Профессиональная медиасреда как условие формирования информационной культуры и грамотности преподавателя вокально-хоровых дисциплин
Автор: Белая Светлана Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)
Дата публикации: 24.08.2021
Статья просмотрена: 57 раз
Библиографическое описание:
Белая, С. А. Профессиональная медиасреда как условие формирования информационной культуры и грамотности преподавателя вокально-хоровых дисциплин / С. А. Белая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16643/ (дата обращения: 24.12.2024).
В статье рассматриваются вопросы формирования медиаинформационной культуры и грамотности педагога. Представлены возможности информационно-образовательной медиасреды в профессиональном развитии преподавателя вокально-хоровых дисциплин. Сделан обзор интернет-ресурсов и сервисов музыкально-педагогической, информационно-просветительской и образовательной направленности Республики Беларусь.
Ключевые слова: методическая культура педагога, медиаинформационная культура, цифровая грамотность, медиаобразование, информационно-образовательная медиасреда, информационно-коммуникационные технологии в образовании.
В Республике Беларусь на государственном уровне большое внимание уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в различных областях в частности. Реализуются государственные, отраслевые, межотраслевые программы, направленные на решение актуальных задач в сфере информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий, их внедрение в организацию образовательного процесса.
Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, в качестве одного из важных направлений в социально-гуманитарной сфере определена цифровая трансформация системы образования, связанная с формированием информационного общества. Развитие инфраструктуры информатизации, внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти, региональных органов управления регламентируется Стратегией развития информатизации в Республике Беларусь на 2016–2022 годы, Концепцией информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года, Концепцией цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы.
Концепция цифровой трансформации задаёт основные цели, задачи, направления и определяет границы процессов, протекающих в настоящее время в системе образования Республики Беларусь. Педагогическим работникам планируется предоставить возможности для обмена опытом и практическими навыками в рамках специализированных площадок и виртуальных профессиональных сообществ, а также возможность публикаций авторских наработок и передового педагогического опыта в библиотеках и банках цифрового образовательного контента. Система непрерывного педагогического профессионального развития будет основана на новых методах. Поэтому необходимо своевременно разработать необходимые образовательные ресурсы и услуги, модели и методики их эффективного использования, а также подготовить специалистов системы образования к их применению в условиях электронного образования.
Велением времени сегодня становится обучение кадров новой формации, когда наряду с высокой подготовленностью в предметной, в том числе музыкальной сфере, педагогу требуется освоить специфические знания в области современных информационных технологий и обладать высокой цифровой и медиаинформационной культурой и грамотностью. С каждым днём растёт число профессиональных конкурсов методических разработок мультимедийных уроков, предметных курсов, иных мероприятий с применением цифровых образовательных ресурсов.
Для системы образования актуальным становится лозунг «Современный обучающийся — мобильный обучающийся», который порождает новый вид учебного процесса — так называемое мобильное обучение.Эффективное использование ИКТ предполагает, что повышается наглядность, эмоциональная насыщенность образовательной деятельности, мотивация обучающихся и педагогов.
Обзор интернет-ресурсов и сервисов музыкально-педагогической, информационно-просветительской и образовательной направленности Республики Беларусь
Огромную помощь педагогу-музыканту в его профессиональной деятельности оказывают интернет-ресурсы. Не зря говорят, что всё знать не обязательно, но обязательно знать, где взять необходимые сведения. Работа по отбору авторитетных и актуальных источников информации весьма трудоёмка и требует постоянной проверки существующих ресурсов и дополнение их новыми. И чтобы педагогу, делающему первые шаги на пути к информационной компетентности, ориентироваться в глобальной информационной сети сделан web-обзор интернет-ресурсов и сервисов музыкально-педагогической направленности Беларуси. Далее представлены наиболее востребованные и авторитетные интернет-ресурсы, которые использует в своей деятельности автор.
При работе существенной проблемой стала отсутствие специализированной, профильной интеграции интернет-ресурсов, размещённых на образовательных, музыкальных порталах, на сайтах различных учреждений культуры и образования, в электронных библиотеках и коллекциях. Однако на общегосударственном уровне создана и эффективно развивается новая информационная система «Официальные интернет-ресурсы Республики Беларусь» [19], где раздел «Культура» представлен системой гиперссылок на Министерство культуры Республики Беларусь, сайты некоторых государственных музеев и театров, Национальный академический народных хор Республики Беларусь им. Г. И. Цитовича. Данный перечень будет расширяться, охватывая государственные учреждения и объекты культуры (театры, музеи, фестивали и т. п.).
