Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.
Ключевые слова: семья, кризис, воспитание, святоотеческое наследие, богословие, православие, христианские ценности.
Негативные изменения в социальном институте семьи — это реальность, это конкретный социально-экономический и культурный феномен, требующий осмысления. Многие серьезные трансформации в развитии социального института семьи уже произошли, тем не менее, скорее всего, самые глобальные и масштабные нас еще могут ожидать. Первый тезис заключается в том, что мы живем в век стремительного развития коммуникаций и, как определяют такое общество ученые, в эпоху постиндустриальной цивилизации, которая влияет абсолютно на все социальные институты, в том числе и на институт семьи. Мы можем наблюдать разрушение модели нуклеарной семьи, которая была актуальна для индустриального общества. Нуклеарная семья — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом коммуникации между супругами (представителями одного поколения), а не коммуникации между представителями разных поколений (родителями и детьми). Но на современном этапе вследствие повышенной мобильности индивида и общества в целом, роста активности коммуникаций и их большой доступности такая модель семьи становится не актуальной, хотя и продолжает сохраняться [4]. Другой важный тезис — это высокая возможность появления иных моделей семьи в недалеком будущем и рост тех людей, которые вообще будут отказываться от семьи, что негативно сказывается на духовном облике современного общества. И, действительно, уже сейчас мы можем видеть, как возникают самые разные типы семьи: пара без детей, один родитель с ребенком. Один из вариантов для западного общества — «однополая семья». Кроме того, традиционная семья уже более не выступает как идеальная модель для информационного общества. Это выражается в демографическом взрыве «одиночек» — людей, которые выбирают жизнь вне семьи, то есть, вообще отказываются от семейных коммуникаций.
Безусловно, в будущем социальный институт семьи столкнется с более масштабными изменениями в ценностях, что скажется на отношениях внутри семьи и воспитании детей. Обусловлено это тем, что свобода в коммуникациях вызывает трансформацию ценностей и влияет на поведение. Как результат, учащаются разводы, возникают новые типы семей, а многие люди приходят к выводу о «неактуальности» семейной жизни. В целом, технологически развитые страны вообще проявляют демократичность и толерантность в вопросах семьи.
Вследствие духовного кризиса в развитии института семьи и воспитания детей резко возрастает актуальность православной богословской литературы. Безусловно, православные традиции семейной жизни и воспитания способны дать современному обществу необходимый духовно-нравственный ориентир. Богословие рассматривает человека как явление духовного порядка, в его запредельном измерении [1]. В современной цивилизации действительно наступил антропологический кризис, который можно разрешить, лишь противопоставив техноэкономическому центризму духовную перспективу.
Как отмечали многие Святые Отцы Церкви, семейная жизнь, если она совершается согласно христианским законам, способствует духовному возрастанию супругов. Что касается воспитания детей, то именно воспитание есть высшая цель христианской жизни. Нельзя не привести мнение свт. Иоанна Златоуста о том, что дети являются посланниками от Бога, соответственно, грамотное воспитание есть исполнение всех законов жизни духовной. Правильное воспитание предполагает понимание степени опасности ересей и искушений, с которыми приходится сталкиваться человеку. Хорошее духовное воспитание детей — одно из наиболее верных путей достижения Царствия Божьего, где соединившись с Христом ещё в земной своей жизни, спасённая душа христианина будет вечно бессмертною пребывать во присутствии Божием.
Семья как малая Церковь — данное понимание было заложено еще на первом этапе распространения христианства. Неоднократно в посланиях святого апостола Павла можно прочитать о том, в какой мере семья важна для духовного возрастания личности. Таковы, в частности, супруги Акил и Прискилла, апостол Павел пишет о «Домашней их Церкви» (Рим. 16:4), то есть, сильной и крепкой семье, в которой царят верность и любовь. И такое понимание семьи является глубоко символичным. Семья в Новом завете — это союз, в котором супруг и супруга живут церковной жизнью, следует идеалам подлинно христианской жизни, тогда как единственно важная для них цель заключается в достижении спасения во Христе.
Все иные цели не способны создать настоящую христианскую семью, только, как пишут Святые Отцы Церкви, следование Христу способно придать семье крепость, совершенство. В данном случае уместно сопоставление семейного союза в Священном Писании с союзом, который заключен между Церковью и Христом. В частности, как Христос возлюбил Церковь, так и мужу должно возлюбить собственную жену, проявлять о ней заботу, способствовать духовному возрастанию. Высочайшее духовное предназначение этого союза подтверждается тем, что благодать объединяет двух людей в единую плоть в Таинстве Венчания [5]. Семья не только является образом Церкви, но и образом приходской общины, где муж, отец выступает в качестве священника малой Церкви, жена, мать является помощницей, образом диакона, дети, рожденные в браке, олицетворяют паству, прихожан данной Церкви.
Итак, мужчине надлежит держать ответ перед Богом за себя самого, за жену и детей: «Вот я и дети, которых дал мне Бог» (Евр. 2, 13). И за жену: «Потому что муж есть глава жены». (Еф. 4, 23). Семья — это высочайшая ответственность, ценность, дарованная Богом. Человек должен создавать семью один раз на всю жизнь и беречь как зеницу ока. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19, 6) [3]. Таково святоотеческое понимание семьи, брака.
