Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 28.04.2016

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Гулевская, С. В. Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников / С. В. Гулевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1096-1101. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28815/ (дата обращения: 15.11.2024).



Пояснительная записка

Образовательные стандарты нового поколения предполагают реализацию системно-деятельностного подхода к вопросам воспитания личности школьника, при котором основным элементом работы учащихся является освоение деятельности, особенно ее новых видов, таких как проектно-исследовательская и творческая. Опираясь на это, я использую в своей работе метод проектов, цель которых — воспитание патриота, знающего историю своей Родины и способного хранить память, помогать землякам, героически защищавшим Отечество в годы суровых испытаний. Мною совместно с учащимися нашей школы разработаны и осуществляются несколько проектов, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма.

Проект «Незабытые имена»

(Работа над проектом рассчитывалась на 1 учебный год)

Цель: найти малоизвестных героев войны, увековечить их память.

Задачи:

‒ По архивным данным и воспоминаниям живых свидетелей войны собрать материал о малоизвестных героях;

‒ написать творческие и краеведческие работы, посвящённые этим героям;

‒ разыскать семьи героев и вручить им памятные альбомы

Прогнозируемый иполученный результат: собран материал о малоизвестных героях Великой Отечественной войны, написаны и вручены памятные альбомы семьям героев.

Проект рассчитан на учащихся среднего и старшего звена; работа учащихся осуществляется в малых группах.

Этапы работы:

  1. Постановка цели и задач.
  2. Работа в архивах города Калуги и области.
  3. Систематизация собранного материала.
  4. Поиск семей малоизвестных героев Великой Отечественной войны.

(На данном этапе работы группа учащихся седьмого класса даёт запрос о местонахождении дочери подпольщика «Ясного», Викторина Зарецкого. Из Брянской области приходит подтверждение, что дочь проживает в городе Сельцо)

  1. Работа над памятными альбомами, посвящёнными малоизвестным героям. (Начинается работа над альбомом памяти подпольщика Викторина Зарецкого)
  2. Учащийся, возглавляющий группу, распределяет обязанности ребят: восстановление старых архивных фотографий, написание сочинения о подвиге «Ясного», создание рисунков. На этом этапе особенно ярко видны элементы самоорганизации учащихся, высокий уровень самостоятельной и творческой работы.
  3. Творческое оформление журнала «Человек большого сердца» и одноимённого альбома для дочери подпольщика В.Зарецкого.

  1. Встреча с дочерью подпольщика «Ясного» Зарецкой Ниной Викториновной, вручение памятного журнала и альбома. Ответное благодарственное письмо Нины Зарецкой для Макаровой Арины.

  1. Самоанализ учащейся 7 класса, руководившей малой группой.

Проект «Войны свидетели живые»

(Проект рассчитан на год, в настоящее время завершён)

Цель: сохранить память о детях войны — учителях нашей школы

Задачи:

‒ Разыскать учителей нашей школы, которые детьми пережили войну;

‒ встретиться с ними, записать их воспоминания о военных и послевоенных годах;

‒ подготовить и вручить каждому учителю памятный именной журнал;

‒ оформить школьную фотовыставку;

‒ создать каталог воспоминаний о военном времени;

‒ подготовить презентацию «Сердце, отданное детям», посвящённую старейшим учителям нашей школы.

В проекте задействованы учащиеся среднего звена. Возглавляет работу ученица 8 класса Бондарева Екатерина. Учитель консультирует.

Прогнозируемые и достигнутые результаты: собраны сведения об учителях- детях войны, систематизированы в единый каталог, подготовлена фотовыставка.

DSCN1462 DSCN1218 DSCN0881

Продукт проекта: именные журналы, посвящённые учителям, под общим названием «Вам, дети войны».