К важным авторитетным интернет-ресурсам следует отнести официальный сайт Республики Беларусь, который включает раздел, посвященный белорусской культуре (история, изобразительное искусство, театральное искусство, кино, музыка) [4]. Сайт работает с дополнительной системой гиперссылок, используются объекты инфографики. Данный ресурс даёт справочную информацию и полезен для общего ознакомления с культурой Беларуси.
Порталы и сайты государственной ведомственной направленности , такие как сайт Министерства культуры Республики Беларусь [17], портал Министерства образования Республики Беларусь [18], сайты управлений и отделов идеологической работы, культуры и по делам молодёжи районных и городских исполкомов, носят официальный регламентирующий характер и отвечают требованиям, предъявляемым к таким сайтам. Необходимость просмотра данных ресурсов для любого специалиста, а особенно работника сферы образования, актуальна прежде всего в целях формирования общей информационной, правовой и организационно-методической культуры.
К следующему блоку интернет-ресурсов необходимо отнести сайты государственных учреждений образования и культуры .
Сайты ведущих учреждений высшего образования:
– Белорусская государственная академия музыки [20];
– Белорусский государственный университет культуры и искусств [22];
– Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, кафедра музыкально-педагогического образования факультета эстетического образования [21].
Сайты учреждений дополнительного образования взрослых:
- институт повышения квалификации и переподготовки кадров Белорусского государственного университета культуры и искусств [10];
- Минский городской институт развития образования — один из ведущих институтов в области дополнительного образования взрослых и курируемый институтом минский городской методический портал (раздел «Музыка») [16].
Сайты учреждений образования, осуществляющих подготовку на уровне среднего специального образования:
- Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки [11];
- Минский государственный музыкальный колледж имени Михаила Ивановича Глинки [23] и др.
Сайты детских музыкальных школ искусств г. Минска [9] и областей, а также учреждений дополнительного образования детей и молодёжи (дома творчества детей и молодёжи, профильные музыкальные студии, кружки и т. д.): как правило, сайты учреждений образования сохраняют чёткую структуру правового, справочно-информационного контента с уклоном на специфику обучения и популяризацию деятельности в рамках творческих достижений.
Сайты и порталы музыкальных организаций и общественных объединений:
– Белорусский союз музыкальных деятелей [7]: сайт имеет внутреннюю навигационную систему презентационного материала об ассоциациях, входящих в состав союза, а также включает медиаплатформу для трансляции лучших образцов белорусской музыки;
– Белорусский союз композиторов [6]: на сайте представлена деятельность союза композиторов как в ретроспективном ключе, так и в формате анонсирования мероприятий, которые проводит союз; медиасервисы — нотная библиотека, видео, аудио, фото.
– Белорусская ассоциация хоровых дирижёров при Белорусском союзе музыкальных деятелей [1] и другие музыкальные общественные объединения.
Важной инициативой, востребованной исполнителями различных профилей, является создание специализированных информационно-образовательных сайтов . Одним из первых появился белорусский хоровой портал «Хор.by» [24]. Этот некоммерческий интернет-проект адресован аудитории, интересующейся хоровой тематикой. Цели ресурса — популяризация белорусской хоровой музыки, активизация деятельности творческих (профессиональных, самодеятельных) коллективов по развитию и расширению слушательской аудитории хоровой музыки. Задачи — информационная поддержка и сопровождение культурных событий в сфере хоровой и вокально-симфонической музыки в интернете; создание условий для обмена информацией и опытом между профессионалами; поддержка творческих идей композиторов, дирижёров, вокальных исполнителей; организация доступа к необходимым учебно-методическим материалам для учащихся, студентов и преподавателей учебных заведений музыкального профиля.
На страницах сайта можно узнать последние музыкальные новости, ознакомиться с афишей ближайших хоровых концертов и проектов, почерпнуть информацию о коллективах и дирижёрах, познакомиться с их творчеством. Одним из актуальных направлений деятельности Белорусского хорового портала является создание электронной библиотеки научно-методической и учебной литературы, а также электронного нотного архива, прежде всего национальной белорусской хоровой музыки.
