Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе: секреты эффективного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 19.11.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Дегтярева, А. Н. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе: секреты эффективного обучения / А. Н. Дегтярева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119435/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор подробно описывает этапы работы со словарными словами, а также роль зрительной, моторной и речевой памяти. Он рассматривает эффективные методы работы со словарем на уроках русского языка в начальной школе, сочетая классические методики с инновационными подходами.

Ключевые слова: словарная работа, непроверяемые орфограммы, зрительная память, речевая память, рукодвигательный фактор, активные методы.

Современное начальное образование — это сложная и творческая работа, в которой педагогам приходится находить баланс между классическими подходами и инновационными методиками.

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе — неотъемлемая часть образовательного процесса, цель которой — обеспечить качественное усвоение учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка . Проблема орфографического диктанта и правильного написания словарных слов всегда стоит остро, и многие дети испытывают трудности с запоминанием написания слов с непроверяемыми орфограммами. Однако, используя целенаправленный, системный подход, можно значительно облегчить этот процесс и сделать его увлекательным и продуктивным для младших школьников.

В этой статье я поделюсь своим опытом работы со словарными словами, учитывая методические рекомендации М. Р. Львова, А. В. Текучева и Н. С. Рождественского.

По мнению М. Р. Львова «словарная работа — это изучение правописания слов, непроверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее» [2]. Словарная работа — это целая система упражнений, направленных на закрепление правильного написания словарных слов.

А. В. Текучев выделяет несколько принципов работы со словарными словами, среди которых стоит отметить: сознательное усвоение орфографических навыков, развитие орфографической зоркости и самоконтроля, а также обеспечение прочности усвоения навыков. Эти принципы лежат в основе дидактических методов и приёмов, которые применяются на уроках [7].

Н. С. Рождественский, в свою очередь, предлагает последовательность действий для эффективного запоминания непроверяемых слов:

  1. Внимательно прочитать слово про себя и вслух.
  2. Узнать значение слова, если оно незнакомо.
  3. Прочитать слово по слогам и записать его.
  4. Подчеркнуть ту часть слова, которая вызывает трудности.
  5. Проверить правильность написания по словарю и повторить слово несколько раз.
  6. Подберите несколько родственных слов и напишите слова два-три раза [5].

Таким образом, словарная работа — это целенаправленный процесс, включающий различные виды деятельности, которые способствуют прочному запоминанию и правильному написанию слов.

Этапы работы со словарным словом

Работа со словарными словами должна быть системной и включать следующие этапы:

  1. Ввод новых слов.
  2. Изучите его лексическое значение.
  3. Закрепление.
  4. Повторить.
  5. Контроль.

Словарная работа не должна сводиться лишь к механическому заучиванию написания слов. Важно использовать разнообразные подходы, которые задействуют все системы восприятия учащихся, поскольку у детей могут быть разные типы восприятия: зрительное, слуховое и моторное. Включение всех этих каналов восприятия способствует более эффективному и долговременному запоминанию.

Три кита словарной работы:

  1. Зрительная память играет важную роль в запоминании слов. Дети воспринимают информацию через визуальные образы, поэтому использование различных материалов, таких как карточки со словами, картинки и плакаты, может значительно повысить эффективность обучения. Зрительное восприятие способствует более глубокому пониманию и запоминанию лексики.
  2. Речь. Проговаривание слов вслух — еще один важный аспект словарной работы. Когда дети произносят слова, они активизируют речевой центр мозга, что способствует лучшему запоминанию.
  3. Рукодвигательный фактор. Моторная память также играет важную роль в процессе обучения. Запись слов от руки помогает детям лучше запомнить их написание и структуру. Процесс письма активирует различные участки мозга и способствует более глубокому усвоению материала.

Методы и приемы работы

Словарные слова представляют собой особую категорию лексики, не подчиняющуюся строгим правилам. Их необходимо запоминать, что зачастую вызывает трудности у младших школьников. Чтобы облегчить этот процесс, необходимо вовлекать ребенка в работу со словом, стимулировать его творческую деятельность и интерес к изучаемому материалу.

Активные методы обучения — это подходы, предполагающие высокую степень вовлеченности обучающихся в учебный процесс. Они направлены на активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся при решении поставленных задач.

1. Введение новых слов

В начальной школе особенно важны яркость и эмоциональность подачи материала. Для этого я активно использую следующие методы:

Ассоциации. Суть метода заключается в том, чтобы связать трудную орфограмму с ярким ассоциативным образом. Например, трудную орфограмму в слове «осина» можно ассоциировать с картинкой, на которой изображен осиновый лист. Такая ассоциация помогает детям легко вспомнить правильное написание. Ассоциации на изученные слова ребята зарисовывают в своих словарях. Это упражнение способствует развитию творческих способностей и запоминанию [4].

