Принятие христианства на Руси и его значение | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №10 (73) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 30.10.2023

Статья просмотрена: 4078 раз

Библиографическое описание:

Обухов, А. И. Принятие христианства на Руси и его значение / А. И. Обухов, А. В. Окольничникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 10 (73). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/73/3940/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор рассматривает причины принятия христианства на Руси и его влияние на дальнейшее развитие Российского государства. Православное христианство было ли единственным решением для внедрения нового государства на международную арену.

Ключевые слова : Русь, вера, православное христианство.

Русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX—XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию. Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок; оно захватило все слои общества, но не всего человека. Опора государства на новую религию, прежде всего, как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни и сформировала тот особый тип русского массового православия.

Большой интерес во всем мире к принятию христианства на Руси обусловлен тем бесспорным историческим значением, которое оказало православие на развитие русского государства и его международные связи, тем авторитетом, который приобрела русская православная церковь, борясь за упрочнение мира, за предотвращение использования бесчеловечных средств массового уничтожения людей.

Актуальность данной темы состоит также в том, что христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи.

О принятии Русью в 988 г. христианства написано большое количество работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Значительно расширилась источниковедческая база, позволяющая уточнить, пересмотреть или по-новому осмыслить те или иные исторические факты, связанные с данным событием. Помимо исторических трудов опубликованы обстоятельные исследования по проблемам русской средневековой философии, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, народных традиций и обычаев. Огромная работа по выяснению и освещению различных сторон жизни Древней Руси проделана исторической наукой, литературоведением, этнографией, археологией, сравнительным языкознанием, демографией, палеографией, текстологией, исторической географией.

Цель данного исследования: проанализировать необходимость принятия христианской веры в Древней Руси.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть причины принятия христианской веры на Руси;

– определить какая вера наиболее подходила для Руси;

– проанализировать методы внедрения христианской веры на Руси;

– выяснить как христианская вера повлияла на население Руси.

Объектом исследования является: принятие христианства на Руси.

Предметом исследования является: значение принятия христианской вера на Руси.

Христианство зародилось в I веке до нашей веры. Учёные так и не сошлись в определённой теории, где зародилась данная религия, но большинство мнений сводиться к тому, что зарождение христианства произошло в Греции.

На Руси христианские зачатки стали появляться уже во второй половине IX в. Тихомиров М.Н — великий советский историк, утверждал, что «новая религия в какой-то мере удержалась среди славянского населения Крыма и южной Руси, а может быть и Киевской земли. Во всяком случае мы уже находим вполне сформированную христианскую общину в середине X столетия в Киеве» [2].

В древнерусских источниках упоминается три версии принятия христианства на Руси:

По одной из них, христианство было распространено на Руси апостолом Андреем. Ещё в I веке до н. э. Андрей приплыл на берега Чёрного моря и начал двигаться на север, где впоследствии и обнаружил «русские земли» воздвиг крест на киевских холмах и предсказал, что на них будет стоять великий град и «воссияет благодать божия».

Другая же версия возникновения христианства заключалась в том, что её проповедовал апостол Павел, учеником которого был Мефодий, тем самым появление христианства на территории Руси можно связать с деятельностью «первоучителей словенских» — Кирилла и Мефодия.

Третьей версией принятия христианства на Руси, является влияние Византии, эта версия впоследствии признавалась церковными кругами официальной.

В некоторых летописных источниках о периоде правления Олега говорится, что русским послам в Константинополе показаны христианские реликвии. Греки пытались обучить их своей вере. Если это только предание, то оно свидетельствует о том, что греческая церковь делала попытки обратить восточных славян в христианство. Таким образом Византия начала понемногу внедрять в Русь свою религию.

По договору 944 г. киевского князя Игоря с византийскими императорами на Руси разрешалось, но не обязывалось крещение. Так Византия продолжила своё влияние на формирования Руси.

Особенно христианство оставило свой след в истории России при княгине Ольге, которая стала регентом после смерти Игоря в 945г. Ольга, согласно летописи «Повесть Временных лет», первой из правителей Руси около 955г. приняла христианство. Императором Константином Багрянородным в Константинополе при крещении Ольги было присвоено имя Елена. [1] После крещения Ольга начала распространять на Руси письменность и грамоту. Как раз с этого момента славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием, начинает оказывать свое влияние на христианскую Русь, всё ближе и ближе подводя Русь к принятию христианства.

