Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 06.01.2015

Статья просмотрена: 13441 раз

Библиографическое описание:

Голованова, Ю. В. Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения / Ю. В. Голованова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 163-167. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7048/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящее время сформировалось достаточно большое количество проблем, связанных с преподаванием в высшей школе. И эти проблемы являются неотъемлемой частью процесса преподавания и жизни в вузе в целом. Правильная постановка и выбор направления решения определяют развитие любого образовательного учреждения. Задача любого педагога — донести в лучшем виде до учащихся необходимые знания, сделать так, чтобы они усвоились максимально лучшим способом, а также не забывая о воспитании достойных членов общества, прививая уникальную культуру ценностей и гражданского понимания. В наше непростое время обновления и ускоренных темпов усвоения материала одной из основных проблем образования является его правильная и своевременная модернизация. Она должна включать в себя не только все основы фундаментального образования, но также обладать системой быстрого, своевременного обновления информации и способами доставки знаний до студента.

Одним из направлений решения сложившейся непростой ситуации является применение системы дистанционного образования. Образование с применением элементов данной системы может стать формой образования современного настоящего и будущего. Актуальность системы дистанционного образования заключается в том, что прогресс общества в целом переместился из сферы технологий в информационную. Сфера информации представляет собой конгломерат базовых знаний и инновационной информации, постоянно обновляющийся и изменяющийся. Необходимо также учитывать, что профессиональные знания устаревают. Их необходимо постоянно обновлять. Дистанционное образование с учетом особенностей и проблем высшей образовательной школы может дать возможность непрерывного обучения и обмена информации без потери актуальности и новизны. При этом существенным преимуществом данной системы является то, что знания и информацию можно получать практически без потери реального времени и независимо от реального местоположения. Именно дистанционное образование адекватно и гибко может откликнуться на любые изменения и требования окружающей обстановки и произвести необходимые изменения и дополнения. С учетом решения всех проблем дистанционного образования эта система образования может стать наиболее эффективной формой обучения как в сочетании с фундаментальным образованием, так и как самостоятельная единица.

Основными проблемами дистанционного образования являются следующие:

-          полностью не проработана нормативно-правовая база, на деле существуют лишь отдельные документы, обозначающие существование и работу данной системы;

-          дистанционным образованием называют любое образование, кроме очной системы;

-          образовательно-педагогические аспекты данной системы отступают на второй план перед коммерческой составляющей данного вопроса.

Учитывая тематику поставленных проблем, необходимо разобраться и установить четки определения дистанционной системы образования, выделить четкие грани теоретической базы, оценить возможности предоставления системы знаний для различных уровней обучения.

Сопоставляя различные источники информации, можно дать следующее общее определение дистанционному образованию. Дистанционное образование — это наиболее новая и современная модель обучения, отличающаяся своей спецификой от других форм обучения.

Дистанционное образование подразумевает применение методик, средств, форм обучения, отличных от других форм образования. Так же необходимо учитывать и формы общения студентов с педагогическим составом и друг с другом, как элементом системы самообучения. При этом дистанционная форма образования должна состоять из тех же компонентов, что и традиционные формы обучения. А это значит должна быть основная направленная цель обучения, установленная социальным заказом для этой формы обучения; предметное содержание, устанавливаемое действующими учебными программами; организационные методы и формы работы; средства обучения. Последние составляющие определены компонентами технологической основы: телекоммуникациями, компьютерной техникой, кейс-технологией и подобными техническими элементами.

