Электронные библиотеки: проблемы создания и перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 04.03.2022

Статья просмотрена: 3698 раз

Библиографическое описание:

Вакал, Т. С. Электронные библиотеки: проблемы создания и перспективы развития / Т. С. Вакал. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89221/ (дата обращения: 16.12.2024).



Рассмотрены основные аспекты создания электронных библиотек. Более подробно уделено внимание роли электронной библиотеки, ее целям, задачам, основным структурным компонентам. Раскрываются перспективы использования и развития ресурса в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: электронная библиотека, библиотека, электронная форма, документ, информационное общество, традиционная библиотека, электронный каталог, издание

Развитие образовательных и научных электронных ресурсов является сегодня одним из приоритетов правительственной политики. Электронные библиотеки, являющиеся относительно новым информационным ресурсом, междисциплинарным по своей сути, стали частью практически всех сфер деятельности. В России разработаны и осуществляются следующие межведомственные программы: «Электронная Россия», «Электронные библиотеки России» [5].

Термин «электронные библиотеки» используется специалистами в разных предметных областях и информационных системах. При этом под понятие «электронных библиотек», с некоторой долей условности, подпадают:

1) электронные издания и журналы;

2) различные электронные архивы; репозитарии;

3) электронные коллекции визуализированных материальных объектов, депозитарии;

4) электронные библиотечные системы агрегаторов и производителей электронного контента;

5) электронные базы данных результатов выполненных исследований и разработок исследовательских организаций и научных фондов;

6) ресурсы для e-learning (электронные учебники и учебные пособия);

7) электронные каталоги различных видов ресурсов (в том числе по производимой и потребляемой промышленной продукции);

8) крупные национальные электронные библиотеки в глобальной сети [2].

В настоящее время электронная форма позволяет хранить информацию наиболее надежно и компактно, распространять ее намного оперативнее и шире, а кроме того, предоставляет возможности манипулирования с ней, которых не могло быть при иных формах. Таким образом, представление информации в электронной форме: создание электронных документов, организация ее в виде электронных изданий, разнообразных электронных коллекций и электронных библиотек — насущная необходимость.

Роль электронной библиотеки в условиях информационного общества трудно переоценить. Обеспечение публичного доступа пользователей к информационным ресурсам стало одной из первоочередных задач обслуживания науки, культуры и образования.

Основной задачей электронной библиотеки является интеграция всевозможных ресурсов информации и эффективная навигация. Электронная библиотека призвана выполнять следующие основные функции:

— обеспечивать сохранность печатного материала фондов библиотек;

— создавать условия для предоставления локального и удаленного доступа пользователей к информационным ресурсам;

— предоставлять пользователям расширяющийся спектр информационных услуг;

— выравнивать уровень технологического развития библиотек.

В электронной библиотеке должны быть реализованы такие операции с информационными объектами, как ввод, удаление, интеграция, реструктуризация и т.д. [5].

Электронная библиотека может быть создана практически в любой библиотеке, оснащенной персональными компьютерами. Создание электронных библиотек является настоящим прорывом в области информационно-библиотечного обслуживания и позволяет значительно расширить спектр услуг, предлагаемых библиотеками своим читателям, помочь в оптимизации организации книжного фонда и способствовать быстрой электронной доставке документов [3, с. 69].

В силу новизны и сложности рассматриваемой сферы деятельности в процессе создания конкретных электронных библиотек при разработке программного и технологического обеспечения, а также в ходе практического использования возникает множество разнообразных проблем, многие из которых не имеют пока удовлетворительного решения. Не вдаваясь в детали, выделим наиболее существенные из них.

Технические — это разработка технологии формирования информационного фонда, проблемы идентификации и описания информации, проблема хранения и распространение информации.

Организационные — это необходимость квалифицированных кадров для разработки и эксплуатации электронных библиотек.

Экономические — высокая стоимость разработки электронных библиотек, высокая стоимость оборудования, трудоемкость процесса формирования и эксплуатации фонда.

Юридические — определение статуса электронной библиотеки, определение статуса информации в библиотеке, проблемы коммерческого использования информации, содержащейся в электронной библиотеке, проблема конституционного права граждан на получение информации и ограничения на распространение определенных видов информации (персональные сведения, секретную информацию и т. п.) [1, c.27].

Социальные — неготовность научного сообщества участвовать в создании электронных библиотек и применять их в своей работе, малый опыт преподавателей и студентов в использовании электронной библиотеки и других информационных систем в рамках образовательного процесса [3].

