В современных условиях информационного общества возрастает роль информационно-коммуникативной компетентности (далее ИК-компетентность) обучающихся, обеспечивающей их эффективное взаимодействие с другими людьми и доступ к общественным ресурсам. ИК-компетентность обучающихся начальных классов рассматривается, как способность безопасно для здоровья использовать информационные и коммуникационные технологии в учебной, бытовой деятельности; ориентироваться в доступном информационном пространстве с помощью информационных технологий [1]. Следовательно, ИК-компетентность в начальной школе выступает как информационная грамотность обучающихся.
Цифровая грамотность обучающихся представляет собой набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Это понятие включает в себя: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность [3]. Рассмотрим их последовательно.
Понятие «цифровое потребление» указывает на использование человеком интернет услуг для работы и жизни. Оно включает в себя: фиксированный интернет, мобильный интернет, цифровые устройства, интернет-СМИ, новости, социальные сети, Госуслуги, телемедицину, облачные технологии.
Цифровые компетенции — это навыки, необходимые человеку для эффективного пользования технологиями. Цифровые компетенции включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.
Цифровая безопасность является основой безопасности в Сети и включает в себя защиту персональных данных, надежный пароль, легальный контент, культуру поведения, репутацию, этику, хранение информации, создание резервных копий [3].
Следовательно, цифровая грамотность, фактически, обеспечивает учащихся инструментарием для их развития, т. к. значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний, а детям, в особенности, с ограниченными возможностями здоровья, дает больше возможностей поддерживать связь с внешним миром. При этом, педагогам и родителям необходимо всегда помнить о цифровой безопасности. Информация в социальных сетях не всегда достоверна, много вредного для ребенка контента. Поэтому взрослым нужно учить обучающихся работать с надежными источниками информации.
Итак, с развитием и широкой доступностью информационных технологий понятие «цифровая грамотность» вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью.
Таким образом, цифровая грамотность служит катализатором развития человека, потому что содействует самообразованию и приобретению других жизненно важных компетенций, необходимых для доступа к ресурсам информационного общества, качественного потребителя электронных услуг [4].
Необходимость цифровизации образования для обеспечения широкого доступа обучающихся к общественным ресурсам определила разработку и апробирование в МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска» электронного словаря (в виде мультимедийных презентаций), к произведению «Сказка о рыбаке и рыбке» и общий толковый словарь (в количестве более 130 слов) по произведениям А. С. Пушкина в курсе начальной школы.
Важность и необходимость такой работы обусловлена целым рядом причин и особенностей, которые мы рассмотрим далее. Первым неоспоримым преимуществом является то, что цифровая грамотность способствует успешному обучению. Обучающимся легче и быстрее получать доступ к информации (по сравнению с традиционными, бумажными носителями). В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья, которым не надо идти в библиотеку (если им трудно это сделать), необходимую информацию можно прочитать на экране компьютера или телефона. Возраст детей 8–10 лет является наиболее продуктивным для развития ИК-компетенций и цифровой грамотности обучающихся, т. к. использование цифровой среды и ИК-технологий помогает решить возникающие учебные проблемы. В начальной школе ИК-технологии применяются в урочной и во внеурочной деятельности, в частности на уроках литературного чтения и в проектной деятельности. Доступнее всего в начальной школе применение мультимедийных презентаций.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Из пояснительной записки к рабочей программе по литературному чтению (ФГОС) следует, что «литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию» [4]. Успешность изучения обучающимся курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
– овладение обучающимся осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
– совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
– формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Помимо этого, курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Обучающиеся учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства [2].
