В современном мире большую роль играют дистанционные формы обучения. Важно понимать, что предлагают сегодня системе образования, как решаются те или иные проблемы, возникающие в процессе дистанционного образования, насколько преподаватели готовы и заинтересованные в освоении и использовании таких технологий и, безусловно, как разрабатывается достойное и качественное содержание дистанционных форм образования.
Ключевые слова: дистанционное образование, перспективы, удаленное образование, интернет, ИКТ.
На сегодняшний день широко представлены различные формы дистанционного обучения, которые позволяют студентам получать не только базовое образование, но и одновременно профессиональные навыки, в которых они специализируются. Дистанционные формы обучения существенно уменьшают затраты средств и времени в ходе обучения. Очевидно, для этого необходимы соответствующие современные методы и технические решения для продвижения удалённого образования, обеспечения его должного качества, что заставляет задумываться о том, на основе каких технологий на сегодняшний день базируется дистанционное обучение белорусских и зарубежных высших учебных заведений.
Сегодня система высшего образования с целью предоставить в наибольшей степени гибкие и современные способы обучения активно проводит работу по внедрению качественных и в то же время удобных форм организации полноценного образования, которые позволили бы студентам одновременно осваивать свою профессию и получать определенные знания. Безусловно, информационные и интернет-технологии, современные инновационные методы процесса работы — решающие факторы данной формы образования. Основным элементом организации непривычной для Беларуси системы образования являются информационные технологии. В ходе развития таких образовательных форм предполагается достижение таких целей как возможность получения полноценного образования удалённо, иными словами диалог студентов с преподавателем путем использования только интернета; полнота выбора подходящей организации процесса обучения конкретно для слушателей; предоставление необходимого материала для самообучения; вероятность прерывания процесса обучения в случае личных потребностей обучающихся и точно так же возобновление данного процесса; уменьшение размера стоимости образования из-за свободной и широкой доступности к образовательным ресурсам; без каких-либо возрастных ограничений увеличение числа потенциальных студентов; выработка навыков получать необходимые знания самостоятельно; содействие развитию интеллектуального потенциала.
Гибкость, параллельность, асинхронность — это то, что позволяет дистанционному обучению выгодно отличаться. Такие возможности, как отсутствие географических границ, доступ к необходимым материалам в любое время суток, массовость также являются неоспоримыми преимуществами данного режима обучения. Обучение путем онлайн-сервисов — это не просто обмен информацией и коммуникация преподавателя со студентами с помощью интернета, но и возможность получать консультацию, нужную литературу удаленно. Важен и контроль этих получаемых знаний, варианты которого также достаточно обширны: видеосвязь, интерактивные программы тестирования и т. д. Сдача зачетов и экзаменов вполне может осуществляться дистанционно, например, с помощью итогового испытания с возможностью пересдачи и повышения оценки. Удобно и то, что существует контроль активности студента, который контролирует его и позволяет быть более ответственным. Стоит отметить, что удаленное обучение должно быть более выгодным на любом уровне образования. Оно выгодно не только студентам, но и самим университетам. Электричество не расходуется студентами, которые обучаются дистанционно, они не пользуются мебелью, аудиториями. Конечно, всё это является весомыми аргументами в пользу снижения стоимости обучения. Что касается конкретно студентов, им не нужно тратить деньги на транспорт, жизнь в другом городе, материалы для обучения. Необходимые время, место и скорость обучения — то, что предусматривает удаленное обучение. Такой подход является качественной и действенной альтернативой различным онлайн-видеокурсам и многочисленным тренингам.
Количество пользователей Интернета стремительно увеличивается и в Беларуси, и в мире в целом, что, несомненно, является фактором, который задаёт ориентацию привычной нам системы образования на развитие и совершенствование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. В Беларуси интернет-пользователи набирают обороты в активном использовании данной сети, поэтому охват на 2019 год составил 88 %, а на июнь 2019 года он составил 74,4 %, если следовать международной оценке. Так, это позволяет утверждать, что по данным показателям Беларусь обгоняет некоторые страны, такие как, например, Грузия, Греция, Сербия, Болгария.