Перечисленные проблемы не могут быть решены какой-то одной организацией и требуют широкой консолидации сил специалистов в области информационных технологий, управления, права и образования. Решение этих проблем требует также значительных финансовых и интеллектуальных инвестиций. К созданию электронных библиотек должны привлекаться специализированные организации и творческие коллективы, способные профессионально и качественно выполнить соответствующие участки работы. При этом необходимы ясная и точная концепция проекта и эффективная координация работ. В противном случае вряд ли можно ожидать получения желаемых результатов.

Работы в этой области являются многопрофильными. Выполнение таких работ требует координации и значительных материальных затрат, которые не смогут в полной мере удовлетворить потребности нации [4, c.18].

Достоинства электронных библиотек:

— Библиотека доступна в любом месте

— Электронные документы удобно искать и читать

— Все книги в свободном доступе сразу. Они не заняты читателями как в традиционной библиотеке.

— Экономия денег

— Документы доступны в любое время, даже ночью

— Нет краж документов

— Электронные библиотеки дают информацию тем людям, которые не могут пойти в традиционную библиотеку, например, людям с ограниченными возможностями.

Интернет сделал доступным сохранение информации в электронной форме. Электронные библиотеки развиваются в информационном обществе. Электронные библиотеки — это оперативность обеспечения документами. Библиотеки будущего имеют спонсоров. В библиотеках должны быть все книги [4].

В электронных библиотеках не только тексты, но и аудиокниги, фильмы, которых нет в свободном доступе. В электронной библиотеке картины известных художников, иллюстрации, видеозаписи. В электронных библиотеках нет рекламы. Реклама отвлекает от чтения.

Электронные библиотеки способствуют научно-техническому прогрессу, поэтому так важно их развивать. Интересные встречи с писателями в режиме онлайн. Вебинары, лекции, виртуальные экскурсии по музеям и библиотекам мира. Творческие студии, конференции. Записи театральных постановок. Проводятся квесты, викторины, конкурсы, мастер-классы.

Как правило, в библиотеке ведутся несколько видов каталогов: например, алфавитный, в котором все карточки расставлены по алфавиту, и систематический, где карточки расставлены по отраслям знаний. С учетом охвата фондов библиотеки выделяют генеральный каталог и каталог отдельных частей фонда. В зависимости от назначения каталога бывают: читательский или служебный каталог. Могут вестись каталоги и по другим признакам, например, краеведческий каталог, предметный каталог и т.д. [2]

В настоящее время основными генераторами электронных библиотек и коллекций выступают:

— федеральные и отраслевые библиотеки;

— специализированные государственные структуры;

— органы научно-технической информации;

— университеты, кафедры вузов и подразделения, занятые в сфере открытого (дистанционного) обучения;

— академические и отраслевые научные институты, отдельные лаборатории;

— научно-профессиональные общества и союзы;

— издательства и редакции научных журналов;

— коммерческие компании;

— неправительственные структуры, ассоциации и консорциумы;

— частные лица и виртуальные сообщества.

Крупнейшие библиотеки страны начали достаточно масштабные проекты по переводу в электронную форму отдельных изданий, коллекций и иных массивов книжных фондов. В российских университетах и академических учреждениях ведется работа по созданию как тематических полнотекстовых электронных коллекций, так и по формированию электронных фондов публикаций сотрудников. Министерство образования и науки РФ реализует систему образовательных порталов, где концентрируется значительный объем электронных публикаций и электронных версий учебных пособий [2, c.47].

Говоря о перспективах в развитии электронных библиотек, выделим основные направления работ:

  1. Наполнение библиотеки качественными электронными изданиями. Формирование критериев для определения приоритетных изданий, которые должны появляться в электронной библиотеке наиболее оперативно.
  2. Решение проблем правового обеспечения выставляемых электронных документов и созданного электронного архива.
  3. Модернизация аппаратного обеспечения электронной библиотеки, обеспечение постоянной доступности электронной библиотеки в сети.
  4. Организация хранения и обеспечение сохранности изданий фонда электронной библиотеки.
  5. Интеграция данных электронного каталога и полнотекстовых электронных документов библиотеки.
  6. Реализация поиска в электронном каталоге библиотеки через личные кабинеты.

Развитие электронной библиотеки в ближайшее время должно свестись к повышению качества предоставляемых электронных документов и созданию наиболее комфортных условий для просмотра данных документов большему количеству пользователей библиотеки.

Таким образом, можно сделать вывод, что электронные каталоги библиотек на сегодняшний день составляют одну из основ библиотечной работы. Изобретение электронного каталога намного упростило работу библиотек с читателями. Теперь документ для себя можно подобрать, не выходя из дома.

