Актуальность введения агробизнес-образования в дошкольном образовательном учреждении
Автор: Хусхаева Светлана Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.
Дата публикации: 19.01.2022
Статья просмотрена: 314 раз
Библиографическое описание:
Хусхаева, С. Н. Актуальность введения агробизнес-образования в дошкольном образовательном учреждении / С. Н. Хусхаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7003/ (дата обращения: 17.12.2024).
Введение агробизнес-образования в систему образования Иркутской области является важнейшим фактором экономического роста и социально-экономического развития Приангарья на современном этапе перехода к инновационному типу экономики страны. Концепция непрерывного агробизнес-образования детей и молодежи совершенно оправдано включает в единую систему и дошкольный возраст, справедливо считая экономическое воспитание необходимым и актуальным с детских лет
Поэтому задача нас, педагогов ДОУ и родителей, помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.Решение задач агробизнес-образования, естественно, должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста — один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, передовой практики воспитания показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась.
Всё большее количество семей отказываются от ведения хозяйства. Если буквально лет 5-10 назад среди родителей воспитанников были семьи, которые занимались сельским хозяйством, т. е. имели домашних животных, ухаживали за ними, заготавливали корма, то сейчас, как правило, родители не занимаются сельскохозяйственным трудом. Согласно данным социальных паспортов, собранных педагогами в ДОУ, среди профессий родителей наших воспитанников нет механизаторов, доярок и других сельскохозяйственных профессий. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к сельскому труду, важно обогащать их представления о сельскохозяйственных профессиях, о значении их труда в жизни людей. Ребёнок повсюду: в детском саду, в семье, сталкивается с трудом взрослых, что имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.
Сельское хозяйство сегодня требует людей грамотных, любящих свое дело. От воспитателей дошкольного учреждения в немалой степени зависит, что знают о сельскохозяйственном труде дети, будущие труженики полей.
Существующие на сегодняшний день образовательные программы для дошкольников не включают в себя вопросы, связанные с агробизнес-образованием. Но мы живем в аграрном регионе, и как один из вариантов решения этой проблемы мы рассматриваем включение в образовательную программу ДОУ реализация познавательных проектов для детей старшего дошкольного возраста «Я бы в фермеры пошел, пусть меня научат», «От куда хлеб пришел», «Огород на окне», «Молочная продукция» и др. Цель данных проектов — расширять, обобщать представление и систематизировать знания детей о сельскохозяйственных профессиях. Познакомить с особенностями работы в сельском хозяйстве в родном крае.
Личность ребенка зарождается в дошкольном возрасте. Ребенок учится любить своих родителей, свою маленькую родину, край, где он родился и вырос. Открыть своим воспитанникам глаза на достояние малой родины, показать, в каком замечательном краю мы живем, какие интересные люди наши земляки — очень важное направление в работе ДОУ по агробизнес-образованию. Работа над проектами начинается осенью, с просмотра видеофильма «Хозяин» о труде фермера. Как правило, фильм вызывает у детей интерес тем, что некоторые дети узнают нашу речку Куду. Вспоминают, что видели на полях табуны лошадей. И здесь мы рассказываем своим воспитанникам о том, что у нас есть такой замечательный человек, который трудится на нашей земле, и с которым мы познакомимся. Он разводит коров, лошадей, пашет землю. И мы находим отклик у своих детей. Наши ребята просят о повторном просмотре данного фильма. Затем мы предлагаем детям мультимедийную презентацию «Фермер». В ходе реализации проектов совместно с детьми и родителями мы изготавливаем стенды, фотостенды «Человек славен трудом». Где наши воспитанники с родителями выставляют фотографии с текстом о своем Герое труда. Данная работа находит широкий интерес не только у родителей и детей, но и мы сами, педагоги узнаем очень многое о семьях своих воспитанников, оказывается, что почти в каждой семье есть герои — труженики. Детям приятно узнавать и смотреть на фото своих бабушек и дедушек. Они начинают понимать, что добросовестный труд человека всегда почетен.
В беседах с детьми педагоги рассказывают им о том, что Родина славит людей за их трудовые подвиги, награждает орденами и медалями, о хороших тружениках пишут в газетах. Рассматриваем фотографии фермеров района, помещенные в газетах «Окружная правда», «Панорама округа». По эпизодам, запечатленным на фотографиях, дети верно определяют, какой труд показан, а педагоги мы рассказывают о трудовых успехах этих людей.
Наши воспитанники любят экскурсию в Усть-Ордынский аграрный техникум. С самого утра дети ждут автобус для поездки в техникум, «где учат профессиям». Дети воочию видят все те машины, которые помогают фермеру убирать урожай. Детишки трогают своими руками и колеса, и лемехи, и все другие запчасти машин. Когда они видят трактор в разрезе, то все срочно желают сесть за штурвал.
Решение проблемы агробизнес-воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами общественной морали, раскрывающими ценностное отношение к окружающей природе, к результатам человеческого труда и человеку, при этом акцентируя внимание на самоактуализации личностного потенциала ребенка, становлении у него жизненной позиции хозяина своей судьбы.