Необходимость создания электронного словаря продиктована также нашим стремлением решить следующую проблему: непонимание обучающимися значений многих слов при чтении художественных произведений поэтов-классиков, писателей-классиков русской литературы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Ф. Одоевского, А. П. Чехова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и др. Это особенно заметно, когда ученик читает вслух, так как в процессе чтения он запинается, повторяется, читает невнятно, неправильно ставит ударение и т. д. Причины возникновения такого явления в начальной школе мы видим в следующем. Читая произведения писателей и поэтов — классиков русской литературы, мы сталкиваемся со словами и речевыми выражениями, которые устарели, ушли из разговорной речи, стали архаизмами. Одной из причин можно назвать исчезновение некоторых предметов быта, одежды, строений, например: кибитка, кичка, светелка, светлица, душегрейка. Второй причиной стало развитие технического прогресса, то есть появление множества новых предметов и слов, которые постепенно вытеснили из обихода устаревшие вещи, слова и речевые выражения. А третьей причиной можно назвать обеднение речи современного человека, заполнение нашей речи жаргонизмами, иностранными словами и их производными, словами из компьютерного лексикона, упрощение речи до самых коротких фраз.
Поэтому, современные школьники не понимают то, что читают. Мы попробовали рассмотреть эту проблему на примере произведений А. С. Пушкина — великого русского поэта. Несмотря на то, что перед чтением каждого произведения проводится словарная работа по объяснению старинных и незнакомых слов, многие дети испытывают трудности при чтении, так как не представляют себе о каком именно предмете идет речь, потому что никогда этого предмета не видели. Чтобы уточнить глубину проблемы, мы провели анкетирование и во внеурочной деятельности начали работу над проектом.
Далее мы предлагаем вам прочитать отрывки из произведений А. С. Пушкина, в которых некоторые слова произведения заменены на детские интерпретации значений этих слов.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровах обновляет путь…
Бразды пушистые взрывая,
Летит вагонетка (птица) удалая;
Душ (ослик) сидит на облучке
В пальто, в красной шторе…
Они жили в ветхой королеве
Ровно тридцать лет и три года.
Хоть бы взял ты с нее тазик (ванну),
Наше-то совсем раскололось.
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со свеклой
(рыбкой, лампой, церковью) …
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей коже (крови, куртке),
Парчовая на маковке кличка (золотая рыбка) …
В гневе начал он совершать чудеса
И гонца хотел повесить…
На полочки взобралась
И тихонько улеглась…
Руку правую потешить,
Поминки на 40 день
(сороку, стаю сорок) вполе спешить…
Видит: нищая чернильница счернилами
Ходит по двору…
В толковом словаре учебника дана только часть слов с объяснением их значения. В сумме это составляет: толковый словарь учебника (2, 3, 4 классы) — 42 слова, количество слов, которые отобрали сами обучающиеся -130 слов.
В результате совместной работы нами были созданы два словаря (в виде мультимедийных презентаций): к произведению «Сказка о рыбаке и рыбке» и общий толковый словарь (в количестве более 130 слов) по произведениям А. С. Пушкина в курсе начальной школы.
Необходимо отметить, что большую помощь при выполнении данной работы нам оказывали родители обучающихся. Они помогали подобрать (выбрать вместе с ребенком) фотографии и текстовые материалы, оформление для презентаций. Дети старались творчески подходить к выполнению учебного или проектного задания. В результате такой совместной работы над электронным словарём, обучающиеся получают много полезной, нужной и важной информации, как по самому учебному предмету, так и в плане взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИК-технологий, оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний обучающихся;
- развивает и обогащает речь младших школьников;
- продвигает ребенка в общем развитии;
- помогает обучающимся преодолевать трудности;
- позволяет ребенку почувствовать себя в ситуации успеха;
- позволяет проявить творческие способности;
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных интересов и межличностного взаимодействия. Учитывая своеобразие развития младших школьников, а также современные требования к формированию у обучающихся начальных классов цифровой грамотности становится необходимым направлением цифровизация обучения для обеспечения взаимодействия с другими людьми и широкого доступа к общественным ресурсам.
Литература:
- Ахпашева И. Б. Проектирование и разработка методической системы формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся с глубокими нарушениями зрения// Вестник Томского гос. пед. ун-та («Tomsk State Pedagogical University Bulletin»). 2019. Выпуск 3 (200) c.96 -101.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа — М.: Просвещение, 2011.
- Тимофеева Н. М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков //Ж-л «Психология, социология и педагогика». Рубрика: Педагогика. 2015. № 7 (46).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования — М.: Просвещение, 2011.