В настоящее время острота экологических проблем в мире имеет тенденцию к нарастанию, поэтому основные усилия человечества будут сосредоточены на поиске решения этих проблем и изменении отношения людей к окружающей среде. Положительных сдвигов в экологической сфере невозможно достичь без формирования у людей экологической культуры, экологического сознания и экологического мышления. По нашему мнению, начинать этот процесс необходимо с самого раннего возраста, и именно в системе школьного образования есть для этого все необходимые воспитательные и образовательные ресурсы.
Современное экологическое образование имеет достаточно много форм и направлений, одним из которых является сити-фермерство, сочетающее в себе одновременно знания из таких областей, как экология, биология, агрономия и информационные технологии. Познакомить обучающихся с этой современной и перспективной областью человеческой деятельности мы решили с помощью системы дополнительного образования, развитию которой в настоящее время уделяется достаточно много времени. Именно система допобразования помогает детям проявить и развить свои таланты во многих областях, а также попробовать себя в различных профессиях.
В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в сентябре 2021 года в нашей образовательной организации были открыты новые места для детей по программе дополнительного образования естественнонаучной направленности «Сiti-фермер», благодаря которой обучающиеся 5–7-х классов теперь могут познакомиться с этой перспективной профессией и узнать, что собой представляет современное фермерское хозяйство. Освоение данной программы направлено на воспитание у обучающихся культуры труда, приобретение навыков исследовательской деятельности, ознакомление с современными агроэкотехнологиями и такими профессиями, как «гмо-агроном» и «вермитехнолог». Пройдя обучение по данной программе, школьники получают первоначальные знания о современных агротехнологиях, осваивают основные технологические процессы получения продуктов сельского хозяйства, повышают уровень естественнонаучной грамотности, реализуют свои творческие способности через проектную и исследовательскую деятельность, знакомятся с перспективами развития сельскохозяйственной отрасли. Идея включения данной программы в образовательный процесс возникла не случайно, так как в школе есть вся необходимая материально-техническая база, а, по мнению специалистов, сити-фермерство в нашей стране имеет огромный потенциал для своего развития.
В настоящее время сити-фермерство рассматривается как форма «городского сельского» хозяйства, предполагающая выращивание сельскохозяйственных культур и разведение животных в условиях города или городских агломераций. Но мы считаем, что в будущем сити-фермерство будет широко внедряться и в сельские территории. Оно основано на использовании современных технологий, таких как гидропоника, аэропоника, аквапоника и вертикальная ферма. Использование этих технологий позволяет сократить затраты на воду, землю и энергию, а также минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.
Программа «Сити-фермерство» состоит из 2 модулей «Агротехнология» и «Вермитехнология», по 105 часов каждый. Основной упор делается на экологически чистое земледелие. При изучении в модуле «Агротехнология» темы «Растения и почва: содружество» учащиеся знакомятся со структурой, составом, свойствами почвы, особенностями произрастания растений в разных типах почвы. На практических работах обучающиеся определяют механический состав почвы, влажности, кислотности, величину рН среды, учатся работать с нитратомером (см. рис. 1).
Рис. 1. Работа с нитратомером на практическом занятии
При рассмотрении темы «Области применения сити-фермерства» дети учатся выращивать комнатные и лекарственные растения, зелёные овощи, ягодные культуры в домашних условиях с помощью гроубоксов, мини-теплицы, фитосветильников, проращивателей для семян (см. рис. 2).
Рис. 2. Выращивание зеленых овощей
Достаточная часть времени в программе уделена выращиванию растений с помощью гидропоники и аэропоники. Практические работы проводятся в лаборатории «Гидропоника». Дети учатся не только работать со стационарной гидропонной установкой, но и изготавливать такую установку из подручных средств (пластиковой трубы, бутылок) (см. рис. 3).