Библиотеки активно занимаются созданием и размещением на своих сайтах полнотекстовых документов. Для удовлетворения информационных потребностей пользователей библиотечными центрами создаются полноценные электронные библиотеки онлайн, с которыми можно работать за компьютером. Хочется отметить, что модернизация библиотечных структур на этом не заканчивается. Библиотеки стремятся внедрить все новинки IT-технологий в свою работу.

Литература:

  1. Антопольский, А. Б. Электронные библиотеки: принципы и создания: Научно‐методическое пособие / А. Б. Антопольский, Т. В. Майстрович. — М., 2007. — 280 с.
  2. Земсков, А. И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки /А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. — М., 2007. — 175 с.
  3. Парамонова, И. Е. Системы электронного документооборота: новые возможности для научно-технической библиотеки // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2015. — 158 с.
  4. Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции: Сб. докладов Второй Всероссийской научной конференции. Протвино, 26–28 сентября 2000 г. Протвино: ГНЦ ИФВЭ, 2000. — 142 с.
  5. Концепция межведомственной программы «Электронные библиотеки России». — URL: http://www.gpntb.ru/win/PRG-ELR7a.htm
Основные термины (генерируются автоматически): электронная библиотека, библиотека, электронная форма, документ, информационное общество, традиционная библиотека, электронный каталог, издание, коллекция, проблема.


Похожие статьи

Электронный документ: понятие и специфика использования

В статье раскрывается понятие электронного документа как особого вида документированной информации, представленной в электронной форме, рассматриваются этапы возникновения и изменения сущности понятия «электронный документ», обосновывается актуальнос...

Цифровые образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию

В современной педагогике никак не обойтись без цифровых образовательных ресурсов. В данной статье рассмотрены их задачи, виды, различные формы использования и примерный функционал.

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Виртуальный музей как один из основных элементов создания информационного ресурса в исторических исследованиях

В статье исследуется проблема использования виртуального музея в исторических исследованиях. Обсуждаются ключевые понятия, концепции и подходы, связанные с виртуальным музеем как в исторических исследованиях, так и применения их в различных сферах по...

История развития проблемы применения ГИС в биологических исследованиях и ее реализация в методологическом аппарате высшего педагогического образования

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы применения ГИС в биологических исследованиях. Особое внимание уделяется историческому становлению геоинформатики как науки, ее интеграция в педагогическое пространство высшего образования.

Сервисы информационных систем

В статье рассмотрены базовые определения понятийного аппарата информационных систем, а также представлена теоретическая характеристика их сервисов. Автором проанализировано современное состояние информационной сферы, выделены основные направления ее ...

Внешние и внутренние факторы информатизации образования

В статье рассматриваются внешние и внутренние факторы информатизации образования, уделено внимание политическим, экономическим, технологическим и социально-культурным факторам информатизации образования. Особое внимание уделено роли внутренних фактор...

Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве

В статье рассматривается использование инфографики как инструмента развития навыка ориентации во времени и пространстве, на уроках всемирной истории. Проанализированы актуальность, возможности и перспективы применения инфографики. Предложены примеры ...

Похожие статьи

Электронный документ: понятие и специфика использования

В статье раскрывается понятие электронного документа как особого вида документированной информации, представленной в электронной форме, рассматриваются этапы возникновения и изменения сущности понятия «электронный документ», обосновывается актуальнос...

Цифровые образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию

В современной педагогике никак не обойтись без цифровых образовательных ресурсов. В данной статье рассмотрены их задачи, виды, различные формы использования и примерный функционал.

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Виртуальный музей как один из основных элементов создания информационного ресурса в исторических исследованиях

В статье исследуется проблема использования виртуального музея в исторических исследованиях. Обсуждаются ключевые понятия, концепции и подходы, связанные с виртуальным музеем как в исторических исследованиях, так и применения их в различных сферах по...

История развития проблемы применения ГИС в биологических исследованиях и ее реализация в методологическом аппарате высшего педагогического образования

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы применения ГИС в биологических исследованиях. Особое внимание уделяется историческому становлению геоинформатики как науки, ее интеграция в педагогическое пространство высшего образования.

Сервисы информационных систем

В статье рассмотрены базовые определения понятийного аппарата информационных систем, а также представлена теоретическая характеристика их сервисов. Автором проанализировано современное состояние информационной сферы, выделены основные направления ее ...

Внешние и внутренние факторы информатизации образования

В статье рассматриваются внешние и внутренние факторы информатизации образования, уделено внимание политическим, экономическим, технологическим и социально-культурным факторам информатизации образования. Особое внимание уделено роли внутренних фактор...

Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве

В статье рассматривается использование инфографики как инструмента развития навыка ориентации во времени и пространстве, на уроках всемирной истории. Проанализированы актуальность, возможности и перспективы применения инфографики. Предложены примеры ...

Задать вопрос