Следует различать заочную и дистанционную формы обучения. Их очень часто путают, хотя это абсолютно разные формы обучения. Их основное отличие в том, что при дистанционной форме образования используется практически постоянная эффективная интерактивность. Дистанционное образование необходимо рассматривать как иную и абсолютно новую форму обучения. Дистанционное обучение имеет ту же структуру, что и очное. Оба варианта образования построены в соответствии с целями и соответствующим содержанием. Но подача материала и взаимодействие обучающихся с педагогами отличается от традиционных вариантов. Дидактическая основа, состоящая из основополагающих принципов научности, системного подхода и индивидуализации обучения, и реализующая систему образовательно-профессиональных компетенций, та же самая, что и при очной форме обучения. Отличительной чертой является реализация, которая зависит от специфики этой формы обучения, возможностей информационной среды, технического потенциала и других подобных факторов, которые связаны со средой Интернет и ее услугами.

Из выше изложенного можно выделить следующее. Дистанционное обучение является частью общей системы образования, предполагая при этом возможность непрерывности обучения и саморазвития. Также необходимо учитывать, что есть различие в восприятии дистанционного обучения как системы и как процесса. Дистанционное образование как система предполагает наличие комплекса структур, которые, находясь во взаимодействии, обеспечивают целостность процесса обучения и профильного наполнения предметов изучения. Дистанционное образование как процесс должно обеспечивать непрерывность обучения с технической точки зрения, используя в качестве поддержки инновационные составляющие современной науки и техники.

Анализируя все формы обучения, делаем вывод, что существует этап педагогического проектирования направления образования, включая все основные составляющие, такие как технологии, методы, формы обучения. Это касается и дистанционного образования. Задачами этого этапа можно выделить создание теоретической и практической предметно-профессиональной базы. Но уклон должен быть в электронно-техническую составляющую вопроса, а именно на создание электронных учебников, виртуальных лабораторий, технически современных методов контроля за текущей и рубежной успеваемостью [1, с.41].

Обучение дистанционно любой дисциплине определяется тщательным, детальным планированием и организацией данного процесса, самоорганизацией обучаемого, постановкой четких целей и задач. Также в этот процесс необходимо включить предоставление учебных материалов как необходимой интерактивности и взаимодействия между обучающимися и преподавательским составом, не исключая группового обучения.

Наличие продуктивной и достоверной обратной связи позволяет студентам получать информацию о его обучении в этой области знаний. Также необходимо учитывать такую важную направленность дистанционного образования как мотивация. Для повышения ее уровня существуют разные приемы и средства. Вариативность различных методик и средств, а также технологий и технических средств необходимо применять при разработке дисциплин дистанционного образования [2, с.325].

Если рассматривать направления дистанционного обучения, то можно выделить следующие направления, применимые к высшей школе и профессиональным моментам самообучения:

1.       профессиональная подготовка и переподготовка кадров;

2.       повышение квалификации педагогических кадров по определенным областям знаний;

3.       углубленное изучение интересующих тематических направлений;

4.       ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;

5.       базовые курсы основной программы для студентов, не имеющих возможность посещения вуза вообще или в течение какого-то отрезка времени;

6.       дополнительное образование по интересам.

В зависимости от целей обучения подходы и реализация могут быть различными и отличаться степенью интерактивности. Методика, подборка материала, технические средства реализуют направление выбранной системы знаний, повышают уровень мотивации и интеграции в систему образования.

Анализируя информацию по дистанционному образованию, можно отметить, что наиболее прогрессивные и имеющие перспективу развития являются следующие варианты обучения:

-          процесс, основанный на интерактивном телевидении;

-          обучение с применением телекоммуникационных сетей различного охвата;

-          применение технологий электронных учебников с использованием сети Интернет.

В настоящее время не существует однозначного определения интерактивного телевидения (IPTV) и полного, единого описания услуг, которые данная система может предоставлять своим пользователям. Одна из причин этого — коммерческий подход к предоставлению конкретных адаптированных технических решений, которые не являются нужными или объективными. Наиболее близкое определение интерактивного телевидения следующее — это технология телевидения в цифровом формате, передаваемая по протоколу IP. Это совершенно новая технология телевидения, его новое поколение.

