Электронные научно-образовательные ресурсы открытого доступа, электронные библиотеки и репозитории в помощь педагогу-музыканту
Автор: Белая Светлана Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
XXIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2022)
Дата публикации: 02.03.2022
Статья просмотрена: 58 раз
Библиографическое описание:
Белая, С. А. Электронные научно-образовательные ресурсы открытого доступа, электронные библиотеки и репозитории в помощь педагогу-музыканту / С. А. Белая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 55-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17025/ (дата обращения: 14.11.2024).
В статье рассматриваются вопросы формирования медиаинформационной культуры и грамотности педагога. Представлены информационно-библиотечные ресурсы и сервисы, необходимые для профессиональной деятельности преподавателя вокально-хоровых дисциплин, в части рассмотрения ведущих белорусских электронных библиотек и институциональных репозиториев.
Ключевые слова: методическая культура педагога, медиаинформационная культура, информационные образовательные ресурсы Республики Беларусь, электронные библиотеки, институциональные репозитории.
Развитие информационного общества — один из признанных приоритетов Республики Беларусь, требующий координации и объединения усилий государства во всех сферах жизни общества. Стратегической целью развития информационного общества в Беларуси является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического, образовательного и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, обеспечение широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.
Беларусь активно участвует в развитии отраслей информационно-коммуникационных технологий. В республике сегодня реализуется ряд государственных программ и проектов в области информатизации. Успешно выполняются программы Союзного государства Беларуси и России по интеллектуальным информационным технологиям и системам.
Серьезным шагом для республики было принятие и следование Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016–2022 годы. Документ подводит некоторые итоги и акцентирует внимание на то, что начиная с 2010 года развитие информационного общества является одним из основных факторов обеспечения конкурентоспособности и инновационного развития страны. В области электронного образования внимание уделяется доступности обучающимся и педагогам информационных ресурсов сети Интернет и совершенствованию национальной системы электронных образовательных ресурсов. На уровне программных документов данный приоритет закреплен также в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года.
Информатизация системы образования Беларуси является фундаментальной и важнейшей задачей ХХI века в силу ряда причин, одной из которых является увеличение количества информации, необходимой для успешной профессиональной деятельности.
Соответственно задачи информатизации образования — это прежде всего обеспечение доступности качественных образовательных ресурсов и услуг; эффективное вовлечение в образовательный процесс всего многообразия средств информатизации, как в учреждении образования, так и дома; развитие мотивации к получению знаний, непрерывному самообразованию как обучающихся, так и педагогов, посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий.
В связи с этим автором уже сделана попытка структурирования интернет-ресурсов и сервисов музыкально-педагогической, информационно-просветительской и образовательной направленности Республики Беларусь [1], которые будут полезны начинающему педагогу-музыканту и молодому учёному с точки зрения повышения уровня медийно-информационной грамотности и цифровой культуры.
Данная статья продолжает изучение интернет-ресурсов и сервисов, необходимых для профессиональной деятельности преподавателя вокально-хоровых дисциплин, в части рассмотрения ведущих белорусских электронных библиотек и репозиториев, специализированных журналов.
Рейтинговые электронные библиотеки и научно-образовательные ресурсы открытого доступа[1] являются одними из самых авторитетных интернет-источников. Они содержат оцифрованные коллекции редких изданий, в том числе нот, научные и энциклопедические издания, статьи из сборников научных трудов, периодических и продолжающихся изданий. При поддержке библиотек Республики Беларусь принят совместный документ, направленный на повышение эффективности использования ресурсов «Открытого доступа» в республике в целях образовательной и исследовательской деятельности.
