Патриотическое воспитание и профориентационная работа во внеурочной деятельности с применением медиаресурсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 07.09.2022

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Дегтева, Н. В. Патриотическое воспитание и профориентационная работа во внеурочной деятельности с применением медиаресурсов / Н. В. Дегтева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94760/ (дата обращения: 18.11.2024).



Внеурочная деятельность является составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В процессе внеурочной деятельности создаются условия для проявления и развития учащимися своих интересов на основе свободного выбора, происходит постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности в Нахимовском училище является патриотическое воспитание и профориентационная работа с обучающимися. Поэтому перед воспитателем стоит важная задача — это формирование у нахимовцев ценностных установок военно-патриотической и профессиональной направленности. Инновационные формы, технологии и принципы проведения внеурочных занятий значительно стимулируют данный процесс. Чтобы занятия внеурочной деятельности были не только полезными, но и интересными, воспитатели в своей работе активно используют различные медиаресурсы.

Я работаю воспитателем в 5-ом классе Нахимовского военно-морского училища в городе Мурманске. В современных условиях использование медиаресурсов в работе воспитателя актуально и необходимо, так как их применение является хорошим подручным средством для достижения желаемого результата. Так же различные приемы медиаобразования во внеурочной деятельности способствуют повышению эффективности воспитательного процесса, помогают разнообразить формы и методы работы, повышают интерес к выбранной теме занятия. Наглядность и образность фильмов, телепередач, видеороликов способствует глубокому раскрытию материала патриотической и профессиональной направленности, более полному его освоению на дополнительных занятиях во внеучебное время.

Общеизвестно, что под медиаресурсами понимается совокупность всех технологических средств, приемов, которые служат для передачи информации с целью ее дальнейшего использования и распространения среди обучающихся [1, с.1]. Это могут быть информационные сообщения, видеопродукты, мультимедийные презентации, радиопередачи, рисунки, плакаты, видеоролики, анимация, аудиозаписи и др. Все эти разнообразные средства широко применяются во внеучебной деятельности для наглядного и образного представления о предмете изучения [2, с.77].

В период дистанционного обучения, воспитатели корректировали свою работу с учетом сложившихся обстоятельств. Посещение экскурсий и выставок в очном формате в этот период времени стало невозможным, но благодаря открывшимся виртуальным экскурсиям на сайтах военных музеев, нахимовцы смогли посетить многие из них. Особенно запомнились экскурсии, посвященные крейсеру «Аврора» и Центральному военно-морскому музею. Такие экскурсионные туры в заочном формате нам предоставил Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого. Во время экскурсии обучающиеся оказались в увлекательных залах большого мультимедийного комплекса. В интерактивных экспозициях использовались самые современные технологии: голограммы, сенсорные экраны, проекционный купол, видеопанели с 3D-реконструкциями. Великолепно представленные экспонаты, содержательный рассказ об историческом прошлом России, интересные видеофрагменты не оставили равнодушными никого. Благодаря современным технологиям, учащимся во время экскурсий удалось проникнуться теми чувствами, что испытывали наши предки, надевая военную одежду и исполняя свой долг перед Родиной. Ведь только человек, знающий свои корни и историю, причисляет себя к Отечеству. Именно на гордости за историю своей страны формируется любовь к Отечеству и патриотизм. Только зная историю своей страны, можно чувствовать себя неделимой частью великого, живого и могущественного государства [3, с.46]. Экскурсии получились насыщенными и интересными.