Самое большое впечатление производит на детей поездка в крестьянско-фермерское хозяйство. К сожалению, из-за пандемии уже 2 года мы не выезжаем к своему фермеру, где нас радушно принимает наш фермер Балтаев Аркадий Андриянович. После данной поездки педагоги проводят с детьми беседу «Что мы видели на ферме?». Также обязательно проводится с детьми продуктивная деятельность, дети рисуют, лепят, мастерят то, что они видели на ферме.
В группах (старшая, подготовительная) мы организовали музейный уголок, где разместили репродукции известных художников Пластова, Кустодиева, Васендина, на полотнах которых изображен крестьянский труд. Педагоги рассказывают детям о труде крестьян. В ходе реализации проектов, беседуя с детьми о молоке, педагоги обратили внимание, что детям интересно, почему молоко белое. И детям нравится опыт «Молоком писать» — способ тайного письма молоком между строчек: при подогреве такого листка строчки, написанные молоком «проявляются». Таким образом, мы формируем у детей навыки экспериментирования и фиксации наблюдений, развитие умения анализировать и выдвигать гипотезы на основе наблюдений. Дети по своей природе любознательны. Например, после посещения фермы они задавали множество вопросов. Для того чтобы не погасить у ребят желания к познанию окружающей жизни, мы стремимся поддержать их интерес, помочь им систематизировать впечатления, научить их самих делать элементарные выводы.
Работая над проектами, педагоги используют разные средства и методы: наблюдения, беседы, просмотры фильмов, связанных с трудом взрослых на селе, рассматривание картин, чтение художественной литературы, дидактические игры, привлечение детей к помощи взрослым и участию в посильном труде на участке детского сада, в уголке природы, дома с родителями. Родителям предлагаем привлекать детей дома к сельскохозяйственному труду, сбору ягод, грибов, читать детям рассказы и стихи о труде, людях труда. Привлекаем родителей к сбору пословиц и поговорок о труде, о сельскохозяйственных профессиях. Интересно проходила работа по сбору примет о хлебе и обсуждение этих примет на совместных беседах. Воспитатели проводят с родителями мастер-классы по трудовому воспитанию детей, цель которых — необходимость совместной трудовой деятельности с детьми. Родители разыгрывали сценки по трудовому воспитанию, отгадывали загадки, высказывали свою точку зрения. На родительских собраниях обсуждаются различные педагогические ситуации (о трудовом воспитании). Родители наших воспитанников активны, готовы к сотрудничеству. Мы считаем, что данная работа с детьми и с родителями способствует повышению роли семьи в воспитании детей посредством труда.
Итоговое мероприятие вышеназванных проектов — это праздники «Славим человека труда», «Урожай», Продуктивная деятельность, совместное изготовление поделок с родителями.
Гости на наших праздниках — именно те люди, которых по праву мы можем назвать — кормильцы народа. Кормильцы села, района, области, России. Наши праздники — это праздники прекрасных и трудолюбивых людей. Простых и мудрых. А мудрость приходит от той земли, на которой вы работали и продолжаете работать. Михаил Борисович Ботороев всю свою жизнь посвятил развитию сельского хозяйства в нашем районе. Ушаков Анатолий Яковлевич, известный у нас в районе руководитель сельского хозяйства, долгое время руководивший совхозом Эхирит-Булагатский, Илья Петрович и Нэли Петровна Борисовы. Они также как и все наши гости всю свою жизнь проработали в нашем Эхирит-Булагатском районе — совхозе Усть-Ордынский и вся трудовая деятельность связана с сельским хозяйством.
28 июля 2017 года наш детский сад принял участие в региональном агропромышленном форуме «День поля 2017» в ООП СХПП «Тугутуйское». Мы представили свой баннер «Я бы в фермеры пошел, пусть меня научат», выставку детского творчества «Что мы видели на ферме», мини-выставку игрушек «Детская сельскохозяйственная техника», фотоиллюстрации о фермерах нашего района.
В 2017-2018 учебном году творческая группа нашего детсада в составе педагогов Хусхаевой С. Н., Толстиковой Г. М. и Малакановой Е. В. представили проект «Я бы в фермеры пошел, пусть меня научат» на муниципальном этапе конкурса «Лучшая методическая разработка среди ДОУ», на котором заняли второе место.
Принимали участие в выставке Сибэкспоцентре Агропромышленная неделя 2017 г.
Представляли свою экспозицию в октябре 2017 г. на III образовательном Форуме глав муниципальных образований Иркутской области «Земля Иркутская».
Таким образом, знания по агробизнес-образованию, полученные ребенком в дошкольном возрасте, не будут иметь академического оттенка, не будут казаться навязанными и надолго останутся в памяти. А если теорию подтверждать практикой, чему в немалой степени могут посодействовать взрослые, то у ребенка разовьется интерес к этой сфере деятельности. Впоследствии знания, полученные в раннем детстве, ребенок будет не только помнить, но и умело применять в жизни. При этом, осуществляя целенаправленное агробизнес-образование важно учитывать, что это современное образование направлено в будущее, результаты его проявятся через определенное количество лет.