Кроме того, в Беларуси существует единая справочная навигационная система по всем библиотекам республики с возможностью использования электронных каталогов, библиографических и полнотекстовых баз данных крупных библиотек: Сводный электронный каталог библиотек Беларуси (СЭК), Национальная библиография Беларуси. В СЭК представлены библиографические записи на книги (включая редкие и старопечатные), диссертации, авторефераты диссертаций, изобразительные документы, картографические материалы, нотные документы, документы по стандартизации, аудио- и видеодокументы, периодические издания. Все пользователи независимо от их местонахождения получают свободный доступ в режиме реального времени к библиографической информации о фондах названных библиотек. В информации о найденном документе содержатся сведения о месте и шифрах его хранения. Для информирования о составе фондов библиотек регионов республики функционируют региональные сводные электронные каталоги [9]. Проект Национальная библиография Беларуси можно считать информационной инфраструктурой, которая обеспечивает подготовку, распространение и использование универсальной библиографической информации о документах Республики Беларусь. Национальная библиография Беларусь дает возможность обеспечить информационное взаимодействие электронный обмена данными (экспорт/импорт библиографических записей из национальных и международных электронных информационных ресурсов), а также пропагандировать документированное наследие Беларуси на международном уровне [2].
Результаты научных исследований по таким направлениям, как искусствоведение (музыкальное искусство), культурология, педагогика (вопросы социально-культурной деятельности, теории и методики профессионального образования, педагогические проблемы в сфере культуры и искусства), публикуются в Беларуси в научных, научно-методических и других специализированных журналах («Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі», «Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук», «Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў», «Вести Института современных знаний», «Мастацкая і музычная адукацыя» (с июля 2021 г. — «Мастацтва і школа»), «Искусство и культура», «Мастацтва», «Тэатральная Беларусь»), сборниках научных статей («Научные труды Белорусской государственной академии музыки», «Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі»). Не все профильные издания представлены полными электронными версиями. Этот пробел восполняют электронные библиотеки и репозитории, в том числе институциональные, которые предоставляют доступ к необходимым статьям.
Нотно-научная библиотека Белорусской государственной академии музыки представлена на сайте учреждения. Библиотека предлагает доступ к своему электронному каталогу, который ведётся с 2014 г., а также к полнотекстовым базам данных и научно-образовательным ресурсам открытого доступа: «Книга Беларуси XIV–XVIII вв». (Национальная библиотека Беларуси), «Университетская библиотека онлайн», «Беларусь в информационном пространстве» и «Рукапісы сучасных беларускіх аўтараў з фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі» (Национальная библиотека Беларуси). Открыт доступ к электронной библиотеке «Юрайт» с возможностью пользования коллекцией «Легендарные книги», научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU, электронной библиотечной системе «Znanium» и др. [4]. Кроме того, создан репозиторий с возможностью пользования электронными изданиями и публикациями Академии музыки (около 2 тысяч полнотекстовых материалов). Основу навигационной системы репозитория составляют такие поисковые возможности, как поиск по автору, названию, ключевому слову, году издания (публикации), сообществам и коллекциям. Уникальной составляющей репозитория можно считать оцифрованный рукописный фонд белорусских композиторов.
Аналогичную навигационную систему поиска изданий и публикаций имеет и репозиторий Белорусского государственного университета культуры и искусств [7]. В разделе Сообщества отдельно представлены: архив научно-методического журнала «Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў», начиная с 2002 г.; материалы конференций, тезисов докладов, семинаров БГУКИ. В научно-информационную составляющую репозитория включены авторефераты диссертаций, в том числе по таким направлениям, как теория и история искусств (искусствоведение), теория и история культуры (культурология), теория и методика обучения музыке.
Среди профильных институциональных электронных библиотек и репозиториев остановимся также на репозитории Белорусского государственного педагогического университета. Для просмотра коллекций университета можно воспользоваться тремя основными разделами: сборники научных трудов, структурные подразделения, факультеты, институты. Непосредственно поиск можно осуществлять по авторам, тематическим запросам и году публикации материалов (с 1959 г. по настоящее время) [6]. Факультет эстетического образования представлен более чем 3 тысячами записей, в число которых входят научные публикации и учебные издания.
Педагогу-музыканту в своей профессиональной деятельности следует учитывать оцифрованные фонды научных, специальных и крупных универсальных библиотек Беларуси профильной направленности.
Национальная библиотека Беларуси предлагает открытый доступ к различным электронным информационным ресурсам виртуального читального зала (полнотекстовым, реферативным, библиографическим и фактографическим базам данных). Особый интерес представляет интернет-ресурс «Книга Беларуси XIV–XVIII вв»., который включает документы, представляющие историческую ценность как для Беларуси, так и мирового сообщества в целом [3].
