Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Некоторые вопросы формирования основ музыкальной грамотности младших школьников средствами хорового пения

Общеобразовательная школа
30.05.2021
99
Поделиться
Библиографическое описание
Антончева, Н. С. Некоторые вопросы формирования основ музыкальной грамотности младших школьников средствами хорового пения / Н. С. Антончева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6438/.


В наши дни требования к современной системе образования направлены на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира и на реализацию программы развития российского образования. Именно искусство в силу своей природы способно помочь достигнуть этих целей. Поэтому переосмысление отношения и к искусству в целом, и к музыкальному образованию в частности становится важнейшим фактором развития современного общества.

Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, предметом, способствующим формированию полноценной личности будущего человека. Одна из актуальных целей его изучения, обеспечивающей реализацию содержания ФГОС в вопросе становления личностных характеристик выпускника начальной школы — формирование основ музыкальной культуры, одним из компонентов которой, наряду с музыкальным опытом и музыкально — творческим развитием, является музыкальная грамотность.

Существует несколько взглядов на толкование термина «музыкальная грамотность». С одной стороны — это степень владения человеком определенными сведениями о музыке: ее стилях, жанрах, элементах выразительности, способах записи и ее создателях (композиторах, исполнителях). И в этом смысле любой школьник, начиная с младших классов, имеет возможность стать музыкально грамотным через освоение теоретических аспектов программ по музыке различных авторов: Д. А. Рытова; Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной; В. В. Алеева, Т. Н. Кичак; Л. В. Школяр и др. С другой, по мнению автора системы общего музыкального образования Д. Б. Кабалевского, — «это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное». Иными словами, музыкальная грамотность проявляется в качествах восприятия музыки, связанных с духовным постижением музыкального искусства, ее практическим освоением. И сформировать это «“особое чувство” музыки» у школьника, дать ему возможность приобрести эту способность — одна из задач учителя музыки, требующая комплексного подхода, основанного на творческой интеграции теории и практики в процессе обучения.

Опыт моей работы с младшими школьниками показал, что в вопросе формирования музыкальной грамотности эффективными оказываются наиболее активные и общедоступные виды музыкальной деятельности. Среди них — хоровое пение. О его значении в обучении и воспитании детей, универсальности в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов, возможностях здоровьесбережения сказано немало в работах известных педагогов-музыкантов. Но на сегодняшний день, особенно в контексте формирования музыкальной культуры учащихся, весьма актуальным остается вопрос выбора певческого репертуара. Перефразировав известные слова испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра: «Скажи, что ты поешь, и я скажу кто ты», можно в полной мере осознать значимость песен, разучиваемых на уроках музыки, в вопросе формирования личности младшего школьника, а так же роль учителя в этом процессе.

Проблема становится очевидной, когда сталкиваешься с реальной действительностью в вопросе преподавания музыки в общеобразовательных школах. Из-за малой обеспеченности профессиональными кадрами, особенно малокомплектных сельских школ, музыку вынуждены преподавать учителя начальных классов, или других специальностей, не обладающие достаточным уровнем музыкально — практической подготовки. Вариативность содержания многих программ по музыке предоставляет им определенную свободу при подборе песенного репертуара. И, зачастую, сталкиваясь с проблемами технического обеспечения, или же идя на поводу у желания «шагать в ногу со временем», а потому учитывать только интересы детей, которые чаще всего сформированы современной поп — культурой и телевидением, или наоборот, следуя новым вокальным тенденциям, основанным на подражании взрослой манере пения, преподаватели ограничиваются определенным стилем выбранных ими песен, не учитывая при этом степень их сложности и возможного негативного влияния на формирующийся голосовой аппарат ребенка.

Поэтому, на сегодняшний день, одна из задач педагога состоит в том, чтобы научиться грамотно составлять музыкальный репертуар, подбирать такие музыкальные произведения, которые будут и интересны школьникам, и способны их духовно развивать, и соответствовать духу времени, и дадут возможность приобрести определённые вокально-хоровые навыки и умения.

В своей практике работы с младшими школьниками при выборе песенного репертуара руководствуюсь несколькими принципами: качество, содержательность и доступность. То есть использую в работе песни, соответствующие оптимальным вокальным возможностям учащихся того или иного возраста, доступные и понятные им по содержанию и эмоциональному переживанию, обладающие высокими художественными качествами. Поэтому, формируя репертуар младших школьников, стараюсь сделать его разноплановым. Это и лучшие образцы русского народного песенного творчества, русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. У каждого из них есть свои преимущества.

Исполнение народных песен с их легко запоминающимися мелодиями, небольшим диапазоном, повторяющимися метроритмическими формулами в сочетании с игровыми формами их разучивания становятся основой для формирования певческих навыков и умений.

Произведения композиторов-классиков М. Глинки, П. Чайковского, А. Гречанинова, И. Баха, Й. Гайдна, В. Моцарта, Э. Грига и других позволяют знакомиться с музыкальной культурой разных стран, их традициями, противостоять засилью низкопробной музыки, формировать эстетический вкус.

Песни композиторов XX века М. Блантера, П. Аедоницкого, О. Фельцмана, Соловьева — Седого, Е. Крылатого и более современных М. Славкина, В. Комракова, Е. Зарицкой, Т. Петряшевой, А. Ермолова, А. Ольханского, способствуют укреплению интереса к качественной современной музыке, расширяют эмоциональную палитру детских впечатлений, укрепляют ощущения связи музыки с жизнью, повышают мотивацию к обучению.

Наряду с традиционными песнями, на уроках использую небольшие песенки-попевки разных авторов: Т. Сиротиной, Л. Абелян, Л. А. Яртовой, Е. Поляковой и других. Небольшие по размеру, но очень емкие по своему содержанию и учебным задачам эти произведения способствуют развитию вокально — хоровых навыков, четкой дикции, образности исполнения, формированию личностного отношения к музыке, а также помогают осваивать основы музыкальной грамоты. Учащиеся с большим интересом в занимательной форме осваивают и закрепляют такие музыкальные теоретические понятия, как мелодия, темп, ритм, звукоряд и т. д. Подобный песенный материал использую как самостоятельные произведения на начальном этапе обучения, так и в качестве вокальных упражнений в распевании перед основной вокально-хоровой работой в более старшем возрасте.

Как показывает практика, найденный мною баланс в отношении музыкального репертуара для уроков музыки в начальной школе дает возможность увлечь детей любым хоровым произведением от простой песенки-попевки до лучших образцов классической и современной музыки. Это позволяет обогащать музыкальный опыт учащихся, формировать у них вокально-певческие навыки, развивать в них творческое начало и познавательный интерес, эффективно формировать их музыкальную грамотность и культуру.

Литература:

  1. Музыкальное образование в современном культурном пространстве: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Д. Б. Кабалевский — композитор, учёный, педагог» (5–6 декабря — г.Пермь, 11–12 декабря 2014 года — г.Москва). М., 2015.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч. 2–4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 231с. — (Стандарты второго поколения)
  3. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. — М.: Академия, 2000. — 128 с.
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 23.03.2020)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный