Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)
Автор: Кристинина Евгения Ивановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 13.05.2015
Статья просмотрена: 21370 раз
Библиографическое описание:
Кристинина, Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) / Е. И. Кристинина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 100-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8132/ (дата обращения: 24.12.2024).
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
На протяжении длительного времени обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация на развитие универсальных учебных действий и творческих качеств личности.
Для того, чтобы повысить уровень развития УУД и творческий потенциал учащихся, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знаний. Учителя начальных классов получают возможность формировать и контролировать метапредметные и личностные результаты, фиксируя их в картах достижений, изучать способности и интересы учащихся за счёт расширения границ предметов.
В 2011 году в связи с введением ФГОС в 1-х классах при организации внеурочной деятельности, педагоги столкнулись с рядом проблем: недопонимание значимости внеурочной деятельности и её связи с урочной деятельностью, отсутствие опыта организации данной деятельности и др.
Изучив исторический опыт и опыт современных педагогов, пришли к выводу,что урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга.
Урочные занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведённого времени и определённого контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий –урок -по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учёта личностных особенностей педагогов и школьников, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнёрских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.
Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения. Эту связь можно проследить в таблице:
Урочная деятельность |
Внеурочная деятельность |
Построение научно-рациональной картины мира и способов формирования нормативно-целесообразной деятельности. |
Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей. |
Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания. |
Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы всего лишь одно из средств. |
Освоение возрастного нормативного пространства. |
Построение пространства для саморазвития. |
Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности. |
Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности. |
Опора на общечеловеческий опыт познания. |
Опора на личный опыт из практической жизнедеятельности ребёнка. |
Адаптирующее и корректирующее образование. |
Развивающее и реабилитирующее образование. |
Осмыслив выводы, представленные выше, педагоги нашей школы наметили для себя некоторые пути в организации занятий внеурочной деятельностью:
1. На занятиях внеурочной деятельностью должна осуществляться преемственность содержания урока и внеурочного занятия. В связи с этим, посещение занятий обязательно для всех. В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.
2. Занятия внеурочной деятельностью нацелить на формирование УУД. С этой целью в рабочих программах внеурочной деятельности сформировать планируемые результаты (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД).
3. Необходима просветительская работы среди педагогов: внеурочная деятельность-это не аналог программ дополнительного образования. Педагоги должны видеть задачи формирования УУД и связь урочной и внеурочной деятельности. В связи с этим, были запланированы и проведены заседания ШМО по темам: «ВУД в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО», «Пути формирования личностных достижений учащихся», «Педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся», «Развитие УУД учащихся как средство интенсификации учебного процесса», «Методы и средства эффективного обучения младших школьников» и др., взаимопосещения уроков и занятий внеурочной деятельностью.
4. Поскольку внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе, ведущую роль в её организации и проведении отвели классным руководителям, т. к. учителя начальных классов гораздо лучше других специалистов ориентируются в содержании занятий внеурочной деятельности, педагоги получили возможность глубоко познать ребёнка как в учебной, так и во внеурочной деятельности, большую часть времени дети проводят под присмотром одного педагога, у классного руководителя появилась дополнительная возможность организации жизнедеятельности коллектива.
Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году представлена следующим образом:
- «Занимательное естествознание»
- «Музыкальная шкатулка»
- «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
- «Геометрия в аппликациях»
- «Информатика»
- «Весёлый английский»
- «Игротека»
- «Художественное творчество»
- «Школьный калейдоскоп»
Проследить интеграцию урочной и внеурочной деятельности можно на примере любого занятия.
Программа «Занимательное естествознание» написана с целью устранить трудности, которые испытывают учащиеся при изучении предмета «Окружающий мир», привить любовь к природе и желание общаться с ней, научить наблюдать и исследовать законы природы, расширить теоретические знания учащихся.
Программа «Занимательное естествознание» расширяет, углубляет, систематизирует знания, полученные учениками в школе, устраняет пробелы в знаниях, используя более гибкую систему проведения занятий, большое количество игрового материала, существенно меняя соотношение между теорией и практикой, включая детей в экспериментальную и исследовательскую деятельность.
