Работа по ранней профориентации младших дошкольников в сфере «Сельскохозяйственные профессии» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 22.08.2023

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Руденко, Я. В. Работа по ранней профориентации младших дошкольников в сфере «Сельскохозяйственные профессии» / Я. В. Руденко, И. О. Водяникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105583/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема выбора профессии является одной из важнейших задач любого человека. Поэтому, вопросы о профессиональной ориентации детей и взрослых являются актуальными и первостепенными. Как только человек попадает в социум, он сталкивается с многогранным миром профессий, которые будут окружать его всю дальнейшую жизнь. Именно в процессе социализации личности вырабатывается отношение к профессии. Уже начиная с детского сада, дети знакомятся с трудом взрослых, получают элементарные представления о мире профессий от своих родителей, поэтому этот возраст можно обозначить началом проявления профессиональных интересов человека. Актуальность работы по ранней профориентации детей в ДОУ обоснована в ФГОС и является важнейшим звеном структуры дошкольного образования и воспитания детей. Профориентация напрямую связана с трудовым воспитанием дошкольников. Именно труд является отражением любой профессии человека. Многие отечественные педагоги рекомендуют знакомить детей с теми видами труда, которые наиболее распространены в области их проживания. В связи с тем, что в нашем детском саду 47 г. Белгород очень популярными направлениями трудового воспитания являются садоводство и огородничество, мы решили описать свой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста по профессиональной ориентации в области сельского хозяйства.

Перед нами, педагогами детского сада, в первую очередь стоят задачи подготовки детей к взрослой жизни. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь и не боялись делать выбор в пользу своих чувств и предпочтений, в том числе, касаемо их будущей профессии. Поэтому, мы считаем, что знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

В экономике нашей страны сельское хозяйство играет важную роль. Аграрный сектор обеспечивает 3,7–3,9 % ВВП страны. Всем известно, что сельского хозяйство — неотъемлемое звено не только в экономике нашей страны, но и важнейший элемент в жизни простых людей. Без сельского хозяйства невозможно представить благополучную жизнь населения, т. к. оно обеспечивает нас продовольствием. Однако, данное направление, с каждым годом становится все менее популярным среди выпускников и будущих абитуриентов ВУЗов, так как появилось огромное количество новых, современных профессий, связанных с информационными технологиями и не требующих от человека приложения огромных усилий и выполнения физического труда. Именно поэтому, мы решили не просто рассказать детям о существовании такой отрасли, как «Сельское хозяйство», а обеспечили целостный органический процесс по приучению детей к труду и ознакомлению их с миром сельскохозяйственных профессий.

В первую очередь мы определили для себя задачи нашей работы:

  1. Сформировать у детей элементарные представления о структуре трудового процесса и его значимости в жизни человека;
  2. воспитывать положительное отношение к профессиям сельскохозяйственного направления;
  3. приобщение детей к профессиональному труду взрослых;
  4. стимулирование познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей раннего дошкольного возраста.

Мы поставили перед собой задачу, не просто познакомить детей с миром сельскохозяйственных профессий, а дать им возможность приобщиться к труду взрослых, обрести практический опыт. В первую очередь, была проведена колоссальная работа по изучению соответствующей научной литературы и подготовке обучающего материала. Обновили уголки «Профессий» и «Патриотический», добавили больше игрушек, связанных с сельскохозяйственным трудом. Изучали с детьми с помощью игр, видеороликов и бесед, какие существуют виды сельскохозяйственных профессий и какую трансформацию они прошли за годы существования. В первую очередь, мы старались донести детям информацию о том, что, живя в городской среде, мы постоянно встречаем результат сельского хозяйства и поэтому, данная отрасль очень важна для нас.

Каждый год в нашем детском саду проходит смотр конкурса «Огород на окне». Именно подготовка к данному конкурсу позволила нам раскрыть интерес детей к труду и сельскому хозяйству. «Огород на окне» — это не просто конкурс, кто больше вырастит растений, это отличный способ приобщения детей к труду. Он включает в себя информацию сразу о нескольких ведущих сельскохозяйственных профессиях, таких как: агроном, технолог, садовод, техник по хранению и переработке растениеводческой продукции, полевод, механизатор, дети узнают об овощных культурах, способах их выращивания и переработки, а также об их пользе для нашего здоровья.

На начальном этапе конкурса, мы решили создать в группе не просто «Огород», а сделать мини-теплицу, которая будет являться для детей наглядным вариантом мини-лаборатории по выращиванию растений. Совместно с родителями и воспитанниками группы, нам удалось воспроизвести задуманное в реальность. В первую очередь изучили с детьми перечень культурных растений, которые выращиваются в нашей области, далее посадили в пластмассовых прозрачных тарах семена, создали систему капельного полива растений и завели дневники наблюдений. Каждую неделю проводилось тематическое мероприятие, на котором дети узнавали этапность выращивания растений, кто занимается каким направлением деятельности в сельском хозяйстве, как перерабатываются полученные продукты и где используются. Дети с большим удовольствием наблюдали за каждым этапом роста растений, зарисовывали их в свои дневники наблюдений, тем самым развивали свои творческие способности и обогащали знания о культурных растениях. На этом этапе дети познакомились с разнообразной художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки, рассказы. Проводились разнообразные занятия, дидактические игры, беседы.

Следующим этапом, мы планируем высадку наших растений на настоящий огород, который находится на территории нашего детского сада. Дети будут помогать ухаживать за своими растениями. Таким способом мы позволяем воспитанникам стать частью важного и очень интересного процесса трудовых взаимоотношений взрослых, и в тот же момент, происходит процесс формирования у них представлений о важнейших сельскохозяйственных профессиях.

Знакомство детей с миром профессий через трудовое воспитание, не только способствует формированию у них теоретических (пассивных) знаний, но и дает огромную возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста имеет важнейшую задачу в процессе их воспитания и обучения в ДОУ, с помощью нее, дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва 2022;
  2. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013;
  3. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2019. № 9; Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012;
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, сельское хозяйство, профессия, труд взрослых, дневник наблюдений, мир профессий, профессиональная ориентация детей, ранний дошкольный возраст, трудовое воспитание.


Похожие статьи

Организация работы с родителями по развитию детских интересов в области ранней профориентации

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста по программе «Детство»

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Реализация программы по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта с детьми 6–7 лет

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Похожие статьи

Организация работы с родителями по развитию детских интересов в области ранней профориентации

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста по программе «Детство»

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Реализация программы по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта с детьми 6–7 лет

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Задать вопрос