Безусловно, крайне актуальные, современные идеи относительно того, как следует выстраивать отношения в браке, содержатся в книге священника, богослова, философа, искусствоведа отца Георгия Мицова.
В частности, очень важно то, что на первом месте пребывает именно любовь, тем не менее, любовь обязательно подкреплена ответственностью, без того, чтобы супруги брали на себя ответственность за собственный брак, за воспитание детей, семья не сможет состояться. В данном случае уместно также вспомнить высказывание апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор.13: 1–13).
Таким образом, именно из любви рождается настоящая семья.
Другое актуальное рассуждение о. Георгия посвящено тому, что же, собственно, должен представлять собой мужчина в браке и в целом. Отец Георгий пишет о том, что мужчине надлежит доказывать собственную любовь. Но чтобы доказывать собственную любовь, брать на себя ответственность за семью, мужчина обязательно должен быть умным.
На современном этапе проблема воспитания мужчин в традиции православия остается крайне важной и актуальной, на что также указывает и отец Георгий. В частности, современные мужчины отличаются недостаточной степенью ответственности, мужественности, они не готовы создавать крепкие семьи, воспитывать детей. Насаждающаяся в современном обществе идеология потребления также негативно сказывается на воспитании и институте семьи. Как результат, мы сталкиваемся с печальными последствиями: многие мужчины страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут сомнительный образ жизни, не заботятся о семье, не занимаются воспитанием детей. Безусловно, эта проблема нуждается в последовательном решении. И православные ценности здесь имеют огромную значимость. Библейский идеал мужчины выглядит таким образом: это мужчины, который способен защищать свое Отечество, несет тяготы и ответственность, служит духовным центром своей семьи. В данном отношении были показательны примеры выдающихся воинов-князей, которые прославлены в лике святых, а именно, речь идет об Александре Невском, Дмитрии Донском и т. д. С детства князей воспитывали в духе православия и благочестия, таким образом, вырастая, они становились подлинным образцом настоящего мужчины-христианина — сильного, мужественного, ответственного.
Очень важна мысль отца Георгия относительно того, что семья, брак являются необходимостью, реализацией предназначения: «Брак — это удивительная необходимость. Осознание необходимости брака — не гон или бег друг за другом, как у животных, а дальнейшее выстраивание отношений, забота о своих младенцах» [2]. Таким образом, в браке действительно каждый из супругов учится в процессе реализации собственного предназначения. И многие духовные проблемы действительности могут быть решены супругами в браке — с этим совершенно невозможно спорить.
В современном обществе достаточно часто можно столкнуться с проблемой восприятия семьи как некой тягостной обязанности. И в труде отца Георгия содержится прекрасное решение данной проблемы — а именно, следует воспринимать семью не как работу, тягость, а как высокое служение. Служение же, в свою очередь, необходимо человеку, чтобы решать главную задачу собственной жизни — духовно возрастать, совершенствоваться. Семья — это нечто высокое, соответственно, настоящим девизом современного человека могут стать следующие слова: «Служат чему-то большему — служат Богу, семье, служат искусству, идее, хотя бы даже и военной идее» [2]. И семье также следует служить.
Как уже отмечалось ранее, для современного общества крайне актуальна проблема нивелирования значимости рождения детей в семье. Вместе с тем, в подлинном своем смысле семья не может реализоваться без ребенка. И отец Георгий прямо на это указывает, говоря о том, что рождение ребенка в семье — это также реализация предназначения: «ребенок — это осознание жизни на уровне семьи» [2]
Наконец, отцом Георгием отмечается, что семья должна стремиться к единству. Настоящая семья базируется на дружбе, общности взглядов. И если кто-то из супругов стремится к жизни ради собственной выгоды, то нарушается базовый закон семьи — «совместное движение вверх».
Итак, многие идеи свт. Иоанна Златоуста до сих пор не утратили своей актуальности. Эти идеи обязательны для восприятия теми, кто хочет построить истинно христианский брак.
Христианский брак есть в учении отца Георгия уникальный путь людей к подлинно христианской жизни. Подлинно христианская жизнь в семье немыслима без любви и ответственности. В христианском браке супруги духовно растут, воспитывают в себе смирение и иные христианские добродетели. По образу Господа Иисуса Христа каждая человеческая личность призвана предоставить своей человеческой природе образ бытия, вытекающий из абсолютной установки на полноту отношений с Богом. Этот образ бытия проявляется в единении человеческих личностей в любви по образу единства в любви Отца, Сына и Святого Духа. И таким единством как раз и выступает семья.
Литература:
- Иов (Гумеров), иер. Образ отцовства небесного. — Режим доступа: https://pravoslavie.ru/66810.html (дата обращения 05.08.2021)
- Мицов, Г. З. Зачем ты есть [Текст] / священник Георгий Мицов. — Санкт-Петербург: Библикон, 2017. — Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/zachem-ty-est-svyashhennik-georgij-micov/#n139 (Дата обращения 05.08.2021)
- Николаев, С., прот. Как стать образцовым мужем: о мужском призвании, чести и предназначении. — Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/_ld/24/2403_2036.htm (Дата обращения 05.08.2021)
- Тоффлер, Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. (Электронный ресурс). Режим доступа: URL http://lib100.com/book/other/shok_budushego/ (Дата обращения 05.08.2021)
- Харченко, М. Семья-малая Церковь. URL: http://gelen-blag.ru/семья-малая-церковь/ (дата обращения 05.08.2021)