Загадки и ребусы. Этот метод представляет собой игровую форму обучения, которая стимулирует интерес учеников к изучаемому материалу. Загадки и ребусы требуют от детей активного мышления и креативности, что способствует лучшему запоминанию новых слов. Использование этого метода позволяет не только вводить новое слово в контекст, но и развивать навыки логического мышления и ассоциативного восприятия. Такой подход делает процесс обучения более увлекательным и интерактивным, что особенно важно для младших школьников.

2. Лексическое значение

Знание значения слова — ключ к его запоминанию. На уроках я использую следующие приемы:

Знание детей. Я начинаю работу над лексическим значением нового слова с опроса учащихся о том, знают ли они его значение. Это помогает активизировать их предыдущие знания и установить связь с новым материалом.

Словарь. Если ребята затрудняются дать толкование новому слову, предлагаю обратиться к толковому словарю. Это не только расширяет словарный запас, но и учит детей пользоваться справочной литературой, что является важным навыком.

Энциклопедия. Заранее подготавливаю информацию о новом словарном слове из энциклопедии. На уроке предлагаю учащимся изучить эту информацию, что способствует более глубокому пониманию лексического значения слова и его применения в различных контекстах.

Иллюстрации . Предлагаю ребятам рассмотреть иллюстрацию, которая визуально представляет данное слово. Это помогает создать ассоциативные связи и облегчает запоминание.

3. Закрепление

Закрепление словарных слов требует регулярного и творческого подхода к обучению. Рассмотрим несколько эффективных методов:

Словесный пуантилизм и раскраски . В этом задании учащиеся заполняют контуры изображений, используя словарные слова, уделяя внимание правильному написанию. Это не только помогает закрепить орфографию, но и развивает образное мышление, позволяя детям ассоциировать слова с визуальными образами.

Прятки. Этот метод включает в себя поиск спрятанных слов в строке букв. Например, ларгородорогавемчриололрсим (дорога). Дети находят и выделяют цветом словарное слово. Это упражнение развивает внимательность и креативность.

Чистоговорки. Упражнения с чистоговорками не только развивают орфографическую память, но и совершенствуют артикуляцию. Дети могут создавать собственные чистоговорки, используя заданные словарные слова, что способствует закреплению материала и развитию языковых навыков. Например, ЛЕТ-ЛЕТ-ЛЕТ, Покажите ваш … (билет) .

4. Повторение

Повторение помогает закрепить знания перед проверочными работами.

Игры на выбор лишних. Среди группы слов дети находят те, которые не являются словарными. Этот метод развивает внимательность и помогает детям лучше усвоить правильное написание слов.

Составление рассказов. Учащиеся получают набор словарных слов, из которых они должны составить связный рассказ. Слова подбираются случайным образом, что делает задание увлекательным и стимулирует творческое мышление. Эмоциональное вовлечение в процесс способствует лучшему запоминанию словарных слов [1].

Пословицы и поговорки. Учащимся предлагаю вспомнить пословицы, поговорки или фразеологизмы, в которых встречаются словарные слова. Этот метод не только помогает закрепить материал, но и развивает культурное восприятие языка, а также обогащает словарный запас детей.

5. Контроль

Для проверки знания словарных слов я применяю разные виды диктантов:

Классический диктант. Запись словарных слов под диктовку.

Картинный диктант. Дети записывают слова, соответствующие показанным иллюстрациям.

Вставка буквы. В словах пропущены буквы, которые ученики должны восстановить.

Словарный диктант «Угадай словечко! ». Учитель читает лексическое значение слова, дети записывают слово, соответствующее предложенному толкованию.

Словарная работа — это не просто изучение правописания трудовых слов. Это целая система, которая включает в себя развитие языкового чутья, памяти, творческого мышления и самостоятельности детей. Использование активных методов позволяет сделать обучение увлекательным и эффективным.

Таким образом, сочетание классических методик советской школы с современными подходами дает отличный результат: дети не только учатся правильно писать словарные слова, но и обогащают речь, развивают познавательную активность и креативность.

Литература:

  1. Кулыгина М. П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // Русский язык в школе. — 1989 — № 2.
  2. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М., Просвещение, 1983.
  3. Львов М. Р. Общие вопросы методики русского языка. — М., Просвещение, 1983
  4. Погодина А. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций // Начальная школа. — 2010 — № 13
  5. Рождественский Н. С. Свойства русского языка правописания как основа методики его преподавания. — М.: Просвещение, 1960
  6. Савельева Л. В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе // Начальная школа. — 2002 № 7
  7. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1980
Основные термины (генерируются автоматически): слово, словарная работа, ребенок, правильное написание, начальная школа, глубокое понимание, зрительная память, лексическое значение, лучшее запоминание, речевая память.


Ключевые слова

зрительная память, активные методы, словарная работа, непроверяемые орфограммы, речевая память, рукодвигательный фактор

Похожие статьи

Задать вопрос