Активной исследовательской и практико-ориентированной площадкой получения авторитетной профильной информации можно считать репозиторий Центральной научной библиотеки имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси [8], который включает в себя издания ЦНБ НАН Беларуси, публикации, фонд отдела редких книг и рукописей.
Информационным центром в области музыкального искусства и музыковедения является городская нотно-музыкальная библиотека, являющаяся филиалом централизованной системы государственных публичных библиотек г. Минска. Уникальными фондами библиотеки (более 150 тысяч экземпляров книг по теории и истории музыки, нотных изданий, грампластинок, компакт-дисков, электронных документов) пользуются музыканты-профессионалы, студенты и учащиеся музыкальных вузов, колледжей, лицеев, школ. На сегодняшний день библиотека обслуживает своих пользователей традиционными формами (абонемент, читальный зал), не используя виртуальные службы и сервисы.
Обозначенные в статье электронные библиотеки и институциональные репозитории для педагога-музыканта — это небольшая часть музыкально-образовательного потенциала сети Интернет в части белорусского контента. В целом, заявленная в статье тема является еще достаточно новой для изучения, так как многие учреждения высшего образования республики (в том числе музыкально-педагогического профиля) только начинают создавать электронные библиотеки и репозитории, наполняя их текущими изданиями и публикациями. Дополнительно поставлены задачи оцифровки изданий прошлых лет. Цифровые библиотеки становятся основой не только для получения практико-ориентированной информации, но и важным составляющим компонентом для научной и исследовательской деятельности.
Для современного педагога важно гибко и мобильно включиться в процесс цифровой трансформации процессов в системе образования, в том числе в дистанционном формате, чтобы не прерывать сам процесс ради будущего эффективно-функционирующего образовательного пространства Беларуси, невзирая на все вызовы и экстремальные ситуации, происходящие в мире.
Литература:
- Белая, С. А. Профессиональная медиасреда как условие формирования информационной культуры и грамотности преподавателя вокально-хоровых дисциплин / С. А. Белая // Педагогическое мастерство: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.) / под. ред. И. Г. Ахметова и др. — Казань: Молодой ученый, 2021. — C. 33–37.
- Национальная библиография Беларуси [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eir.nlb.by/wps/portal/eir/!ut/p/a1/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfGjzOKNPS3NPCwMjDwt_I1cDTz9XJxMTU38DA0MTIEKIoEKDHAARwO8-gMNoPrxKMCn38QIqt_Z3dHDxNzHwMA90MTJwNPc19_bNcjC2MDTjDj347GAgP5w_SiwEnwuACvAE0QFuaGhoREGmQDw53Uk/dl5/d5/L2dJQSEvUUt3QS80SmlFL1o2XzNJOTZIODAySThPMkUwSU5EQjU1NE4xMFEw/?. — Дата доступа: 01.03.2022.
- Национальная библиотека Беларуси [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nlb.by/. — Дата доступа: 01.03.2022.
- Нотно-научная библиотека Белорусской государственной академии музыки [Электронный ресурс] // Учреждение образования «Белорусская государственная академия музыки». — Режим доступа: https://www.bgam.by/library. — Дата доступа: 01.03.2022.
- Открытый доступ [Электронный ресурс] // Издательство Грамота. — Режим доступа: https://www.gramota.net/openaccess.html. — Дата доступа: 01.03.2022.
- Репозиторий Белорусского государственного педагогического университета (БГПУ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elib.bspu.by/. — Дата доступа: 01.03.2022.
- Репозиторий Белорусского государственного университета культуры и искусств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/public176319350. — Дата доступа: 01.03.2022.
- Репозиторий ЦНБ НАН Беларуси [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://library.basnet.by/. — Дата доступа: 01.03.2022.
- Сводный электронный каталог библиотек Беларуси [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://unicat.nlb.by. — Дата доступа: 01.03.2022.