Младших школьников интересуют причины вещей и явлений, особенности устройства окружающего мира, поэтому темами изучения в начальной школе являются такие глобальные понятия, как «Изменение», «Влияние», «Порядок». Каждая такая глобальная тема предполагает возвращение на внеурочных занятиях к уже пройденным в классе темам, но уже в другом «ключе», на новом витке спирали.
На занятиях «Занимательным естествознанием» учащиеся изучаю темы, являющиеся продолжением тем, изученных на уроках:
- Тайны за горизонтом
- Какой остров самый большой в мире?
- Жили-были динозавры... и не только они.
- Тайны камней
- Загадки растений
- Эти удивительные животные
- Планета насекомых
- Загадки под водой и под землей
Программа курса «Занимательное естествознание» предлагает интересный биологический материал, позволяющий проникнуть в тайны природы и рассмотреть знакомые явления природы с разных точек зрения.
Основу содержания курса составляет система понятий, которая несет научно-целостную нагрузку, и через которую раскрываются законы развития природы. Курс дает новые знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, существующих между отдельными природными компонентами, знакомит с представлениями о единстве природы, ее ценности и уникальности.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Основной акцент в содержании сделан на развитие у младших школьников наблюдательности, умению устанавливать причинно-следственые связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Работа ведётся в группах. Как показала практика, курс «Занимательное естествознание» позволяет формировать универсальные учебные действия: выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, формируется индивидуальная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Программа «Художественное творчество» представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Это особенно актуально, поскольку в учебном плане в 1-м классе предусмотрен только 1 час «Изобразительного искусства» и «Технологии(труда)» в неделю.
На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и этого не достаточно для развития творческих способностей учащихся, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Основные формы работы на занятиях «Художественным творчеством»-групповые и коллективные. Результат работы — создание тематических композиций, украшений для праздников, сувениров (открытка мама, подарок папе), игрового материала и т. п.
В этих видах работы задействованы основные познавательные процессы и приёмы умственной деятельности ребёнка: целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память, вариативность и гибкость мышления обучающихся, направленные на формирование универсальных учебных действий.
Программа «Геометрия в аппликациях» имеет связь сразу с несколькими учебными предметами, такими, как «Математика», «Литературное чтение», «Технология(труд)», «Изобразительное искусство» и выполняет особенную роль.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Программа обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Конструирование и аппликация теснейшим образом связаны с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют устанавливать, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из геометрических фигур, техническое моделирование и т. д.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Каждому занятие «Геометрии в аппликациях» посвящено героям из русских народных сказок, к каждому занятию подобран занимательный материал: загадки, стихотворения, скороговорки по теме занятия, что позволяет развивать устную речь учащихся. Это особенно актуально, так как отведённых в урочной деятельности специальных часов для развития речи недостаточно.
В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует? Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии на природу. Можно использовать для показа изделия прикладного творчества, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок.
В этом прослеживается связь с уроками:
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов вычислений, построение форм с учетом основ геометрии; работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно — прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально- культурной среды обитания. Изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки, сообщение о ходе действий и построении плана деятельности, построение логических связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Цель программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России»: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Эта программа направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Планирование составлено так, что каждая практическая задача соответствует завершению определённой темы по «Литературному чтению», «Музыке», «Изобразительному искусству» и т. д.
Основные задачи, которые позволяет решать данная программа:
- Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом
- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т. д.;
- Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
- Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
- Формирование чувства национального достоинства.
Практика показала, что плодотворны и интересны детям следующие виды организации внеурочной деятельности:
- Игровая, где учащиеся могут попробовать себя в роли экскурсовода, посетителя, смотрителя музея
- Познавательная, где школьники рассматривают объекты с помощью инструментов(документ — камера, цифровой микроскоп и т. п.), формулируют устные высказывания, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают, рассуждают
- Досугово-развлекательная деятельность, досуговое общение (виртуальные и реальные экскурсии)
- Проблемно — ценностное общение (этические беседы)
- Коллективно-творческие дела
После всего выше изложенного можно сказать, что урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально).
Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
2. Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб., 2004
3. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.
4. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников
5. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2000.
6. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М., 2004.