание фильма «Живая Память», и этих детей уже нельзя назвать «Иванами, не помнящими родства». Работая над фильмом, ребята познакомились с картами и схемами военных сражений, определили места нахождения братских могил. Как оказалось, семья Логвинова Игоря, ученика 11 класса, свято хранит весточку от прадеда, не вернувшегося с войны, фронтовое письмо-треугольник, каждая строчка которого дышит любовью, нежностью и заботой о своей семье. Когда в аудитории читали это письмо, у слушающих подкатили слезы. У подвига нет срока давности, герои Великой Отечественной войны бессмертны, бессмертна память о них. В текущем году прошло мероприятие под названием «Рождественский хоровод», духовный смысл встречи состоял в том, чтобы вспомнить праздник Рождества Христова. На данном мероприятии была проведена интерактивная игра «Стихотворный хоровод», дети узнали историю о появлении обычая ставить в домах елку на праздник. Коллективно проводилась работа по изготовлению новогодней поделки «Зимняя красавица». Каждый ребенок из бумаги сделал свою ёлочку. В работе активно принимали участие родители. Вместе с детьми изготавливали поделки, читали стихи и пели песни. Каждый участник увез с собой частичку праздничного настроения.

Православие стало духовным самоопределением русского народа в мире, оно создало великую культуру и сформировало лучшие черты нашего национального характера. И теперь все эти сокровища нести дальше молодым. Человек, приходящий в мир, должен не опрокинуть, а вписаться в исторические традиции своего народа. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения дает четкое в перспективе будущей жизни сознание того пути, по которому они должны пойти сами, как наследники этой драгоценной тысячелетней культуры. Сам характер учительского труда, не дает скороспелых результатов, ее итоги бывают нередко видны только через несколько лет. В этом нет ничего удивительного, ибо душа человеческая — самое прекрасное, таинственное, что только есть в целом мире — созревает и плодоносит в свои, одному Творцу известные сроки.

Литература:

  1. Стрижев А., Фомин С. Опыты православной педагогики, М., Литературная учеба 1993. – С. 196.
Основные термины (генерируются автоматически): православной культуры, русской культуры, дистанционного образования детей-инвалидов, Центре дистанционного образования, Белгородской области, «Православная культура», родной истории, ценностях православной культуры, средствами православной культуры, тысячелетней русской культуры, ценности православной культуры, православной культуры тихий, Великой Отечественной войны, Основы духовно-нравственной культуры, родину русской культуры, драгоценной тысячелетней культуры, судьбу русской культуры, Основы религиозной культуры, основ духовной культуры, идеалы культуры.


Похожие статьи

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы)

Патриотическое воспитание и профориентационная работа во внеурочной деятельности с применением медиаресурсов

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Формирование цифровой грамотности обучающихся начальных классов в системе урочной и внеурочной деятельности (элемент проекта «Создание электронного словаря»)

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Интеграция внеурочной и урочной деятельности в условиях суворовского училища (проектная деятельность)

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ)

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения)

Похожие статьи

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы)

Патриотическое воспитание и профориентационная работа во внеурочной деятельности с применением медиаресурсов

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Формирование цифровой грамотности обучающихся начальных классов в системе урочной и внеурочной деятельности (элемент проекта «Создание электронного словаря»)

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Интеграция внеурочной и урочной деятельности в условиях суворовского училища (проектная деятельность)

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ)

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения)

Задать вопрос