Оборудование, используемое при применении данной технологии, включает в себя современные компьютеры, соответствующие системным требованиям; приставки ТВ, специализированные под данную систему; медиа-плееры; телесистемы с технологией Smart TV; мобильные устройства [6, с.15].

Одним из главных преимуществ IPTV является интерактивная возможность предоставления клиентам-пользователям широкого спектра услуг (Video on Demand (VoD), TVoIP, Time Shifted TV, Network Personal Video Recorder, Electronic Program Guide, Near Video on Demand). При этом протокол IP позволяет обеспечивать не только видео услуги, но и более расширенный пакет интерактивных, интегрированных услуг.

Одним из достоинств такого телевидения, которое широко можно использовать во всех видах обучения — это возможность использовать для одного видеоряда более двух каналов звукового сопровождения, например на двух различных языках, а также его интерактивность (обратная связь в виде возможностей просмотреть справки по видеоматериалу и отзыве-отчете о просмотре).

К преимуществу обучения с использованием подобной технологии можно также отнести возможность прямого визуального общения с аудиторией, которая находится на достаточном расстоянии от преподавателя. Недостатком в данном случае является то, что это можно назвать трансляцией любого традиционного занятия (даже с использованием любых инновационных технологий образования). Необходимо стремится использовать такую технологию для демонстрации уникальных занятий или лабораторных практикумов, когда необходимо продемонстрировать новейшие технологии или методики, новые знания или провести обсуждение профильных тематик при участии известных людей в данных областях знаний. Такой вариант предоставления знаний имеет все перспективы развития, но на данный момент является достаточно дорогостоящим.

Рассматривая следующий вариант построения дистанционного обучения, мы подходим к использованию наиболее распространенной технологии телекоммуникаций в виде почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Эти технологии достаточно развиты и являются недорогими. Если организовывать систему обучения на данных технологиях также необходимо использовать новейшие средства телекоммуникаций, так как это улучшает качество данного образования в целом [4, с.124].

В третьем способе предполагается использование компакт-дисков или их аналогов в качестве теоретической базы, представленной электронными учебниками и базовыми презентациями. Дидактические возможности такого представления материала огромны для всех форм образования и самообразования как в качестве основы теоретических знаний, так и формы восполнения пробелов. При этом электронный учебник обладает всеми современными техническими качествами, необходимыми для современного повышения знаний и умений, такими как большая информативность, интерактивность, мультимедийность. Это дает возможность оптимизации дистанционного обучения.

В целом сочетание всех рассмотренных вариантов дает возможность улучшения качества образования в целом, повысить уровень мотивации к самообучению и развитию личности.

Можно также отметить, что сочетание методик и технологий также дает ряд общих преимуществ дистанционной системы образования перед другими формами. Это высокая степень эффективности данной системы по сравнению с вечерней и заочной формами обучения, так как качество предоставляемого материала выше при более низкой себестоимости. Следующим преимуществом можно назвать более гибкий график и уменьшение срока самого обучения. Далее такая форма образования дает возможность сочетать обучение в различных вузах России и зарубежья, а также использовать при это различные формы обучения. И одним из основных преимуществ данной формы обучения можно назвать независимость студента от географического положения вуза.

На практике, подтвержденной экспериментами и достаточным опытом работы, структура и качество дисциплин и курсов дистанционной формы образования значительно выше, чем у других форм обучения. Современные технологии и техника обеспечивают активное участие студентов в процессе обучения, позволяют управлять темпами и стилем данного процесса. Интеграция звуковых записей и видеоизображений создает особую интерактивную учебную среду, развитие которой укрепляет и увеличивает заинтересованность обучающихся к развитию и обучению. За счет использования новейших интерактивных технологий и программ осуществляется стабильная обратная связь, позволяющая обоюдный диалог и поддержку взаимодействующих сторон, даже более интенсивную, чем в традиционных формах обучения. Обмен знаниями и информацией из-за использования новейших систем телекоммуникаций обеспечивается в некоторых случаях даже более эффективно, чем в традиционных средствах обучения.