Сын Ольги и Игоря молодой князь Святослав не препятствовал исповеданию христианства. По словам летописи, он не запрещал креститься, но только осмеивал принимавших христианство — «Аще кто хотяше креститеся, не браняху, но ругахуся тому» [1]. Ольга пыталась склонить Святослава к христианству, но молодой князь отказывался и ссылался на дружину: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться» [1]. То есть при Святославе не было настоящего гонения на христиан, но было, так сказать, гонение только нравственное, состоявшее в том, что князь с языческой частью дружины смеялись над их верой. При Святославе раскрывается проблема языческой Руси, разные народы ещё с давних пор враждавали между собой из-за разных убеждений о богах. Но при Святославе становится ясно, что это определённо проблема, которая требует решения.

Когда Владимир взошёл на престол ему было понятно, что для раннего феодального государства язычество выступало «тормозом» прогресса, поэтому он принял ряд мер для установления соответствия между духовностью и политикой.

Владимир, для объединения народов Руси, провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божества южных восточнославянских областей. Эта реформа, однако оказалась недостаточной, поскольку для раннего феодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение монотеистической религии, лучше всего показывающей власть великого князя.

Вторая же реформа оказалась намного удачнее, её суть заключалась в принятии одной из мировых (на тот момент момент). Таких религий в Киеве знали три: христианство, ислам, иудаизм. Владимиру, как и княгине Ольге, нужно было решить вопрос, какое христианство принять — западное или восточное.

Причиной принятия христианства на Руси послужили многочисленные междоусобицы между народами из-за разных языческих богов, а так же из-за давления со стороны Византии, где уже давно ушли от язычества. Так же одной из причин было вход Руси в европейскую семью.

Из летописей временных лет можно узнать, что князь Владимир пригласил в Киев представителей разных религий (иудаизм, ислам, православное и католическое христианство).

В 986 году к Владимиру пришли болгары магометанской веры: «Ты князь, мудр…уверуй в закон наши поклонись Мухаммеду». [4, С. 25] По закону болгар нужно веровать богу, не есть свинины, не пить вина.

Католичество было отвергнуто Владимиром. Христиане-католики пояснили, что важно соблюдать посты. Эта заповедь была туманна для Владимира, поэтому им было сказано: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». [4, С. 26]. Греческий богослов восхвалял греческую церковь, отвергал мусульманское, иудейское и западное христианское вероучения. Не смотря на уверенные аргументы греческого богослова Владимир сомневался в выборе этой веры. В итоге собрал посольства. [4, С. 28]

Иудаизм не устраивал молодого князя тем, что представители иудаизма в основном вели кочевой образ жизни. Владимир считал, что их жизнь не является примером для подражания народу Руси, ввиду чего эта религия была также отвергнута.

Посланникам Ислама князь сказал: «Веселие Руси в питии, без пития Руси не бытии» [1]. Но это являлось не единственным фактором отвержения Ислама, князю так же было понятно, что для принятия ислама необходима огромная перестройка жизни и быта населения Руси.

Православное христианство же по мнению Владимира было наилучшим выбором. Так как у него было достаточно много преимуществ:

1) Введение государства в европейский мир;

2) Установление дипломатических, торговых и культурных отношений с христианскими государствами;

3) Формирование единого древнерусского общества на общих духовных и нравственных принципах;

4) Становление городской культуры;

5) Развитие образования, искусства и архитектуры, создание художественных и эстетических ценностей.

Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображения некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Великий князь соорудил в Киеве деревянную церковь св. Василия, на том месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма каменного во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал за веру благочестивый варяг и сын его. Между тем ревностные служители алтарей, священники, проповедовали Христа в разных областях государства. Многие люди крестились, рассуждая, без сомнения, так же, как и граждане киевские; другие, привязанные к закону древнему, отвергали новый: ибо язычество господствовало в некоторых странах России до самого XII века. Чтобы утвердить веру на знании книг божественных, ещё в IX веке переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, Великий князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России.

Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление.

Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие православия означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Византия являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с православием.

Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературно-художественных ценностей. [5]

Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их, написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку.

Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир. Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского общежития под действием Церкви — таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ. Принятие православия способствовало широкому распространению на Руси грамотности, просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Несомненно, что богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы.

Так же христианство несло за собой огромное историческое значение:

1) Включению Руси в европейский христианский мир, появлению возможности играть в нем видную роль;

2) Установлению политических, торговых, культурных связей со странами христианского мира;

3) Созданию широкой основы для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов;

4) Укреплению молодой русской государственности;

5) Гуманизации всего древнерусского общества;

6) Поднятие духа войскам Руси во многих сражениях.

Несомненно, можно и даже нужно сказать, что принятие веры было необходимо Руси, т. к. из-за языческой вражды это великое государство могло бы исчезнуть или соседние государства, увидев слабость, могли захватить Русь. Более интересный вопрос «А могла бы Русь принять другую веру?». Сразу скажу, что я считаю православное христианство наилучшим выбором, ведь, по моему мнению, при ином выборе Русь, возможно, не смогла бы в дальнейшем существовать.

Первой религией рассмотрим Ислам, при таком выборе был довольно высокий шанс, что народ Руси не примет изменение в быту, а главным образом отречение от алкоголя. То есть можно сказать, что при выборе Ислама Русь, снова рисковала стать раздробленным и ослабленным государством.

Следующей рассматриваемой нами религией будет Иудаизм. Скорее всего Иудаизм был бы очень сложен в плане распространения по Руси, потому что даже самим иудеям не приходилось по душе принятия в их веру людей не еврейской нации, хоть Русь и могла закрепиться, как иудейское государство, но велик шанс того, что иудее не считали бы Русь своим союзником. Так же Иудаизм мог не нести за собой культуру и грамотность столь необходимые Руси.

Последний рассматриваемый вариант — это католичество. Здесь достаточно сложно судить, ведь католичество имеет, как и культуру, так и грамотность. Но в католичестве использует латинский язык, а как мы знаем на Руси уже закрепился старославянский говор. Так же не мало вероятно, что народу Руси могло бы не понравиться система западного православия, а именно центральное устройство, где главным являлся Папа римский.

На мой взгляд выбор Владимира в пользу восточного христианства был предрешён. Потому что Византия оказывало своё влияние на Русь не одно столетие. К сожалению, выбор православия так же нёс за собой несколько минусов, а именно:

1) Утрата коренных духовных и культурных ценностей.

2) Немалочисленные восстания народа из-за изменений в устройстве христианства.

3) Довольно жестокие методы внедрения, повлёкшие за собой многочисленные смерти.

4) Введение ещё одного вида налогов, из-за чего ухудшилось состояние народа.

5) Участие Руси в религиозных войнах.

Литература:

  1. Повесть временных лет. / [Рос. акад. наук]; Подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева; Под ред. В. И. Адриановой-Перетц; [Доп. М. Б. Свердлова]. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Наука, 1996. — 667 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/1 (дата обращения: 23.02.2023)
  2. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М., 1997.
  3. Назаренко А. В. Князь Владимир Великий. Креститель, строитель, небесный охранитель Руси (опыт общедоступного научного изложения). — М., 2020.
  4. Раушенбах, Б.В., Прошин, Г., Поппэ, А., Херрман, Й. Как была крещена Русь. — М. Политизадат. — 1990. — 320 с.
  5. Введение христианства на Руси. / Ин-т философии АН СССР; Отв. ед А. Д. Сухов. — М.: Мысль. — 1987. — 302 с. URL: https://djvu.online/file/ykYpSAAzeoj2Q (дата об дата обращения: 23.10.2023)
  6. М. Н. Тихомиров. Древняя Русь [Текст] / М. Н. Тихомиров; [Предисл. М. Т. Белявского]; [АН СССР, Отд-ние истории, Археогр. комис., Архив АН СССР]. — Москва: Наука, 1975. — 429 с. URL: http://www.a-nevsky.ru/library/tihomirov-drevnaya-rus28.html (дата обращения: 23.02.2023)


Ключевые слова

Русь, вера, православное христианство

Похожие статьи

Государственная идеология Византии

В данной статье рассказывается о проблемах влияния Византийской империи на формирование русской традиции государства. Рассматриваются идеологические, культурные и структурные заимствования. Сравниваются и анализируются византийские и российские идеол...

