Пояснительная записка
Образовательные стандарты нового поколения предполагают реализацию системно-деятельностного подхода к вопросам воспитания личности школьника, при котором основным элементом работы учащихся является освоение деятельности, особенно ее новых видов, таких как проектно-исследовательская и творческая. Опираясь на это, я использую в своей работе метод проектов, цель которых — воспитание патриота, знающего историю своей Родины и способного хранить память, помогать землякам, героически защищавшим Отечество в годы суровых испытаний. Мною совместно с учащимися нашей школы разработаны и осуществляются несколько проектов, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма.
Проект «Незабытые имена»
(Работа над проектом рассчитывалась на 1 учебный год)
Цель: найти малоизвестных героев войны, увековечить их память.
Задачи:
‒ По архивным данным и воспоминаниям живых свидетелей войны собрать материал о малоизвестных героях;
‒ написать творческие и краеведческие работы, посвящённые этим героям;
‒ разыскать семьи героев и вручить им памятные альбомы
Прогнозируемый иполученный результат: собран материал о малоизвестных героях Великой Отечественной войны, написаны и вручены памятные альбомы семьям героев.
Проект рассчитан на учащихся среднего и старшего звена; работа учащихся осуществляется в малых группах.
Этапы работы:
- Постановка цели и задач.
- Работа в архивах города Калуги и области.
- Систематизация собранного материала.
- Поиск семей малоизвестных героев Великой Отечественной войны.
(На данном этапе работы группа учащихся седьмого класса даёт запрос о местонахождении дочери подпольщика «Ясного», Викторина Зарецкого. Из Брянской области приходит подтверждение, что дочь проживает в городе Сельцо)
- Работа над памятными альбомами, посвящёнными малоизвестным героям. (Начинается работа над альбомом памяти подпольщика Викторина Зарецкого)
- Учащийся, возглавляющий группу, распределяет обязанности ребят: восстановление старых архивных фотографий, написание сочинения о подвиге «Ясного», создание рисунков. На этом этапе особенно ярко видны элементы самоорганизации учащихся, высокий уровень самостоятельной и творческой работы.
- Творческое оформление журнала «Человек большого сердца» и одноимённого альбома для дочери подпольщика В.Зарецкого.
- Встреча с дочерью подпольщика «Ясного» Зарецкой Ниной Викториновной, вручение памятного журнала и альбома. Ответное благодарственное письмо Нины Зарецкой для Макаровой Арины.
- Самоанализ учащейся 7 класса, руководившей малой группой.
Проект «Войны свидетели живые»
(Проект рассчитан на год, в настоящее время завершён)
Цель: сохранить память о детях войны — учителях нашей школы
Задачи:
‒ Разыскать учителей нашей школы, которые детьми пережили войну;
‒ встретиться с ними, записать их воспоминания о военных и послевоенных годах;
‒ подготовить и вручить каждому учителю памятный именной журнал;
‒ оформить школьную фотовыставку;
‒ создать каталог воспоминаний о военном времени;
‒ подготовить презентацию «Сердце, отданное детям», посвящённую старейшим учителям нашей школы.
В проекте задействованы учащиеся среднего звена. Возглавляет работу ученица 8 класса Бондарева Екатерина. Учитель консультирует.
Прогнозируемые и достигнутые результаты: собраны сведения об учителях- детях войны, систематизированы в единый каталог, подготовлена фотовыставка.
Продукт проекта: именные журналы, посвящённые учителям, под общим названием «Вам, дети войны».
Ход работы:
- Учащиеся ставят цель и задачи проекта. Учитель вносит поправки, корректирует.
- Работа учащихся в малых группах, поиск адресов учителей, переживших военное время.
- Встречи со старейшими учителями школы, беседы с ними, которые фиксируются учащимися-операторами на видеокамеру. (Согласие учителей получено заранее)
- Работа над именными журналами под общим названием «Вам, дети войны», торжественное вручение журналов учителям
- Самоанализ учащихся, задействованных в проекте. Итоги.
- Праздничное чаепитие с приглашёнными в школу учителями-детьми войны.
- Самоанализ учителя, руководившего проектом. (Основные итоги:
‒ учащиеся овладели навыками работы в малых группах;
‒ показали умение работать по чётко сконструированному проектному плану;
‒ решена воспитательная задача по сохранению исторической памяти;
‒ ребята показывают практические навыки коммуникативного общения;
‒ впервые в школьной внеклассной работе удалось задействовать заинтересовавшихся детей «группы риска»;
‒ систематизирован материал для школьного музея;
‒ получены ответные благодарственные письма от старейших учителей
Проект «Непобеждённые»
(Долгосрочный. Не завершён. Идёт работа над проектом)
Цель: познакомить учащихся ижителей города сподвигом живущих вКалуге иобласти ветеранов.
Задачи:
- Встретиться с ветеранами Великой Отечественной войны, зафиксировать их воспоминания.
- Подготовить для каждого ветерана памятный журнал «Вам, дорогие ветераны».
- Торжественно вручить журналы.
Особенности проекта:
В проекте задействовано около пятидесяти учащихся среднего и старшего звена.
Впервые принимают участие пятиклассники, работа которых осуществляется под руководством учеников девятых классов. Учитель советует, консультирует, помогает организовать разновозрастные малые группы.
Идёт фиксация промежуточных результатов работы: создаются каталоги, ведутся записи встреч с фронтовиками, пишутся журналы, часть журналов высылается ветеранам, живущим в отдалённых районах Калужской области.
Ход работы:
- Старшеклассники ставят цель, чётко формулируют задачи проекта, планируют результаты. Учащиеся среднего звена учатся постановке задач, записывают их, планируют ход собственной работы.
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Работают разновозрастные группы. На этом этапе интерес учащихся настолько велик, что в проект включается вся школа, в том числе первоклассники.
- Систематизация полученных сведений о жизни и судьбе ветеранов.
- Работа над изданием журналов «Вам, дорогие ветераны».
- Торжественное вручение журналов фронтовикам.
- Рассылка журналов ветеранам, живущим в отдалённых районах области.
- Чтение ответных писем фронтовиков, присланных на адрес школы.
- Самоанализ учащихся и учителя.
На размещение в работе фотографий получено согласие их владельцев.
Литература:
- Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой учёный. — 2012.-№ 5. — С. 405–412.
- Мой родной город Калуга. — Калуга: Издательство научной литературы «Ноосфера», 2011–392с.
- Трофимова Л. П. Социальный проект во внеклассной воспитательной работе как основа формирования социальной компетентности школьников // Заместитель директора школы по воспитательной работе. — 2013.- № 1.- С.83–92.