Отдельным блоком представим интернет-ресурсы ведущих учреждений культуры Беларуси . Это сайты государственных театров, концертных залов, ведущих коллективов.
Сайт Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь [8] имеет многовекторную структуру. По своей специфике он несёт особую просветительскую миссию по популяризации как белорусской музыкальной культуры, так и лучших образцов мирового музыкального искусства. Информативность сайта поддерживается репертуарной платформой и анонсированием лучших мероприятий театра. Отдельно представлены творческие коллективы (белорусская капелла, хор) [3], солисты, а также лучшие проекты Большого театра Беларуси: Минский международный рождественский конкурс вокалистов, Минский международный рождественский оперный форум, Музыкальные вечера в Большом, Вечера в замке Радзивилов и др.). На сайте представлен архив журнала «Партер» — уникального издания, представляющего белорусское оперное и балетное искусство в контексте мирового (на русском, белорусском и английском языках).
Следует также остановиться на информационном сайте Белорусского государственного академического музыкального театра [5], являющегося одним из главных театрально-зрелищных учреждений Беларуси. Информационный ресурс рассказывает о репертуарной деятельности, знакомит с труппой театра, навигационно представляет рубрику «Пресса» (театр в СМИ).
Белорусская государственная филармония [2] формирует свой информационно-просветительский портал достаточно обширным материалом. Представлена деятельность таких коллективов, как Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, Государственный камерный хор Республики Беларусь [12], вокальный ансамбль «Камерата», ансамбль солистов «Классик-авангард», Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь, Государственный камерный оркестр республики Беларусь, ансамбль «Камерные солисты Минска» [13]. Виртуальный тур по филармонии, рекламно-информационная составляющая концертно-фестивальной деятельности, интервьюирование ведущих мастеров белорусской и мировой сцены — это все несёт образовательно-просветительскую функцию и имеет большое значение для изучения музыкального исполнительского искусства Беларуси. Аналогичную функцию выполняют сайты областных филармоний.
Отдельные интернет-представительства имеют концертные залы и площадки, сцены и арт-пространства: «Мир классической музыки», арт-пространство Национального художественного музея Республики Беларусь, художественная галерея «Университет культуры», концертный зал «Верхний город» (Минск), музей «Замковый комплекс «Мир» (Мир, Гродненская обл.), Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» (Несвиж, Минская обл.), Дворец Румянцевых-Паскевичей (Гомель).
Информационно-образовательную и культурно-просветительскую функции выполняют сайты, посвящённые музыкальному фестивально-конкурсному движению, международного и республиканского формата, а также, посвященные музыкальным форумам, праздникам, плэнерам [14; 15].
В стадии развития находятся сайты и персональные блоги ведущих мастеров музыкально-исполнительского искусства Беларуси. Функциональная составляющая этих ресурсов пересекается с деятельностью образовательных и культурных учреждений, в которых они работают.
Подводя итоги, следует отметить, что применение компьютерных технологий позволяет сделать музыкальное образование более эффективным и мобильным, а саму форму проведения занятия привлекательной и современной. Сегодня от будущего преподавателя требуется умение работать не только с учениками, но и с самим собой с учётом меняющихся жизненных ситуаций. Наше общество формирует социальный заказ, направленный на развитие активной и компетентной творческой личности, которая способна к непрерывному обучению и саморазвитию. Поэтому перед нами, преподавателями, стоят достаточно сложные задачи, одна из которых — необходимость учитывать потребности современных учащихся и студентов, то есть того поколения, которое использует информационные технологии как в процессе образования, так и в бытовой сфере. Соответственно современный педагог должен быть IT-активным, умеющим разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности новейшие инновационные технологии воспитания и обучения. Это позволит не только повысить и улучшить организацию образовательного процесса, но и сделать сам процесс более эффективным.
Для педагога знание профессиональных интернет-ресурсов значительно расширяет информационную базу, связанную с миром музыки и с миром искусства в целом. Предложенный в данной статье обзор будет полезен как начинающему педагогу-музыканту, так и молодому учёному с точки зрения повышения уровня медийно-информационной грамотности и цифровой культуры.