Отношение к миссии в первые века христианства

В статье исследуется динамика прозелитизма в христианстве, начиная с иудейских корней и переходя к универсальной миссии для всех народов, обсуждается использование термина «варвар» в Новом Завете и эволюция его значения, подчеркивая уникальность хрис...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Социальная политика Русской православной церкви в современной России

Эффективная социальная политика является приоритетным направлением любого государства. Статья посвящена проблемам социальной политики в Российской Федерации на современном этапе. В данной статье рассматриваются вопросы социального взаимодействия Русс...

Проблема влияния Орды на культуру Руси в отечественной историографии

В данной статье представлено обширное многообразие мнений и концепций отечественных историков по отношению к культурному влиянию Золотой Орды на Русь.

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Религия синто и ее роль в современном японском обществе

В статье авторы приводят анализ роли синтоизма для японского населения в современном мире. Синто оказывает значительное влияние на формирование культуры и менталитета японцев. Изучение влияния синтоизма на население Японии играет важную роль в понима...

Средневековые общественно-политические процессы в Западной Европе и их воздействие на формирование поэтического наследия вагантов

В статье рассматриваются предпосылки возникновения первых университетов в средневековой Европе и последствия данного процесса, одним из итогов которого стало появление вагантов, создавших уникальную литературу.

Основы социальной концепции Русской православной церкви: разработка социальной доктрины русского православия

В статье рассматриваются ключевые вопросы, предъявляемые к тексту ОСК РПЦ. Рассмотрены аспекты проблемы внешнего взаимодействия церкви с современным обществом.

Церковная жизнь на Украине в конце ХХ — начале XXI века: перспективы перемен

Статья посвящена церковным российско-украинским отношениям в конце XX — начале XXI в. Проанализирована история Украинской Церкви на рубеже двух столетий, рассмотрены направления развития церковных российско-украинских отношений в XXI в., задачи и мет...

Похожие статьи

Государственная идеология Византии

В данной статье рассказывается о проблемах влияния Византийской империи на формирование русской традиции государства. Рассматриваются идеологические, культурные и структурные заимствования. Сравниваются и анализируются византийские и российские идеол...

Отношение к миссии в первые века христианства

В статье исследуется динамика прозелитизма в христианстве, начиная с иудейских корней и переходя к универсальной миссии для всех народов, обсуждается использование термина «варвар» в Новом Завете и эволюция его значения, подчеркивая уникальность хрис...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Социальная политика Русской православной церкви в современной России

Эффективная социальная политика является приоритетным направлением любого государства. Статья посвящена проблемам социальной политики в Российской Федерации на современном этапе. В данной статье рассматриваются вопросы социального взаимодействия Русс...

Проблема влияния Орды на культуру Руси в отечественной историографии

В данной статье представлено обширное многообразие мнений и концепций отечественных историков по отношению к культурному влиянию Золотой Орды на Русь.

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Религия синто и ее роль в современном японском обществе

В статье авторы приводят анализ роли синтоизма для японского населения в современном мире. Синто оказывает значительное влияние на формирование культуры и менталитета японцев. Изучение влияния синтоизма на население Японии играет важную роль в понима...

Средневековые общественно-политические процессы в Западной Европе и их воздействие на формирование поэтического наследия вагантов

В статье рассматриваются предпосылки возникновения первых университетов в средневековой Европе и последствия данного процесса, одним из итогов которого стало появление вагантов, создавших уникальную литературу.

Основы социальной концепции Русской православной церкви: разработка социальной доктрины русского православия

В статье рассматриваются ключевые вопросы, предъявляемые к тексту ОСК РПЦ. Рассмотрены аспекты проблемы внешнего взаимодействия церкви с современным обществом.

Церковная жизнь на Украине в конце ХХ — начале XXI века: перспективы перемен

Статья посвящена церковным российско-украинским отношениям в конце XX — начале XXI в. Проанализирована история Украинской Церкви на рубеже двух столетий, рассмотрены направления развития церковных российско-украинских отношений в XXI в., задачи и мет...

Задать вопрос