Сити-фермерство как инструмент развития экологического образования и трудового воспитания школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Крупина, Т. Н. Сити-фермерство как инструмент развития экологического образования и трудового воспитания школьников / Т. Н. Крупина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45.1 (544.1). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118716/ (дата обращения: 23.12.2024).



В настоящее время острота экологических проблем в мире имеет тенденцию к нарастанию, поэтому основные усилия человечества будут сосредоточены на поиске решения этих проблем и изменении отношения людей к окружающей среде. Положительных сдвигов в экологической сфере невозможно достичь без формирования у людей экологической культуры, экологического сознания и экологического мышления. По нашему мнению, начинать этот процесс необходимо с самого раннего возраста, и именно в системе школьного образования есть для этого все необходимые воспитательные и образовательные ресурсы.

Современное экологическое образование имеет достаточно много форм и направлений, одним из которых является сити-фермерство, сочетающее в себе одновременно знания из таких областей, как экология, биология, агрономия и информационные технологии. Познакомить обучающихся с этой современной и перспективной областью человеческой деятельности мы решили с помощью системы дополнительного образования, развитию которой в настоящее время уделяется достаточно много времени. Именно система допобразования помогает детям проявить и развить свои таланты во многих областях, а также попробовать себя в различных профессиях.

В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в сентябре 2021 года в нашей образовательной организации были открыты новые места для детей по программе дополнительного образования естественнонаучной направленности «Сiti-фермер», благодаря которой обучающиеся 5–7-х классов теперь могут познакомиться с этой перспективной профессией и узнать, что собой представляет современное фермерское хозяйство. Освоение данной программы направлено на воспитание у обучающихся культуры труда, приобретение навыков исследовательской деятельности, ознакомление с современными агроэкотехнологиями и такими профессиями, как «гмо-агроном» и «вермитехнолог». Пройдя обучение по данной программе, школьники получают первоначальные знания о современных агротехнологиях, осваивают основные технологические процессы получения продуктов сельского хозяйства, повышают уровень естественнонаучной грамотности, реализуют свои творческие способности через проектную и исследовательскую деятельность, знакомятся с перспективами развития сельскохозяйственной отрасли. Идея включения данной программы в образовательный процесс возникла не случайно, так как в школе есть вся необходимая материально-техническая база, а, по мнению специалистов, сити-фермерство в нашей стране имеет огромный потенциал для своего развития.

В настоящее время сити-фермерство рассматривается как форма «городского сельского» хозяйства, предполагающая выращивание сельскохозяйственных культур и разведение животных в условиях города или городских агломераций. Но мы считаем, что в будущем сити-фермерство будет широко внедряться и в сельские территории. Оно основано на использовании современных технологий, таких как гидропоника, аэропоника, аквапоника и вертикальная ферма. Использование этих технологий позволяет сократить затраты на воду, землю и энергию, а также минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

Программа «Сити-фермерство» состоит из 2 модулей «Агротехнология» и «Вермитехнология», по 105 часов каждый. Основной упор делается на экологически чистое земледелие. При изучении в модуле «Агротехнология» темы «Растения и почва: содружество» учащиеся знакомятся со структурой, составом, свойствами почвы, особенностями произрастания растений в разных типах почвы. На практических работах обучающиеся определяют механический состав почвы, влажности, кислотности, величину рН среды, учатся работать с нитратомером (см. рис. 1).

Работа с нитратомером на практическом занятии

Рис. 1. Работа с нитратомером на практическом занятии

При рассмотрении темы «Области применения сити-фермерства» дети учатся выращивать комнатные и лекарственные растения, зелёные овощи, ягодные культуры в домашних условиях с помощью гроубоксов, мини-теплицы, фитосветильников, проращивателей для семян (см. рис. 2).

Выращивание зеленых овощей

Рис. 2. Выращивание зеленых овощей

Достаточная часть времени в программе уделена выращиванию растений с помощью гидропоники и аэропоники. Практические работы проводятся в лаборатории «Гидропоника». Дети учатся не только работать со стационарной гидропонной установкой, но и изготавливать такую установку из подручных средств (пластиковой трубы, бутылок) (см. рис. 3).

Выращивание растений в гидропонной установке

Рис. 3. Выращивание растений в гидропонной установке

На занятиях дети осваивают навыки выращивания микрозелени, узнают о том, что такое «витграсс» и каковы его полезные свойства, проводят практические работы по выращиванию клубники по голландской технологии, знакомятся с вертикальным озеленением. Учащиеся сами создают эскизы зелёных стен и выполняют проекты по созданию фитостены в комнатных условиях. Особое внимание уделяется первоначальному профессиональному самоопределению.