[1] «Открытый доступ» (Open Access) — это международное академическое движение, которое стремится к обеспечению свободного, бесплатного доступа к научным публикациям в сети Интернет. Публикации «Открытого доступа» можно свободно читать, загружать, копировать, распространять, печатать, использовать в образовательных целях или легально использовать другими способами. Концепция «Открытого доступа» предполагает устранение финансовых ограничений на доступ к текстам научных публикаций, таких как плата за подписку, оплата доступа и т. д. Любой пользователь может получить научную информацию бесплатно. Открытый доступ устраняет юридические ограничения на использование научных публикаций, при этом не происходит нарушений прав авторов. Под режимом «Открытого доступа» к материалу подразумевается не разрешение его изменять, а только свободный, ничем не ограниченный доступ к материалу [4].
Ключевые слова
электронные библиотеки, методическая культура педагога, медиаинформационная культура, информационные образовательные ресурсы Республики Беларусь, институциональные репозиторииПохожие статьи
Профессиональная медиасреда как условие формирования информационной культуры и грамотности преподавателя вокально-хоровых дисциплин
В статье рассматриваются вопросы формирования медиаинформационной культуры и грамотности педагога. Представлены возможности информационно-образовательной медиасреды в профессиональном развитии преподавателя вокально-хоровых дисциплин. Сделан обзор ин...
Современные интернет-ресурсы по обучению иностранному языку, их основные понятия и функции
В данной работе описаны виды Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования, а именно требования ФГОС. В научной статье рассматриваются понятия и сущность образовательных Интернет-р...
Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации
В статье рассматривается эволюция белорусской вокальной школы на примере становления и развития вокальной школы Белорусской государственной академии музыки, как ведущего центра профессионального образования. Поднята проблема сохранения ее как единой ...
Информационно-методологическая поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств
Статья посвящена изучению информационно-методологической поддержки сельхоз товаропроизводителей. Изучены меры информационной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках национального проекта и государственной программы. Проведена оценка рол...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...
Визуализация исторических данных
Представленное в работе исследование носит научно-практический и историко-хронологический характер. В работе дается обзор программного обеспечения, создающего хронологические срезы, аналитическую и графическую части для исторической научно- исследова...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...
Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане
Стратегия социально-экономического развития Узбекистана в долгосрочном плане ориентирована на движение к информационному обществу, создание и реализацию предпосылок и условий его формирования. Такая стратегия позволяет интегрироваться в мировое эконо...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Характеристика основных музыкально-образовательных ресурсов в детском музыкальном образовании
В статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности музыканта в сфере музыкально-компьютерных технологий (МКТ). Охарактеризованы основные музыкально-образовательные ресурсы, используемые в детском музыкальном образовании. Названы актуальные вопросы, ...
Похожие статьи
Профессиональная медиасреда как условие формирования информационной культуры и грамотности преподавателя вокально-хоровых дисциплин
В статье рассматриваются вопросы формирования медиаинформационной культуры и грамотности педагога. Представлены возможности информационно-образовательной медиасреды в профессиональном развитии преподавателя вокально-хоровых дисциплин. Сделан обзор ин...
Современные интернет-ресурсы по обучению иностранному языку, их основные понятия и функции
В данной работе описаны виды Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования, а именно требования ФГОС. В научной статье рассматриваются понятия и сущность образовательных Интернет-р...
Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации
В статье рассматривается эволюция белорусской вокальной школы на примере становления и развития вокальной школы Белорусской государственной академии музыки, как ведущего центра профессионального образования. Поднята проблема сохранения ее как единой ...
Информационно-методологическая поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств
Статья посвящена изучению информационно-методологической поддержки сельхоз товаропроизводителей. Изучены меры информационной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках национального проекта и государственной программы. Проведена оценка рол...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...
Визуализация исторических данных
Представленное в работе исследование носит научно-практический и историко-хронологический характер. В работе дается обзор программного обеспечения, создающего хронологические срезы, аналитическую и графическую части для исторической научно- исследова...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...
Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане
Стратегия социально-экономического развития Узбекистана в долгосрочном плане ориентирована на движение к информационному обществу, создание и реализацию предпосылок и условий его формирования. Такая стратегия позволяет интегрироваться в мировое эконо...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Характеристика основных музыкально-образовательных ресурсов в детском музыкальном образовании
В статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности музыканта в сфере музыкально-компьютерных технологий (МКТ). Охарактеризованы основные музыкально-образовательные ресурсы, используемые в детском музыкальном образовании. Названы актуальные вопросы, ...