Литература:
- Белорусская ассоциация хоровых дирижеров при Белорусском союзе музыкальных деятелей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bcda.hor.by. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Белорусская государственная филармония [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://philharmonic.by/ru. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Белорусская капелла: творческий коллектив Национального академического Большого театра Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Большой театр Беларуси. — Режим доступа: https://bolshoibelarus.by/rus/o-teatre/belorusskaya-kapella.html. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Белорусская культура [Электронный ресурс] // Belarus.by: официальный сайт Республики Беларусь. — Режим доступа: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Белорусский государственный академический музыкальный театр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://musicaltheatre.by. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Белорусский союз композиторов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://composer.by. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Белорусский союз музыкальных деятелей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bsmd.ucoz.com. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Большой театр Беларуси [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bolshoibelarus.by/rus. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Государственное учреждение образования «Детская музыкальная школа искусств № 1 имени Л. П. Александровской г. Минска» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dms1.by. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://buk.by/ipk. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Государственное учреждение образования «Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rmcollege.by. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Государственный камерный хор Республики Беларусь, заслуженный коллектив Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Белорусская государственная филармония. — Режим доступа: https://philharmonic.by/ru/artists/gosudarstvennyy-kamernyy-hor-respubliki-belarus-zasluzhennyy-kollektiv-respubliki-belarus. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Камерные солисты Минска, ансамбль [Электронный ресурс] // Белорусская государственная филармония. — Режим доступа: https://philharmonic.by/ru/artists/kamernye-solisty-minska-ansambl. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки [Электронный ресурс] // Музей истории архитектуры Софийского собора: Витебская область, Полоцк. — Режим доступа: http://sophia.polotsk.museum.by/node/32378. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» [Электронный ресурс] // Музей истории архитектуры Софийского собора: Витебская область, Полоцк. — Режим доступа: http://sophia.polotsk.museum.by/node/32414. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Минский городской методический портал: раздел «Музыка» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3611. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Министерство культуры Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kultura.by/by. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Министерств образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edu.gov.by. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Официальные интернет-ресурсы Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.catalog.gov.by. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Учреждение образование «Белорусская государственная академия музыки» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bgam.by. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»: кафедра музыкально-педагогического образования факультета эстетического образования Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://faest.bspu.by/kafedry/kafedra-muzykalno-pedagogicheskogo-obrazovaniya. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.buk.by/?MID=318. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Учреждение образования «Минский государственный музыкальный колледж имени Михаила Ивановича Глинки» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://glinka-edu.by/college. — Дата доступа: 17.08.2021.
- Хор. by: белорусский хоровой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hor.by. — Дата доступа: 17.08.2021.
Ключевые слова
медиаобразование, информационно-коммуникационные технологии в образовании, методическая культура педагога, медиаинформационная культура, цифровая грамотность, информационно-образовательная медиасредаПохожие статьи
Электронные научно-образовательные ресурсы открытого доступа, электронные библиотеки и репозитории в помощь педагогу-музыканту
В статье рассматриваются вопросы формирования медиаинформационной культуры и грамотности педагога. Представлены информационно-библиотечные ресурсы и сервисы, необходимые для профессиональной деятельности преподавателя вокально-хоровых дисциплин, в ча...
Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации
В статье рассматривается эволюция белорусской вокальной школы на примере становления и развития вокальной школы Белорусской государственной академии музыки, как ведущего центра профессионального образования. Поднята проблема сохранения ее как единой ...
Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами
В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...
Интегрированный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматривается процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Анализируется вопросы интеграции искусств, интеграции музыкальной, изобразительной, ...
Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе
Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...
Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»
В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...
Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка
В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...
Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике
Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...
Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки
В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...
Похожие статьи
Электронные научно-образовательные ресурсы открытого доступа, электронные библиотеки и репозитории в помощь педагогу-музыканту
В статье рассматриваются вопросы формирования медиаинформационной культуры и грамотности педагога. Представлены информационно-библиотечные ресурсы и сервисы, необходимые для профессиональной деятельности преподавателя вокально-хоровых дисциплин, в ча...
Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации
В статье рассматривается эволюция белорусской вокальной школы на примере становления и развития вокальной школы Белорусской государственной академии музыки, как ведущего центра профессионального образования. Поднята проблема сохранения ее как единой ...
Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами
В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...
Интегрированный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматривается процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Анализируется вопросы интеграции искусств, интеграции музыкальной, изобразительной, ...
Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе
Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...
Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»
В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...
Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка
В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...
Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике
Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...
Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки
В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...