Лабораторно-практические занятия при освоении модуля «Вермитехнология» проходят в помещении школьного вермицеха (см. рис. 4).

Школьный вермицех

Рис. 4. Школьный вермицех

Учащиеся знакомятся с вермикультивированием, конкретизируют из уроков биологии свои знания по морфологическим и физиологическим особенностям дождевых червей, определяют их отличия от красного калифорнийского дождевого червя породы «Старатель», который выращивается в школьном вермицехе. Большое количество занятий отводится на изучение особенностей развития и размножения, рациону питания данной вермикультуры. Дети осваивают практику приготовления субстрата и ухаживания за вермикультурой, особенно в зимний период, проводят ферментацию и биометрическую обработку компоста, доводят биогумус-сырец до готовности. Особое внимание уделяется изучению влияния биогумуса на выращивание растений. Промежуточная аттестация проводится по результатам защиты мини-проектов по изученным темам модулей. Итогом обучения по данной дополнительной программе является защита проекта учащимися, над которым они работают все три года обучения.

Благодаря новому оборудованию у детей значительно расширились возможности в плане проведения исследований, которые не проводились раньше, повысилось качество лабораторных работ, появилась мотивация глубже изучать предметы естественно-научного цикла.

На данный момент обучение закончили две группы школьников. Учитывая, что наша образовательная организация в настоящее время имеет статус региональной инновационной площадки по направлению «Экологическое образование: концепция новой образовательной модели», знания, полученные ребятами в области сити-фермерства, они с успехом применяют на курсах внеурочной деятельности и во время работы лагеря дневного пребывания экологического направления «Росток».

Проведя анализ результатов освоения школьниками программы «Сити-фермерство», можно сделать однозначный вывод: данная программа стала неотъемлемой частью экологического образования нашей школы.

Во-первых, сити-фермерство способствует развитию у школьников понимания взаимосвязи между человеком и природой, прививает любовь к природе и учит заботиться о ней.

Во-вторых, дети узнают о современных технологиях выращивания растений и животных, что развивает их интерес к науке и технике.

В-третьих, сити-фермерство позволяет школьникам на практике познакомиться с процессом выращивания сельскохозяйственных культур, что способствует формированию у них навыков и знаний, необходимых для успешной работы в сельском хозяйстве.

Таким образом, сити-фермерство представляет собой перспективную форму экологического образования и трудового воспитания школьников. Оно воспитывает у детей любовь к природе, учит заботиться о ней и работать с землей и растениями. Сити-фермерство также может быть использовано в учебном процессе для изучения основ сельского хозяйства и современных технологий выращивания растений. Основная идея проекта заключается в интеграции основного общего и дополнительного образования, направленного на развитие у учащихся сельского социума мотивации к научно-исследовательской и проектной деятельности агроэкологической направленности с учётом региональной специфики в направлении экологического земледелия.

Литература:

  1. Журавлева, Л. А. Сити-фермерство как перспективное направление развития агропроизводства: монография / Л. А. Журавлева; Минобрнауки России, ФГБОУ ВО «Московский Политех». — Москва: Русайнс, 2021. — 159 с.
  2. Кравченко В. Н. Сити-фермерство. Агробиотехнологии: методические рекомендации по реалиации дополнительной общеобразовательной программы / сост.: В. Н. Кравченко, Э. З. Буржумова, Е. С. Сарапульцева; Сургут. гос. ун-т. — Сургут: ИЦ СурГУ, 2022 –114 с.
  3. Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области на период до 2025 года (утв. приказом МОиН Челябинской области от 05.10.2020г. № 01/2091)
Основные термины (генерируются автоматически): сельское хозяйство, выращивание растений, дополнительное образование, ребенок, экологическое образование, время, исследовательская деятельность, окружающая среда, особое внимание, современная технология выращивания растений.


Похожие статьи

Использование знаний об экологическом воспитании как средство повышения мотивации обучения детей

Сетевое сообщество школ как средство диссеминации современных образовательных технологий

Использование игры в экологическом воспитании и образовании дошкольников среднего возраста

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Английский детский фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

Использование игровых технологий для повышения экологической грамотности младших школьников

Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков

Образовательный кластер как фактор взаимодействия рынка труда и системы высшего профессионального образования

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков

Похожие статьи

Использование знаний об экологическом воспитании как средство повышения мотивации обучения детей

Сетевое сообщество школ как средство диссеминации современных образовательных технологий

Использование игры в экологическом воспитании и образовании дошкольников среднего возраста

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Английский детский фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

Использование игровых технологий для повышения экологической грамотности младших школьников

Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков

Образовательный кластер как фактор взаимодействия рынка труда и системы высшего профессионального образования

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков

Задать вопрос