В статье рассматривается развитие и функционирование федеральных территорий (ФТ) в Российской Федерации, с особым акцентом на уникальное образование — федеральную территорию «Сириус». Авторы анализируют законодательные основы создания ФТ, включая изменения в Конституции РФ и Федеральном законе «О федеральной территории Сириус». Подчеркивается, что ФТ не подчиняются субъектам Федерации и находятся под контролем федеральной власти, что вызывает вопросы о правовом статусе и реализации местного самоуправления. А также в статье рассматриваются проблемы организации и функционирования местного самоуправления на федеральной территории “Сириус”. Сравнивается российский опыт создания федеральной территории и зарубежный. Авторы также акцентирует внимание на стратегическом значении «Сириуса» для развития научных и образовательных инициатив, а также привлечения инвестиций. Наконец, авторы предлагает рекомендации по улучшению правового регулирования и повышению эффективности местного самоуправления, учитывая специфику федеральных территорий.
Ключевые слова: местное самоуправление, федеральная территория, российская Федерация, Краснодарский край, публичная власть, Сириус, член Совета, городской округ, государственная власть, правовое регулирование.
В Российской Федерации активно развиваются и функционируют публично-правовые образования. Особого внимания заслуживает такое образование как федеральная территория (далее-ФТ). Федеральная территория является нововведением, которое было введено в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ.
Единственной ФТ на территории России является “Сириус”. Здесь стоит придать внимание тому, что на территории данного образования проживают более 13 тысяч человек, а значит население в границах данного образования должно реализовывать местное самоуправление, не смотря на то, что данная территория имеет ряд особенностей в корне отличающих её от привычных нам муниципальных образований.
Пожалуй, главной особенностью ФТ является стратегическое значение. Так, основной целью создания данной территории является развитие образовательных и научных инициатив, привлечение инвестиций и создание условий для стартапов в области науки и технологий, развитие талантов, а также олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, а также устав определяет статус территории как особой экономической зоны.
Органы государственной власти на федеральных территориях (ФТ) обладают признаками и полномочиями как органов государственной, так и органов местного самоуправления. Ключевым принципом организации такого управления является тесное взаимодействие органов муниципальной и государственной власти.
Говоря об особенностях реализации местного самоуправления, стоит подчеркнуть, что ФЗ “ О федеральной территории Сириус” в части, регулирующей местное самоуправление, имеет ряд положений нехарактерных муниципальным образования [4]. Вторая статья данного нормативного акта определяет возможность “осуществления местного самоуправления гражданами, проживающими на территории Сириус-непосредственно, либо через органы публичной власти ФТ «Сириус», за исключением полномочий, переданных муниципальным органам города-курорта Сочи” [1].
Данная формулировка довольно любопытна, так как осуществление местного самоуправления посредством органов публичной власти ФТ не учитывает специфику местных сообществ и их потребностей, а также противоречит конституционным нормам, определяющим формы осуществления местного самоуправления. Функции органов публичной власти ФТ имеют свою специфику и часто не совпадают с задачами местного самоуправления.
А также это уникальный случай, когда часть функций по осуществлению МСУ одного городского округа переданы другому городскому округу. Здесь снова встанет вопрос о соответствии этого положения принципу организации местного самоуправления в интересах населения.
Также необходимо раскрыть особенности формирования представительного органа федеральной территории. Совет федеральной территории «Сириус» является представительным. Он формируется из 17 членов. Из них девять членов избираются на выборах населением ФТ. Три члена назначаются Президентом Российской Федерации, три — Правительством Российской Федерации, один член назначается высшим должностным лицом Краснодарского края, а глава администрации ФТ входит в состав Совета по должности. Три члена Совета осуществляют деятельность на постоянной основе, а остальные — на непостоянной [4]. Члены Совета, работающие на непостоянной основе, имеют право совмещать свое членство с другими государственными должностями, а также участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе на платной основе, и заниматься предпринимательской деятельностью [2]. Таким образом половина членов представительного органа не знакомы с историческими и культурными особенностями, а также вполне возможно, что они и не знакомы с фактическими проблемами, которые должны решаться на местном уровне.
Говоря об особенностях, нельзя не сказать о правовом регулировании федеральной территории. Так, если органы власти Краснодарского края решают передать определённые полномочия органам публичной власти «Сириуса», то правовые акты, принятые в этом контексте, действуют с учётом особенностей, установленных федеральным законодательством и нормативными актами самой территории. Это означает, что законы края не могут быть использованы произвольно, а должны соответствовать специфике и особенностям, которые прописаны в законодательстве «Сириуса» [1].
Муниципальные правовые акты, касающиеся муниципального образования «город-курорт Сочи», также действуют в «Сириусе» до вступления в силу соответствующих актов публичной власти федеральной территории. Это важно для обеспечения непрерывности правового регулирования на данной территории и предотвращения правовых пробелов, что особенно актуально для динамично развивающегося региона.
Российская Федерация — не единственная страна, где функционируют подобного рода территорий. В основном наличие федеральных территорий характерно для стран с федеративным территориальным устройством. Например, их наличие можно наблюдать в США, Индии, Австралии, Канаде, Малайзии, Пакистане и в иных государствах — федерациях.
Как правило, в этих государствах управление данными территориями осуществляется напрямую Главой государства или Правительством.
Далее, в ходе изучения и анализа темы, неясным остаётся также вопрос об осуществлении межмуниципального сотрудничества на данной территории. В соответствии с ч. 1 ст. 66 ФЗ № 131-ФЗ в каждом субъекте РФ образуется такой орган как — совет муниципальных образований [3]. Наличие данного органа на территории Краснодарского края нами не отрицается. Проблема в том, что Краснодарский край, при обобщении развития местного самоуправления на своей территории, не берёт в счёт городской округ Сириус. Считаем, что данный вопрос требует решения, поскольку нельзя говорить о развитии на территории Сириуса местного самоуправления, если территория не предоставляет ежегодный отчётный доклад.
Резюмируя всё вышеизложенное, предлагаем учредить в составе Совета ФТ Сириус отдельный «Комитет местного самоуправления», в который и будут входить «представители от народа» и который самостоятельно в пределах своих полномочий будет решать вопросы местного значения. То есть, таким образом, 17 членов Совета будут представлять интересы федеральной и региональной власти, а избираемые населением 9 — интересы народа. При этом представители от «центра» и региона при осуществлении своих полномочий должны в обязательном порядке согласовывать свои действия с представителями Комитета. При этом считаем необходим предоставить право голосования по отзыву члена Комитета населению Сириуса, в случаях и порядке, предусмотренным ФЗ № 131, а также внести соответствующую статью в Устав ФТ Сириус. Полагаем, что это даст больше прав населению Сириуса на осуществление местного самоуправления и это будет способствовать добросовестному выполнению поставленных перед членом Комитета народом задач.
Литература:
- Фоменко, Н. М. Проблематика реализации принципов публичного управления на примере федеральной территории «Сириус» / Н. М. Фоменко, И. А. Аленькова // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15. —№ s4
- Основы местного самоуправления. Настольная книга депутата и муниципального служащего: учебное пособие / Е. С. Шугрина; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Высш. шк. гос. упр. — Калининград: Полиграфычъ, 2023. — [336] с.
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.
- Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «О федеральной территории «Сириус» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — N 52 (Часть I). — Ст. 8583.