Особая роль в патриотическом воспитании и профориентационной работе с обучающимися Нахимовского военно-морского училища принадлежит изучению исторического прошлого своей страны, соприкасаясь с которым подрастающее поколение приобщается к ратному подвигу своего народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах наших великих предков. В этой связи стоит отметить мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Воспитатели совместно с нахимовцами подготовили и провели классный час о подвиге Соловецких юнг. Классный час назывался «Мальчишки, которые мечтали о море». Тема близка и актуальна для обучающихся, так как они планируют в будущем связать свою жизнь с морем, служить на флоте. Мультимедийная презентация, архивные видео- и аудиофайлы помогли окунуться в атмосферу того времени, ярко и образно продемонстрировали мужество, стойкость и отвагу 14-летних мальчишек — Соловецких юнг. Обращение к героическим страницам прошлого нашей Родины играет огромную роль в воспитании патриотизма, как профессионального качества любого военнослужащего.

В рамках методической работы воспитателей курса продолжается реализация проекта «Моя военная династия». Для обучающихся, в чьих семьях профессия офицера передается от отца к сыну, данный проект позволяет проследить преемственность поколений, которая, как известно, не возникает стихийно. Работая над проектом, нахимовцы собирали информацию и фотографии о своих родных и близких, которые имеют непосредственное отношение к военной службе. Большую помощь воспитателям оказывали родители: сканировали документы, просматривали семейные архивы, связывались с родственниками-военнослужащими. Так родилась идея создания газеты, посвященной военным династиям класса. Как оказалось, что для многих служить и защищать Родину — многовековая семейная традиция. Нахимовцы с радостью и гордостью оформляли стенгазету, делились воспоминаниями, рассказывали интересные истории про своих родных. Такая совместная работа, основанная на уважении к жизни и опыту людей старшего поколения, имеющих непосредственное отношение к военной службе, учит мудрости, умению беречь семейную честь, укрепляет стремление учащихся продолжить дело своих дедов и отцов. Готовя будущих офицеров — защитников Отечества, воспитатель в своей работе четко осознает тот момент, что военные семейные традиции как нельзя лучше способствуют профессиональной ориентации обучающихся.

Таким образом, использование медиаресурсов в работе с обучающимися во время внеурочной деятельности крайне необходимо в современных условиях. Патриотическое и профориентационное воспитание подростка — сложный педагогический процесс. В настоящее время данный процесс выходит на первый план, становится государственной идеей. Президент Российской Федерации В. В. Путин неоднократно говорил, что мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и таким фундаментом является патриотизм. Современные российские реалии стимулируют возрождение патриотической идеи, как духовной опоры общества, что является важнейшей составляющей общенациональной идеологии и фундаментальной основой обеспечения национальной безопасности [2, с.71].

Литература:

  1. Сетевое издание «Современные проблемы науки и образования» Интернет — ресурс: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29633
  2. Л. А. Кузнецова «Внеурочная деятельность в кадетском военном корпусе как основа формирования военной идентичности кадет», Воспитание, социализация и развитие личности/ Человек и образование, 2021, № 2 (67) Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/vneurochnaya-deyatelnost-v-kadetskom-voennom-korpuse-kak-osnova-formirovaniya-voennoy-identichnosti-kadet/viewer
  3. Использование мадиаресурсов в практике работы современного педагога, Межрегиональный научно-практический семинар, Киров, ООО «Полиграфовна», 2020 Ссылка: https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2020/12/ispolzovanie-mediaresursov-v-praktike-raboty-sovremennogo-pedagoga.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, военная служба, воспитатель, классный час, Нахимовское военно-морское училище, непосредственное отношение, патриотическое воспитание, профессиональная направленность, профориентационная работа, Центральный военно-морской музей.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочной деятельности

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Использование оздоровительного бега и ходьбы во внеурочной деятельности по физической культуре как средства повышения эффективности учебного процесса, воспитания и формирования здорового образа жизни

Современная профилактическая работа психолога в образовательном учреждении с использованием арт-терапевтических и медиасредств

Похожие статьи

Патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочной деятельности

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Использование оздоровительного бега и ходьбы во внеурочной деятельности по физической культуре как средства повышения эффективности учебного процесса, воспитания и формирования здорового образа жизни

Современная профилактическая работа психолога в образовательном учреждении с использованием арт-терапевтических и медиасредств

Задать вопрос