Ход работы:

  1. Учащиеся ставят цель и задачи проекта. Учитель вносит поправки, корректирует.
  2. Работа учащихся в малых группах, поиск адресов учителей, переживших военное время.
  3. Встречи со старейшими учителями школы, беседы с ними, которые фиксируются учащимися-операторами на видеокамеру. (Согласие учителей получено заранее)

  1. Работа над именными журналами под общим названием «Вам, дети войны», торжественное вручение журналов учителям

  1. Самоанализ учащихся, задействованных в проекте. Итоги.
  2. Праздничное чаепитие с приглашёнными в школу учителями-детьми войны.
  3. Самоанализ учителя, руководившего проектом. (Основные итоги:

‒ учащиеся овладели навыками работы в малых группах;

‒ показали умение работать по чётко сконструированному проектному плану;

‒ решена воспитательная задача по сохранению исторической памяти;

‒ ребята показывают практические навыки коммуникативного общения;

‒ впервые в школьной внеклассной работе удалось задействовать заинтересовавшихся детей «группы риска»;

‒ систематизирован материал для школьного музея;

‒ получены ответные благодарственные письма от старейших учителей

Проект «Непобеждённые»

(Долгосрочный. Не завершён. Идёт работа над проектом)

Цель: познакомить учащихся ижителей города сподвигом живущих вКалуге иобласти ветеранов.

Задачи:

  1. Встретиться с ветеранами Великой Отечественной войны, зафиксировать их воспоминания.
  2. Подготовить для каждого ветерана памятный журнал «Вам, дорогие ветераны».
  3. Торжественно вручить журналы.

Особенности проекта:

В проекте задействовано около пятидесяти учащихся среднего и старшего звена.

Впервые принимают участие пятиклассники, работа которых осуществляется под руководством учеников девятых классов. Учитель советует, консультирует, помогает организовать разновозрастные малые группы.

Идёт фиксация промежуточных результатов работы: создаются каталоги, ведутся записи встреч с фронтовиками, пишутся журналы, часть журналов высылается ветеранам, живущим в отдалённых районах Калужской области.

Ход работы:

  1. Старшеклассники ставят цель, чётко формулируют задачи проекта, планируют результаты. Учащиеся среднего звена учатся постановке задач, записывают их, планируют ход собственной работы.
  2. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Работают разновозрастные группы. На этом этапе интерес учащихся настолько велик, что в проект включается вся школа, в том числе первоклассники.

  1. Систематизация полученных сведений о жизни и судьбе ветеранов.
  2. Работа над изданием журналов «Вам, дорогие ветераны».
  3. Торжественное вручение журналов фронтовикам.
  4. Рассылка журналов ветеранам, живущим в отдалённых районах области.

  1. Чтение ответных писем фронтовиков, присланных на адрес школы.

  1. Самоанализ учащихся и учителя.

На размещение в работе фотографий получено согласие их владельцев.

Литература:

  1. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой учёный. — 2012.-№ 5. — С. 405–412.
  2. Мой родной город Калуга. — Калуга: Издательство научной литературы «Ноосфера», 2011–392с.
  3. Трофимова Л. П. Социальный проект во внеклассной воспитательной работе как основа формирования социальной компетентности школьников // Заместитель директора школы по воспитательной работе. — 2013.- № 1.- С.83–92.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, проект, учитель, ветеран, Зарецкий, работа, учащийся, военное время, памятный журнал, старшее звено.


Похожие статьи

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Применение игровых технологий в процессе формирования здорового образа жизни обучающихся

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Использование возможностей музейно-педагогической деятельности в осуществлении гражданского воспитания детей-сирот

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках химии

Использование интернет-ресурсов в развитии ключевых компетенций обучающихся

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Похожие статьи

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Применение игровых технологий в процессе формирования здорового образа жизни обучающихся

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Использование возможностей музейно-педагогической деятельности в осуществлении гражданского воспитания детей-сирот

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках химии

Использование интернет-ресурсов в развитии ключевых компетенций обучающихся

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Задать вопрос