Интернет в современном мире — базовая потребность, поэтому его популярность формирует предпосылки для плодотворной интеграции ИКТ в процесс обучения не только среди молодого населения, но также и в обществе в целом, так как игнорирование такой правды, как внедрение современных технологий в повседневную жизнь, становится невозможным. Внедрение ИКТ в Беларусь также обуславливается резко возросшим уровнем технического оснащения в образовательных учреждениях страны. Тем не менее, на текущий момент учебные заведения Беларуси не способны целиком дать возможность студентам получать высшее образование только с помощью интернета. Сегодня по большей части используют те структуры дистанционного образования, которые способны в наибольшей степени успешно проявлять «работоспособность» на связанных с компьютерными технологиями специальностях. Также стоит отметить, что дистанционное образование воспринимается как вид заочного обучения, выполняющего свои функции путём интернет-коммуникаций.
С 2000 года функционирует МИДО — международный институт дистанционного образования. И МИДО и его филиалы организуют процесс обучения. Сами филиалы расположены в Гродно и Молодечно. Гродненский филиал кафедры информационные системы и технологии МИДО БНТУ реализует подготовку специалистов с 2005 года и сегодня в нем обучается более 200 студентов. Для поступления на дистанционную форму обучения также требуется сдавать централизованное тестирование.
Безусловно, существует и ряд проблем, которые вызывает данная форма обучения. Дистанционная форма обучения, конечно, не может сравниться традиционной, так или иначе студенты бывают не готовы самостоятельно обучаться, что зачастую создаёт для преподавателя дополнительную работу. Низкая готовность студента придерживаться порядкам удалённой формы работы вызвана человеческим фактором. Важно учесть и тот факт, что далеко не для каждой специальности подходит такого рода обучение. Например, невозможно обучить людей строить, ремонтировать, готовить еду без присутствия мастера, без практики. Качественный продукт в виде образовательных и методических программ требует перестройки самих преподавателей, так как необходимо создание электронных средств обучения с качественным и профессиональным подходом. Развитие формата ДО изучения своего предмета идет в виде создания электронных вариантов конспектов, лекций и практических занятий. Также важную роль играют предоставление дополнительной информации с целью углубленного изучения предмета, постоянный диалог со студентами, трансляция своего опыта даже после окончания обучения для обновления материала, что также может вызывать дополнительные трудности непосредственно у преподавателя.
На сегодняшний день в ГрГУ имени Янки Купалы также проводятся некоторые занятия в формате онлайн. Встречаются студенты и преподаватели на Образовательном портале университета, различных сетевых платформах, таких как WebEx, Zoom, Skype, а также в соцсетях. В расписании университета на день — сотни вебинаров, видеоконференций и других интерактивных занятий. Обучение проходит в соответствии учебным планам. Качество образовательного процесса сохраняется. Безусловно, такой вид обучения стал достаточно неожиданным и непривычным явлением. Образовательный портал ГрГУ работает более 10 лет, что является хранилищем информации, где собраны все учебно-методические комплексы по каждой дисциплине, охватывая теоретический, практический материалы и блок контроля знаний, также это и удобная площадка для общения преподавателей и студентов, студентов между собой. Сотрудники университета тоже повышают уровень владения информационно-коммуникационными компетенциями. На постоянной основе для них организовано обучение по работе с современными образовательными платформами, проведению вебинаров.
Дистанционное образование — актуальная задача для системы высшего образования. Довольно широкий спектр лиц, которым на самом деле необходима эта форма образования по роду своей деятельности, является задействованным в учебный процесс. Безусловно, чтобы сделать необходимые выводы и скорректировать дальнейшие направления дистанционного образования в Республике Беларусь, необходим тщательный анализ всех его аспектов, что сейчас и является актуальным для нашего времени.
Литература:
- https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/269815/1/529–534.pdf
- https://www.belta.by/regions/view/poseschaemost-prakticheski-stoprotsentnaja-v-grgu-imjanki-kupaly-rasskazali-ob-onlajn-obuchenii-388116–2020/
- https://newgrodno.by/society/kak-prohodit-distantsionnoe-obuchenie-v-grgu-im-ya-kupaly/