Анализируя всю описанную выше информацию, можно отметить также, что проблемы дистанционного образования существуют, но они вполне поправимы. Качество и эффективность данной формы образования напрямую зависит от преподавателей, ведущих занятия через интерактивную сеть. Это должны быть педагоги-универсалы, которые владеют новейшими педагогическими приемами, владеют инновациями в области информационных технологий, подготовлены для работы в уникальной информационной среде. Проблемой в данном случае является то, что у нас не существует подготовки таких специалистов. Далее проблемой является форма и содержание информационного обеспечения обучающихся в сетях. Вопрос о структуре и предоставлении учебных материалов в сети Интернет не является решенным практически со всех сторон рассмотрения, в том числе и правовой. На стадии решения остается и вопрос проведения оценки знаний студентов, обучаемых дистанционно. Данные вопросы влекут за собой проблему отсутствия нормативно-правовой базы дистанционной формы образования, о чем писалось ранее [5, с.32].

Рассматривая дистанционную форму образования, необходимо понимать, что должна быть создана единая уникальная учебно-информационная интерактивная среда, способная постоянно обновляться и настраиваться под определенные нужды образовательного процесса. В нее необходимо включить всевозможные электронные и сетевые источники информации, такие как виртуальные библиотеки и базы данных, электронные учебные пособия, виртуальные лаборатории и классы, службы сетевых консультации и другие подобные структуры. Если рассмотреть основу дистанционного обучения, то мы должны говорить о наличии в данной системе учителя, учебника и обучаемого, как и в традиционных формах. Также должно быть организовано взаимодействие учителя и обучаемого, как один из основных и важных факторов получения системы знаний. Из этого можно заключить, что основой при создании дистанционной формы обучения является создание уникального комплекса дисциплин в интерактивной форме, разработки дидактической базы дистанционного обучения и подготовка педагогов-тьюторов (координаторов обучения). Подготовка таких педагогов является одним из главных путей решения проблем дистанционной формы обучения [3, с.41].

Не следует также путать дистанционную и заочную формы обучения. Заочная форма обучения по сути своей находится ближе к традиционным формам обучения, так как в ней предполагается постоянный контакт с педагогическим коллективом, с коллегами-обучающимися, наличие всех элементов традиционного обучения, но представленных особыми формами. Поэтому можно заключить, что требуются дополнительные исследования данного вопроса, практические эксперименты и проверки, исследовательские работы и внедрения. В настоящее время данные процессы ведутся не в полном объеме и не отвечают современным педагогическим требованиям [7, с.96].

Все это ведет к осознанию значимости вышеописанных проблем дистанционной формы обучения. Необходимо улучшить и расширить применение дистанционной формы обучения в регионах России из-за больших перспектив данной формы обучения, той пользы, которую данная система может принести для развития интеллектуального и высокопрофессионального общества.

 

Литература:

 

1.       Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения. Телекоммуникации и информатизация образования.-2007.-№ 3.-С.85–92.

2.       Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых. Философия образования.-2011.-№ 6(39).-С.322–329.

3.       Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий. Телекоммуникации и информатизация образования.-2004.-№ 2.-С.40–42.

4.       Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению. Информатика и образование.-2009.-№ 11.-С.124–125.

5.       Громова Т. В. Формирование готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения.-М.:ТЕЗАРУС,2006.-С.32.

6.       Лебедев В. Э. Опыт использования электронного образовательного ресурса по дисциплине. Дистанционное и виртуальное обучение.-2009.-№ 8.-С.10–22.

7.       Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении. Актуальные проблемы современной науки.-2011.-№ 1.-С.96.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, форма обучения, дистанционное обучение, дистанционная форма образования, форма образования, IPTV, дистанционная форма обучения, система, интерактивное телевидение, традиционная форма обучения.