Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики
Авторы: Ильинская Ирина Петровна, Чумакова Наталья Юрьевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1452 раза
Библиографическое описание:
Ильинская, И. П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики / И. П. Ильинская, Н. Ю. Чумакова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4056/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время российское общество переживает кризисный период в своём развитии, который выражается в борьбе духовных и материальных ценностей. Особую тревогу вызывает тенденция возрастания прагматизма и индивидуализма среди молодежи, разрыв связи между поколениями. Навязываемые негативные стандарты жизни, отрицательно влияют на духовное и нравственное становление личности.
На сегодняшний день именно с духовно-нравственным воспитанием связывают возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества. Данная задача являются важнейшим требованием, предъявляемым ко всей современной образовательной системе, отражена в законе об образовании, концепциях и стандартах.
В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [1, с. 6]. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для их усвоения, когда ребенок только начинает постигать новую систему отношений с окружающими людьми, включается в новые виды и формы деятельности.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания учащихся является музейная педагогика. Данная педагогическая отрасль образовалась на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривает музей как образовательную систему, выполняющую функции познания, воспитания, творчества и социализации. Предметом исследования музейной педагогики является культурно-образовательная деятельность в условиях музея [2, с. 105].
Музей в настоящее время выступает богатейшим источником «живой» культуры, которая представлена различными предметами старины, коллекциями, историческими документами. Деятельность в условиях музея порождает единство словесно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства аудитории. Именно в музее информация приобретает наглядность, образность, способствует активизации воображения, визуального мышление, обогащает словарный запас, становится средством передачи культурного и социального опыта.
Музейная педагогика имеет обширный запас форм образовательно-воспитательной работы, к ним относятся: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки; студии, клубы; литературные вечера, киносеансы; концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины.
В нашем исследовании при реализации духовно-нравственного воспитания мы также использовали разнообразные формы и средства музейной педагогики. В первую очередь значительная роль отводилась экскурсиям и занятиям непосредственно в музее. Были организованы экскурсии в музей народной культуры, историко-краеведческий музей, музей диорамы. Данная форма работы заключалась в осмотре музея под руководством экскурсовода по заранее намеченной теме и специальному маршруту.
В музее народной культуры были организованы следующие тематические экскурсии: «Выставка мастеров белгородской области»; «Русский народный костюм»; «Крестьянский быт и труд» «Народные музыкальные инструменты». Под руководством экскурсовода, учащиеся ознакомилисьсвыставкой мастеров, на которой были представлены изделия из лоскутов, глиняные игрушки, резьба по дереву, рукотворная народная кукла, художественная роспись, вышивка, изделия, сотканные на настоящем ткацком станке.
Демонстрация выставки сопровождалась рассказом, как и о самом изделии, так и об его авторе, интересных фактах его профессиональной деятельности. Одним из мастеров по ткачеству был проведен мастер-класс, ученики с соответствующей опорой на наглядные примеры сами поучились элементам плетения на ткацком станке. В заключении учащиеся поучаствовали в викторине, направленной на закрепление полученных сведений из проведенной экскурсии.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством в стенах музея, а особенно с выставками своих земляков, вызвало в детских душах восторг, чувство глубокого уважения к их творчество, желание последовать их примерам. Восприимчивость к прекрасному не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.
Экскурсия «Народный костюм», способствовала формированию представлений о русском народном костюме, его составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностях. Учащиеся с большим желанием поучаствовали в игровой викторине, угадывали названия одежды народного костюма, его элементы. Из экскурсии ученики узнали, чем праздничный народный костюм отличается от обычного, ознакомились с особенностями орнамента, сами поучаствовали в роли декораторов, модельеров: предлагалось из имеющихся вещей создать образ женского и мужского народного костюма, в том числе присутствовали вещи, не относящиеся к русскому народному костюму.
Во время экскурсии «Крестьянский быт и труд», ученики получили представление о крестьянском народе, ознакомились с их культурой, бытом, трудом. В музейной экспозиции дети рассматривали внутреннее убранство крестьянского дома, рабочее место хозяйки и хозяина, красный угол, печь, обеденный стол, лавки для сидения и сна, домашнюю утварь, орудия труда. Проведение экскурсии сопровождалась также и беседой, направленной на активизацию воображения, памяти, чувств детей, ученики, размышляли над следующими вопросами: почему угол называют красным, какую роль играла печь, почему ее называли кормилицей, вспоминали сказки, где печь является действующим персонажем, и т. д. Также с учениками проводилась игра «Найди лишнее», из изображенных на рисунке предметов, учащиеся находили лишний, то есть тот, который нельзя было раньше встретить в крестьянской избе.
Далее ученики более подробно ознакомились с крестьянским трудом, рассмотрели орудия труда, такие как соха, борона, серп, коса, вилы, грабли, цеп, сито для разбрасывания зерна при посеве. Из беседы ученики узнали, что крестьянский труд был очень тяжелым, нужно было много работать в поле, вспоминали пословицы о труде, хлебе. Учащиеся получили знания о том, что главными занятиями крестьян было земледелие и скотоводство. В завершении экскурсии ученики поиграли в игру, экскурсовод называл ремесла и виды крестьянского труда, если это был преимущественно мужской труд, то хлопали мальчики, если женский, то хлопали девочки, например: пахали; пекли хлеб; ткали; боронили; готовили еду; пряли; убирали избу; лепили посуду из глины; косили; шили одежду; доили корову; кормили домашний скот; занимались огородом; строили дом; вырезали деревянную посуду; вязали. Внимание учеников необходимо также акцентировать и на том, что крестьянских детей приучали к труду очень рано: с десяти лет мальчики уже боронили, а с 12 пахали землю, девочки с 6 лет занимались рукоделием, с 10 работали серпом.
Народное искусство, быт, культура познается современным ребенком через народные песни, сказки, былины, малые фольклорные жанры, поэтому оно так ему близко и понятно. Знакомство учеников с экспонатами народной культуры воспитывает у них бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Музейная деятельность, в частности непосредственное общение с музейными предметами, развивает у младших школьников, как духовные, так и эстетические потребности, ученикам интересно не только созерцать, но и создавать, творить, конструировать также и свои собственные изделия. Например, на уроке технологии ученики старательно изготавливали предметы домашней утвари, блюда, чашки, подносы, кувшины, украшали их росписью.
В результате проведенных экскурсий в музей народной культуры у учащихся сформировались такие духовно-нравственные ценности, как любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского народа, желание поддерживать и развивать народные традиции.
Ученики активно участвовали в подготовке и проведении мероприятия «Русские посиделки», которые сопровождались костюмированным театрализованным представлением, народными играми, плясками, песнями, конкурсом загадок и чаепитием.
После посещения экскурсий мы создали свою собственную энциклопедию, в которой имелось кратное описание наиболее интересных предметов и их иллюстрации, например: ухват — длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны.
Деятельность в условиях музея дала возможность младшим школьникам стать на путь усвоения общечеловеческих ценностей добра, истины, красоты, а также национальных ценностей любви к своей родине, уважения к труду и творчеству своих предков и современников. У учащихся значительно расширились знания, повысился уровень духовной культуры, закрепились такие личностные качества как трудолюбие, бережливость, ответственность, товарищество, взаимопомощь, отзывчивость, добросовестность.
Для достижения высоких результатов духовно-нравственного воспитания, следует проводить музейную работу систематически и целенаправленно, а также учитывать и то, что именно дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью, и доверчивостью ко всему происходящему.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogId=223.
2. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие / Б. А. Столяров. — М.: Высшая шкала, 2004–216 с.