Рис. 3. Выращивание растений в гидропонной установке
На занятиях дети осваивают навыки выращивания микрозелени, узнают о том, что такое «витграсс» и каковы его полезные свойства, проводят практические работы по выращиванию клубники по голландской технологии, знакомятся с вертикальным озеленением. Учащиеся сами создают эскизы зелёных стен и выполняют проекты по созданию фитостены в комнатных условиях. Особое внимание уделяется первоначальному профессиональному самоопределению.
Лабораторно-практические занятия при освоении модуля «Вермитехнология» проходят в помещении школьного вермицеха (см. рис. 4).
Рис. 4. Школьный вермицех
Учащиеся знакомятся с вермикультивированием, конкретизируют из уроков биологии свои знания по морфологическим и физиологическим особенностям дождевых червей, определяют их отличия от красного калифорнийского дождевого червя породы «Старатель», который выращивается в школьном вермицехе. Большое количество занятий отводится на изучение особенностей развития и размножения, рациону питания данной вермикультуры. Дети осваивают практику приготовления субстрата и ухаживания за вермикультурой, особенно в зимний период, проводят ферментацию и биометрическую обработку компоста, доводят биогумус-сырец до готовности. Особое внимание уделяется изучению влияния биогумуса на выращивание растений. Промежуточная аттестация проводится по результатам защиты мини-проектов по изученным темам модулей. Итогом обучения по данной дополнительной программе является защита проекта учащимися, над которым они работают все три года обучения.
Благодаря новому оборудованию у детей значительно расширились возможности в плане проведения исследований, которые не проводились раньше, повысилось качество лабораторных работ, появилась мотивация глубже изучать предметы естественно-научного цикла.
На данный момент обучение закончили две группы школьников. Учитывая, что наша образовательная организация в настоящее время имеет статус региональной инновационной площадки по направлению «Экологическое образование: концепция новой образовательной модели», знания, полученные ребятами в области сити-фермерства, они с успехом применяют на курсах внеурочной деятельности и во время работы лагеря дневного пребывания экологического направления «Росток».
Проведя анализ результатов освоения школьниками программы «Сити-фермерство», можно сделать однозначный вывод: данная программа стала неотъемлемой частью экологического образования нашей школы.
Во-первых, сити-фермерство способствует развитию у школьников понимания взаимосвязи между человеком и природой, прививает любовь к природе и учит заботиться о ней.
Во-вторых, дети узнают о современных технологиях выращивания растений и животных, что развивает их интерес к науке и технике.
В-третьих, сити-фермерство позволяет школьникам на практике познакомиться с процессом выращивания сельскохозяйственных культур, что способствует формированию у них навыков и знаний, необходимых для успешной работы в сельском хозяйстве.
Таким образом, сити-фермерство представляет собой перспективную форму экологического образования и трудового воспитания школьников. Оно воспитывает у детей любовь к природе, учит заботиться о ней и работать с землей и растениями. Сити-фермерство также может быть использовано в учебном процессе для изучения основ сельского хозяйства и современных технологий выращивания растений. Основная идея проекта заключается в интеграции основного общего и дополнительного образования, направленного на развитие у учащихся сельского социума мотивации к научно-исследовательской и проектной деятельности агроэкологической направленности с учётом региональной специфики в направлении экологического земледелия.
Литература:
- Журавлева, Л. А. Сити-фермерство как перспективное направление развития агропроизводства: монография / Л. А. Журавлева; Минобрнауки России, ФГБОУ ВО «Московский Политех». — Москва: Русайнс, 2021. — 159 с.
- Кравченко В. Н. Сити-фермерство. Агробиотехнологии: методические рекомендации по реалиации дополнительной общеобразовательной программы / сост.: В. Н. Кравченко, Э. З. Буржумова, Е. С. Сарапульцева; Сургут. гос. ун-т. — Сургут: ИЦ СурГУ, 2022 –114 с.
- Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области на период до 2025 года (утв. приказом МОиН Челябинской области от 05.10.2020г. № 01/2091)